Дело № 2-1681/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2011 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.
при секретаре Курчатовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астафьевой Т.Ф. к ГУ УПФ РПФ в <адрес> о признании решения об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
у с т а н о в и л :
Астафьева Т.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» (далее – ГУ УПФР) о признании незаконными решения заместителя руководителя ГУ УАФР № от ДД.ММ.ГГГГ и комиссии ГУ УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии по случаю потери кормильца; возложении обязанности назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований сослалась на то, отказ ГУ УПФР в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с тем, что она является получателем пенсии не по старости, а по выслуге лет считает незаконным, поскольку право на получение пенсии по случаю потери кормильца гарантировано Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», данная пенсия назначается независимо от других видов пенсий.
Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Астафьевой Т.Ф. удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ решение Златоустовского городского суда отменено, передано на новое рассмотрение в тот же суд.
В судебном заседании Астафьева Т.Ф. на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что она не является нетрудоспособным супругом покойного гражданина, принимавшего участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Просит назначить ей пенсию по случаю потери кормильца. Считает, что указанная пенсия назначается независимо от других видов пенсий. В настоящее время она получает два вида пенсий. С ДД.ММ.ГГГГ размер военной пенсии должен быть значительно увеличен и она желает быть получателем военной пенсии и пенсии по случаю потери кормильца.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Танцырева Е.А. с иском не согласна. Суду пояснила, что с июня 2011 года истица является получателем двух пенсий – по старости и по потере кормильца. Основным законом в данном случае является ФЗ № 166, где указано, что нетрудоспособные члены семьи ликвидаторов катастрофы не имеют право одновременно получать пенсию по выслуге лет и по потере кормильца. С ДД.ММ.ГГГГ будет увеличен размер пенсии по выслуге лет. Истица планирует добровольно перейти на военную пенсию.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования Астафьевой Т.Ф. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Астафьева Т.Ф. (добрачная фамилия Ташкинова) состояла в зарегистрированном браке с ФИО11 (л.д. 26, копия свидетельства о браке).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ муж истицы, являясь военнообязанным в звании рядового, был призван на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах 30-ти километровой зоны (л.д. 23 копия справки).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10. умер (л.д. 25 копия свидетельства о смерти).
Таким образом, истец является вдовой умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Астафьева В.В. (л.д. 24 копия удостоверения, л. 27 копия справки).
С ДД.ММ.ГГГГ Астафьева Т.Ф. состояла на учете в Центре пенсионного обслуживания ГУВД по <адрес> и являлась получателем пенсии по выслуге лет (л.д. 28 копия удостоверения, л.д. 30 копия справки).
Достигнув пенсионного возраста, ДД.ММ.ГГГГ Астафьева Т.Ф. обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца (л.д. 16-17), к заявлению приложила свидетельство о браке, свидетельство о смерти, пенсионное удостоверение, удостоверение участника ЧАЭС, справки из военкомата, а также указала, что является получателем пенсии по линии МВД.
В установлении пенсии истице было отказано решением заместителя начальника ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия права на одновременное получение двух пенсий в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из протокола заседания комиссии (л.д. 5-8) следует, что п. 3 ст. 3 Закона № 166-ФЗ установлен круг лиц, которые имеют право на одновременное получение 2-х пенсий и им могут устанавливаться одновременно две пенсии следующих видов: пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона № 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона № 166 –ФЗ. Одновременно с пенсией по выслуге лет, установленной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом № 166-ФЗ. Астафьевой Т.Ф. рекомендована смена варианта пенсионного обеспечения: вместо пенсии за выслугу лет выбор трудовой пенсии по старости, так как ее установлении определит право на одновременное установлении и пенсии по случаю потери кормильца.
Суд считает решения заместителя начальника ГУ УПФР, комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе Астафьевой Т.Ф. в установлении пенсии по случаю потери кормильца законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п.п. 4 п. 3 ст. 3 Закона).
Гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (в том числе достигшей возраста 50 лет жене умершего гражданина, принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца) (п.п. 5 п. 3 ст. 3 Закона).
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, гарантируется супругу независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, супруге умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, получающей пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за выслугу лет, не может быть назначена и пенсия по случаю потери кормильца согласно п.п. 11 п. 1 ст. 10 ФЗ № 166 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".
Представитель ответчика ГУ УПФР признает, что истица относится к кругу нетрудоспособных членов семьи умершего участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на военные сборы военнообязанных, не оспаривает право истца на получение пенсии по потере кормильца при условии смены варианта пенсионного обеспечения – перехода на трудовую пенсию, поскольку пенсия за выслугу лет, как одно из оснований для получения двух пенсий, не указана в Законе № 166-ФЗ.
Указанный довод представителя ответчика суд находит соответствующим действующему законодательству.
Согласно ч. 3 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» прямо предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
При толковании закона с позиции, изложенной ГУ УПФР, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (нетрудоспособный супруг погибшего ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), оказались в неравном положении из-за характера профессиональной деятельности, поскольку лица, получающие пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца, а лица, получающие пенсию по выслуге лет на основании Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лишены такой возможности, что согласуется с положениями статей 2, 19 (части 1 и 2), 39 Конституции Российской Федерации, поскольку порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.
Приведенные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере применимы при оценке условий одновременного предоставления двух видов пенсий, определенных Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 3 № 166-ФЗ, право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Таким образом, право на одновременное назначение двух пенсий истцу возникает только в случае отсутствия получения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1.
Как следует из материалов дела, решением ГУ УПФ РФ в <адрес> (л.д. 66) истцу назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям ст. 7 ФЗ № 173-ФЗ, а также решением (л.д. 69) с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия как нетрудоспособному члену семьи ЧАЭС на основании п. 3, 5 ст. 3 ФЗ № 166-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при установлении права на получение пенсии как вдове умершего участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, ответчик правомерно руководствовался Законом № 166-ФЗ. Рассмотрение другого нормативного документа такого, как Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 в данном случае не может являться окончательной ступенью в процессе урегулирования спорных вопросов в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, по общему правилу, при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Астафьевой Т.Ф. о признании незаконным решения заместителя руководителя ГУ УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Астафьевой Т.Ф. в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п/п 11 п. 1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», возложении обязанности назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.В. Васильев
Решение не вступило в законную силу