об оспаривании распоряжения, понуждении предоставить земельный участок



Дело № 2-1675/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи      Карповой О.Н.

при секретаре                         Пеплер Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизатуллиной О.С. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения, возложении обязанности предоставить земельный участок,

у с т а н о в и л:

Гизатулина О.С. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; обязании администрации Златоустовского городского округа выделить вышеуказанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства после проведения работ по его формированию.

В обоснование заявленных требований указала, что обращалась в администрацию Златоустовского городского округа об отводе указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды. ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», в котором было опубликовано распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» узнала, что ей отказали в отводе земельного участка, МУ «КУИ ЗГО» поручено сформировать земельный участок, после чего организовать проведение торгов на предоставление участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. По мнению истицы, в отношении испрашиваемого земельного участка не проведены работы необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта, а также не определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно - технического обеспечения, следовательно участок не может быть предметом торгов. Оспариваемое распоряжение администрации Златоустовского городского округа истица считает незаконным, противоречащим действующему земельному законодательству, в частности ст.ст. 28, 34 ЗК РФ.

В последующем истец уточнила исковые требования, в части правовых норм регулирующих спорные правоотношения, сославшись на положения ст.ст. 28, 30, 301 Земельного кодекса РФ.

Истец Гизатулина О.С., её представитель Васильев Ю.В., допущенный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в уточнении к нему.

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.    ), с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 12-13), считает распоряжение администрации ЗГО законным и обоснованным, указал, что поскольку на спорном земельном участке планируется возведение жилого дома, следовательно, порядок предоставления земельного участка, в том числе путём проведения торгов, предусмотрен ст. 301 Земельного кодекса РФ.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования, заявленные Гизатулиной О.С., не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст.255 ГПК РФ)

Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гизатулина О.С. обратилась с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа об отводе земельного участка примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды (л.д. 5).

Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 22, 23, 30, 47-48).

Из ответа начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа следует, что согласно генеральному плану г. Златоуста и Правилам землепользования и застройки г. Златоуста, утвержденным решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО, земельный участок примерной площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной В.2-зона многоквартирных домов в 4 этажа и выше (л.д. 29).

По данным архива Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, числится ФИО5 (л.д. 126)

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 суду показал, что ранее в доме по адресу: <адрес>, проживал мужчина по имени Виктор, фамилия его не известна, указанный дом был оформлен на его дочь, которая проживала в Москве. Огород им не засаживался, так как земля у дома была плохая. Около 8 лет назад он заболел, после чего стал проживать у соседки, а затем умер. В дальнейшем указанный дом растащили на дрова, в настоящее время отсутствует даже фундамент, имеется только яма. Земельным участком пользуется Гизатуллина О.С. Какие - либо иные лица на указанный земельный участок не претендуют.

Из справки, выданной Златоустовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации», следует, что на земельном участке по адресу: <адрес>, строений и сооружений нет (л.д. 24).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» (пункт 10 п.п. 4 Протокола) комитету по управлению имуществом ЗГО поручено сформировать испрашиваемый земельный участок, после чего организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением индивидуального жилого дома. Указанное распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

Истица и её представитель считают оспариваемое распоряжение администрации Златоустовского городского округа незаконным, указывая, что спорный земельный участок не может быть предметом торгов, поскольку инициатива о предоставлении данного земельного участка исходила от истца, а не от ответчика. В ст. 301 Земельного кодекса РФ указано, что орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования. Земельным кодексом предусмотрено право органа местного самоуправления определить перечень случаев, когда земельные участки предоставляются исключительно путем проведения торгов. Согласно п.5 положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте, утвержденного решением Златоустовского городского собрания депутатов № 811 от 01.07.2004, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. В остальных случаях торги могут назначаться, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка. На данный участок имелась только одна заявка истца, следовательно, по мнению истца, законных оснований для выставления права аренды на торги у ответчика не имелось. Земельный участок истица намерена использовать для ведения личного подсобного хозяйства со строительством жилого дома. Участок является свободным.

Представитель администрации ЗГО в судебном заседании пояснил, что при рассмотрении заявления истицы, орган местного самоуправления руководствовался не вышеуказанным Положением, а нормой федерального закона – ст. 30.1 ЗК РФ, поскольку в Положении особенности предоставления земельных участков граждананм под индивидуальное жилищное строительство не регламентированы.

Оценивая, представленные доказательства, суд считает доводы истицы необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ.

    Из содержания п. 1 ст. 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с пунктами 1.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4).

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ, Златоустовское городское Собрание депутатов в пункте 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте (утв. решением № 811 от 01.04.2004) установило (л.д. 39-42), что на территории Златоустовского городского округа исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного места размещения объекта.

Для остальных случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в том числе в аренду) данным пунктом предусмотрено, что выставление земельного участка на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными актами.

Вместе с тем ст.301 ЗК РФ, действующая с 01 октября 2005 года, закрепляет иной порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства.

        Так, в соответствии с п. 3 ст.301 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ нормы земельного права, содержащиеся в иных правовых источниках должны соответствовать положениям настоящего кодекса, а так же, что ст. 301 ЗК РФ была введена позднее положения «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», суд полагает, что возникшие между сторонами правоотношения должны регулироваться ст. 301 ЗК РФ.

Из анализа положений ст. 301 Земельного кодекса РФ следует, что право выбора способа предоставления гражданину земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который вправе по своему усмотрению определить, будет ли испрашиваемый земельный участок предоставлен заинтересованному лицу по результатам торгов либо на основании заявления гражданина путём публикации в периодическом печатном издании сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешённого использования.

Таким образом, администрация ЗГО вправе была принять решение о поручении МУ «КУИ ЗГО» провести работы по формированию земельного участка об организации проведения торгов в отношении спорного земельного участка. Данное решение не противоречит положениям п. 4 ст. 30 ЗК РФ, а доводы истца основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

То обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого решения не были выполнены все работы, перечисленные в пункте 4 ст. 30 ЗК РФ, не является препятствием для принятия решения о проведении торгов и не дает оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истице испрашиваемый земельный участок, который не сформирован в установленном порядке, без проведения торгов.

Как следует из пояснений представителя ответчика, требования п. 4 ст. 30 ЗК РФ будут исполнены в полном объеме до выставления участка на торги МУ «КУИ ЗГО», сведения о назначении даты торгов будут опубликованы в прессе. До выполнения работ по формированию земельного участка, определить технических условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения не представляется возможным. Работы по формированию земельных участков на территории округа осуществляются по мере выделения бюджетного финансирования.

Данные доводы суд считает заслуживающими внимания с учетом того обстоятельства, что постановка на кадастровый учет и формирование всех свободных и пригодных для застройки земельных участков на территории городского округа требует значительных временных и финансовых затрат. Истица обратилась в орган местного самоуправления до того момента, когда в плановом порядке испрашиваемый участок был бы поставлен на кадастровый учет с конкретными границами и выставлен на торги. Поэтому работы по формированию участка обоснованно решено проводить в неплановом порядке с целью разрешения вопроса о предоставлении земельного участка по заявлению Гизатулиной.

Оценивая представленные по делу доказательства, доводы сторон, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение администрации Златоустовского городского округа соответствуют положениям действующего законодательства, каких - либо прав и законных интересов Гизатулиной О.С. не нарушает. При условии соблюдения всех требований закона, истец вправе будет оформить в аренду испрашиваемый ею земельный участок.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Гизатуллиной О.С. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Гизатулиной     Ольги Сергеевны к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Гихатуллиной О.С. в отводе земельного участка примерной площадью 600 кв.м., находящегося по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, возложении обязанности выделить земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                  О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу