по иску Крюковой Л.М. к ГУ УПФ РФ в г. Златоусте о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении пенсии



Дело № 2-952/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года                   г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Максимова А.Е.,

при секретаре      Феофиловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюковой Л.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области о признании решения незаконным, включении в льготный стаж периода работы, назначении пенсии,у с т а н о в и л:

Крюкова Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Златоусте) о признании договора подряда от 01 марта 1999 года № 70/99 фактически регулирующим трудовые отношения между ней и ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское», признании решения ГУ УПФ РФ в г. Златоусте об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период работы с 01 марта 1999 года по 31 января 2001 года в муниципальном предприятии «Златоустовское трамвайное управление» в должности водителя трамвая на городских регулярных пассажирских маршрутах и в составе творческого коллектива ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское»; возложении обязанности назначить досрочную пенсию с момента обращения - с 21 марта 2011 года.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что приказом от 19 сентября 1995 года № 113 принята на работу в Златоустовское трамвайное управление учеником водителя трамвая, 21 февраля 1996 года переведена водителем трамвая 3 класса на городских регулярных пассажирских маршрутах. 28 февраля 2005 года в связи со сменой юридического лица уволена по собственному желанию из ООО «Златоустовский трамвай» и 23 сентября 2006 года принята в МУП «ЗТУ» МО ЗГО в службу подвижного состава и эксплуатации водителем 1 класса на городских регулярных пассажирских маршрутах, где работает по настоящее время. С 19 сентября 1995 года по настоящее время непрерывно работала в качестве водителя трамвая. Однако, по сведениям ГУ УПФ РФ в г. Златоусте в период с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года она работала в составе творческого коллектива, который выполнял работы согласно договора подряда от 01 марта 1999 года № 70/99 с Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ. Никаких записей об этом в трудовой книжке нет. В тот период времени руководство предприятия обязало всех работников подписать эти договоры. Кроме того, по данным ГУ УПФ РФ в г. Златоусте, в период работы по договору подряда она 1 час работала в трамвайном управлении, 7 часов - в Новозлатоустовском отделении ЧООО ВОИ, хотя продолжала выполнять одну и ту же работу водителя трамвая на городских регулярных пассажирских маршрутах, которая входит в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости. С рабочего места не отлучалась, подчинялась правилам внутреннего трудового распорядка, установленным на предприятии, отрабатывала полную рабочую смену. Выполняла следующую работу: управление трамвайным поездом на регулярных городских маршрутах, перевозка пассажиров по городу, контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, соблюдение расписания и правил безопасности движения, регулирование всех видов оборудования подвижного состава трамвая, применение контрольно-измерительных приборов и инструментов в депо, управление трамвайным поездом на маршрутах тяжелого профиля пути. Перед рабочей сменой и после нее проходила медицинский осмотр у медработника трамвайного управления. Путевой лист сдавала диспетчеру ЗГУ. Занятость в течение полного рабочего времени (не менее 80 %) на работе в должности водителя трамвая на городских регулярных пассажирских перевозках подтверждается графиками, табелями учета рабочего времени, путевыми листами, актами приема-сдачи выполненных работ. Никаких работ в ЧООО ВОИ не выполняла. В назначении досрочной трудовой пенсии ГУ УПФ РФ в г. Златоусте ей было отказано, поскольку в период с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года работала по договору подряда неполный рабочий день и права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее нет. Должность водителя трамвая на регулярных пассажирских маршрутах дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Крюкова Л.М. на удовлетворении своих требований настаивала.

Представитель третьего лица МУП «Златоустовское трамвайное управление» МО-ЗГО Брейкин А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Решение ГУ УПФ РФ в г. Златоусте об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости полагал незаконным и необоснованным, поскольку в представленных предприятием документах имеются путевые листы, в которых указано время выезда истца на линию, время возвращения, а также приказы о поощрениях и других мероприятиях, свидетельствующие о выполнении истцом трудовой функции водителя трамвая в течение полного рабочего времени.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Танцырева Е.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать.

В письменном отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 и 11 настоящего ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Крюкова Л.М. зарегистрирована в качестве застрахованного лица 17 октября 1997 года. Период работы в МП «Златоустовское трамвайное управление», не учтенный в специальный стаж по п.п. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, оговорен в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан ГУ УПФР в г. Златоусте и составляет 2 года 10 месяцев с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года. В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета Крюковой Л.М. указанный период работы в МП «Златоустовское трамвайное управление» представлен как период работы на общих основаниях. Данные сведения не вызывают сомнения в связи с тем, что документально не подтверждается занятость истца в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах. Согласно справке от 19 января 2011 года № 28 ив период с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года Крюкова Л.М. работала в составе творческого коллектива ЗТУ по договору подряда, заключенного между Творческим коллективом и ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское». При этом Творческий коллектив выполнял следующие работы: организация движения, перевозка пассажиров горэлектротранспорта, ремонт и обслуживание подвижного состава. Статьей 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Кроме того, ГК РФ предусмотрена возможность выполнения работ по договору подряда другим лицом (субподрядчиком), тогда как по трудовому договору работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ). Трудовой договор обязательно должен содержать указание на трудовую функцию, тогда как по договору подряда эти условия не предусмотрены, как обязательные. 22 сентября 2003 года ГУ УПФ РФ в г. Златоусте произведена проверка документов, касающихся оказания работ Творческим коллективом. Она показала, что оплата проведенных работ Творческого коллектива производилась Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ по ежемесячным актам выполненных работ общей суммой, а в дальнейшем распределялась между членами творческого коллектива, в котором трудовая функция и количество отработанных часов не выделялись. Таким образом, невозможно установить занятость на работе в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах постоянно в течение полного рабочего дня (Т. 1, л.д. 18-19).

Представитель третьего лица ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав стороны, представителя третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Крюковой Л.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из копии трудовой книжки (т.1 л.д. 9-16), Крюкова Л.М. в период с 01 сентября 1995 года по настоящее время работает в МУП Златоустовское трамвайное управление МО-ЗГО водителем трамвая на городских регулярных пассажирских маршрутах.

В период работы наименование предприятия неоднократно изменялось.

17 марта 2011 года Крюкова Л.М. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии (Т.1, л.д. 20-21).

Решением ГУ УПФ РФ в г. Златоусте от 31 марта 2011 года № 5248 Крюковой Л.М. отказано в назначении пенсии по п.п.10 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого специального стажа (Т.1, л.д. 5).

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31 марта 2011 года № 328, специальный стаж истца составляет 12 лет 3 месяца 11 дней, при этом в специальный стаж не учтен период работы с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года в качестве водителя трамвая в МП «Златоустовское трамвайное управление», продолжительностью 2 года 10 месяцев, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица он указан, как работа на общих основания без указания на особые условия труда. Кроме того, в спорный период Крюкова Л.М. работала в составе творческого коллектива Златоустовского трамвайного управления по договору подряда, заключенному между Творческим коллективом и ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское». Проведенная 22 сентября 2003 года проверка показала, что заработная плата работникам в период работы по договору подряда начислялась за 1 час в МУП ЗТУ, за 7 часов - в Новозлатоустовском отделении ЧООО ВОИ, в связи с чем занятость в МУП ЗТУ Крюковой Л.М. в период работы по договору составляла 1 час, то есть менее 80 % рабочего времени, установленного трудовым законодательством, что не дает возможности зачесть данный период в специальный стаж (Т.1, л.д. 6-8).

Отказ во включении в специальный стаж истца периода работы с с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года в качестве водителя трамвая в МП «Златоустовское трамвайное управление» суд считает незаконным, нарушающим ее права.

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 лет в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутахи имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

На основании ч.3 ст. 11 Трудового кодекса РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. При этом принадлежность правовых норм определяется, прежде всего, содержанием регулируемых отношений, а не формой регулирования.

В силу статей 56, 57 Трудового кодекса РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Существенными условиями трудового договора являются: место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Исходя из сравнительного анализа договора подряда и трудового договора, они разграничиваются по многим признаками, в том числе: по договору подряда удовлетворение интереса заказчика обеспечивается результатом работы подрядчика, по трудовому договору - в выполнении работником определенной трудовой функции, характеризуемой специальностью, квалификацией и должностью. Также трудовому договору присущ признак подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка. Для подряда характерно выполнение работ из собственных материалов подрядчика, своими силами и средствами, то есть за свой риск. По трудовому же договору на работодателя возлагается обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. По трудовому договору работнику вознаграждение должно быть выплачено, даже если выполняемая работа не привела ни к какому положительному результату.

Как установлено в ходе судного разбирательства, 01 марта 1999 года между Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ и ЗТУ заключен договор на выполнение работ и услуг № 1-19/99, срок действия которого с 01 марта 1999 года по 01 сентября 1999 года. В последующем соглашениями между ЗТУ и Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ действие договора было неоднократно пролонгировано соглашениями от 01 сентября 1999 года, от 30 декабря 1999 года, от 30 декабря 2000 года, всего на срок до 31 декабря 2002 года.

По условиям договора ЗТУ, как подрядчик, выполняет следующие виды работ: экономический анализ, организация и проведение работ, перевозка пассажиров горэлектротранспортом, ремонт и техобслуживание подвижного состава, ремонт и содержание трамвайных путей, строительно-монтажные работы, текущее содержание зданий и сооружений, сбор выручки от перевозки пассажиров. Также ЗТУ предоставляет Новозлатоустовскому отделению ЧООО ВОИ в полном объеме материалы и оборудование с приложением инструкций и технических документов по их исполнению, необходимых для выполнения работ и услуг по настоящему договору. В обязанности ЗТУ входит информирование Новозлатоустовского отделения ЧООО ВОИ о качестве работы, выполняемой работником, сообщение о несоответствии квалификации работника выполняемой работе; обеспечение работникам при выполнении ими задания безопасных и здоровых условий труда, соответствующих правилам производства работ и техники безопасности; возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний, в соответствии с законодательством РФ.

Новозлатоустовское отделение ЗГО ЧООО ВОИ является юридическим лицом, осуществляет в составе иных видов деятельности, предпринимательскую, внешнеэкономическую, и иную не противоречащую закону деятельность, направленную на обеспечение уставных задач отделения, в том числе перевозку грузов и пассажиров и оказанием платных услуг населению.

Во исполнение договора № 1-19/99 от 01 марта 1999 года между Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ и Творческим коллективом ВОИ был заключен договор подряда № 70/99 от 01 марта 1999 года, по условиям которого Творческий коллектив принял на себя выполнение следующих работ: организация движения, перевозка пассажиров горэлектротранспортом, ремонт и обслуживание подвижного состава. Результаты выполненных работ должны быть представлены в виде актов выполненных работ. Вознаграждение Творческому коллективу выплачивается на основании Положения «Об оплате и премировании», являющимся приложением к договору. При этом Новозлатоустовское отделение ЧООО ВОИ создает фонд заработной платы для выплат пособий по временной нетрудоспособности и выплат в связи с предоставлением ежегодных отпусков. Действие данного договора также пролонгировалось до 31 декабря 2002 года.

В последующем соглашением от 03 января 2001 года в договор подряда № 70/99 были внесены изменения, согласно которым предприятие выплачивает Трудовому коллективу вознаграждение при выполнении работ, оговоренных в договоре, на основании положения «Об оплате и премировании МП «ЗТУ».

Из пояснений истца следует, что весь период времени она работала в Златоустовском трамвайном управлении, которое неоднократно меняло свое наименование. Когда был организован Творческий коллектив, работникам обещали, что характер и условия их труда не изменятся. Заработная плата выплачивалась по трем ведомостям: в одной расписывались за заработную плату за час работы, в другой - за 7 часов, третья была итоговой, там фиксировалась общая сумма. Она постоянно работала водителем трамвая полный рабочий день, никакой иной творческой работой не занималась. Продолжительность работы была от 6-ти до 9-ти часов в день в зависимости от графика, в месяц выходило 168-170 часов.

Согласно Сборнику тарифно-квалификационных характеристик работ и профессий рабочих предприятий, 1987 г., водитель трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах выполняет следующие работы: управление трамвайными поездами всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах; перевозка пассажиров по городу; контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров; соблюдение расписаний и правил безопасности движения; регулирование всех видов оборудования подвижного состава трамвая; применение контрольно-измерительных приборов и инструментов в депо; управление трамвайными поездами на маршрутах тяжелого профиля пути.

Пояснения истца о наличии между ней и ВОИ «Новозлатоустовское» трудовых отношений, а также о работе полный рабочий день водителем трамвая подтверждаются письменными доказательствами, показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

Согласно представленным табелям учета рабочего времени за период с марта 1999 года по декабрь 2001 года, подписанными начальником депо и утвержденными начальником МП ЗТУ, в указанный период времени учет рабочего времени Крюковой Л.М. производился в МП ЗТУ за работу как в ЗТУ, так и в ВОИ, при этом в каждом месяце заполнялось по два табеля - первый - на 1 час работы, второй - на оставшееся время в зависимости от графика - от 5-ти до 9-ти часов (Т.2, л.д. 1-263).

Как следует из путевых листов за период с марта 1999 года по декабрь 2001 года (Т. 1, л.д. 25-54, 60-92, 100-133, 160-187), Крюкова Л.М. каждый день перед выходом на смену получала путевой лист в МП ЗТУ, проходила предрейсовый медосмотр.

В путевых листах зафиксировано время выезда истца на линию и время окончания рейса, а также контрольное время прибытия на станцию в течение рейса. Из путевых листов видно, что продолжительность рабочей смены Крюковой Л.М. составляла 6-9 часов.

Приказом начальника МП «ЗТУ» от 29 января 1999 года № 85 «О награждении» по итогам конкурса «Лучший водитель года» Крюкова Л.М. награждена ценным подарком (Т. 1, л.д. 55-56).

За разговор с посторонним лицом, что является нарушением должностной инструкции, приказом от 22 июля 1999 года № 551 Крюковой Л.М. объявлено замечание (Т. 1, л.д. 57).

Приказом от 24 января 2000 года № 86 «О временном переводе» Крюкова Л.М. переводилась водителем - инструктором вождения трамвая с оплатой согласно Положению об оплате и премировании водителей трамвая (Т.1, л.д. 93).

Приказами от 17 марта 2000 года № 216, от 20 июля 2001 года № 626 истец в качестве водителя-инструктора была закреплена за водителями-стажерами (Т.1, л.д. 96-97, 154-155, 159).

Согласно приказам «О работе в выходные дни», водитель трамвая Крюкова Л.М. регулярно в 1999-2001 годах привлекалась к работе в выходные дни. При этом в приказах оговаривалось, что оплата за работу в выходные дни производится согласно ст.ст. 54, 55, 64, 88 КЗоТ РФ (Т. 1 л.д. 58-59, 94-95, 98-99, 142-153, 156-158, 188-189).

Как следует из приказа от 15 января 2001 года № 30 «О социальных гарантиях и льготах» на основании Коллективного договора МП ЗТУ на 1995-2000 годы, в 2001-м году Крюковой Л.М. предоставлено дополнительно 3 дня (Т.1, л.д. 138-141).

Суду также предоставлен График очередных отпусков водителей службы «Депо» на 2001-й год (л.д. 134-136), график прохождения водителями медицинского переосвидетельствования в 2001-м году (л.д. 137).

Представленные документы свидетельствуют о том, что в спорный период в течение полного рабочего времени, согласно графику сменности, истец работала водителем трамвая, выполняла обязанности в соответствии с должностной инструкцией, подчинялась правилам внутреннего трудового распорядка, выполняла приказы руководителя МП «Трамвайное управление».

Свидетель ФИО5 суду показала, что работает в трамвайном управлении с 1989 года, в настоящее время - водителем-наставником. В спорный период работала водителем трамвая. Наименование предприятия менялось, в связи с чем работников увольняли, переводили, но характер работы был неизменным. В период с 1999 года по 2001 год работников управления переводили в творческий коллектив ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское», но они также работали водителями трамвая. С прежнего места она и истец не увольнялись, работали на тех же трамваях, график и продолжительность работы не изменялись. Заработную плату получали в трамвайном управлении по 2-м ведомостям: по 1-й - за час работы, по другой - за 7 часов работы. В путевом листе каких-либо разделений по времени не было.

Свидетель ФИО6 показала суду, что в трамвайном управлении работает с 1977 года, до 2000 года работала водителем трамвая. В 1999-м году работники предприятия по документам перешли в Творческий коллектив ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское». Руководители объясняли, что для водителей трамваев ничего не изменится, условия, характер работы и заработная плата останутся теми же. Она и истец писали заявление о вступлении в творческий коллектив. Продолжительность смен, их количество, характер работы не менялся, руководители творческого коллектива являлись руководителями трамвайного управления. Водителеи трамваев по-прежнему подчинялись прежним правилам внутреннего трудового распорядка. Заработную плату получали по 2-м ведомостям. Общая сумма заработной платы была той же, как до вступления в члены творческого коллектива.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, они соответствуют другим собранным по делу доказательствам, их заинтересованности в исходе дела не установлено.

Таким образом, из материалов дела следует, что оформление 1 часа работы истицы в МП ЗТУ носило формальный характер и не было результатом ее свободного волеизъявления. Условие о неполном рабочем дне не было отражено в трудовом договоре с МП ЗТУ, не оформлено также в качестве дополнения к нему, не отражено в виде отдельного приказа руководителя МП ЗТУ. Условия же трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем, как следует из пояснений истицы в судебном заседании и показаний свидетелей, характер работы водителей трамвая в течение рабочего дня не менялся, они обслуживали, как водители, один и тот же трамвайный вагон, размер заработной платы и продолжительность их отпуска не изменилась, порядок допуска к работе и оформление учетных документов также остались прежними.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. В силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В судебном заседании нашел достаточное подтверждение факт того, что фактически Крюкова Л.М. работала полный рабочий день в МУП ЗТУ и в Новозлатоустовском отделении ЗГО ЧООО ВОИ, именно по должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение - водителем трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, зависит от характера выполняемой работы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина может быть на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Крюковой Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии, по сути, является таким ограничением ее конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано ни одной из указанных в статье 55 ч. 3 Конституции РФ целей, допускающих ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина и несовместимо с ним.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что гражданско - правовой договор подряда № 70/99 на выполнение работ творческим коллективом от 01 марта 1999 года, действовавший до 31 декабря 2002 года, фактически регулировал трудовые отношения между работником Крюковой Л.М., являвшейся водителем трамвая на городских регулярных пассажирских маршрутах и работодателем - ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское».

Поскольку в судебном заседании нашел достаточное подтверждение факт того, что Крюкова Л.М. в период с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года полный рабочий день в должности, дающей право на льготное пенсионное обеспечение - водителем трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, указанный период продолжительностью 2 года 10 месяцев подлежит зачету в специальный стаж работы по п.п. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Учтенный ГУ УПФ РФ в г. Златоусте специальный стаж работы Крюковой Л.М. составляет 12 лет 3 месяца 11 дней. С учетом дополнительно включенного судом в специальный стаж периода работы с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года продолжительностью 2 года 10 месяцев, специальный стаж работы истца составит 15 лет 1 мес. 11 дней, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п.10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента достижения возраста 50 лет и обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Златоусте, то есть с 21 марта 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

                                                         р е ш и л :

Исковые требования Крюкова Л.М. удовлетворить.

Признать договор подряда № 70/99 от 01 марта 1999 года на выполнение работ творческим коллективом, заключенный между творческим коллективом и Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ, действовавший до 31 декабря 2002 года, регулирующим трудовые отношения между Крюкова Л.М. и Новозлатоустовским отделением ЧООО ВОИ.

Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от 31 марта 2011 года № 5248 об отказе Крюкова Л.М. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области» назначить рюковой Л.М. с 21 марта 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.10 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее работы с 01 марта 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности водителя трамвая на городских регулярных пассажирских маршрутах в Муниципальном предприятии «Златоустовское трамвайное управление», Муниципальном унитарном предприятии «Златоустовское трамвайное управление» и в составе творческого коллектива ЗГО ЧООО ВОИ «Новозлатоустовское» по договору подряда № 70/99 от 01 марта 1999 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней, через суд, его вынесший.

Председательствующий                                                     А.Е. Максимов

Решение не вступило в законную силу