Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2011 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи С.В. Васильева
с участием истца Л.В. Лукмановой
представителя третьего лица Л.Ф. Амановой
при секретаре Т.О. Курчатовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Лукмановой Л.В. к государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социальных отношений <адрес> о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
у с т а н о в и л :
Лукманова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ ЧРО ФСС РФ») о признании бездействий незаконными, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих исковых требований истец сослалась на то, что она, как инвалид, <данные изъяты> и в соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно – курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ФСС, однако, путевка ей предоставлена не была без указания каких-либо причин.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено Министерство социальных отношений <адрес> (л.д. 1), из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключено.
Истец Лукманова Л.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Суду пояснила, что является инвалидом <данные изъяты> бессрочно. В ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Златоустовский отдел ФСС по Челябинской области с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно – курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в предоставлении путевки ей было отказано без указания на это причин. Считает бездействие Златоустовского отдела незаконным.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Челябинского региональное отделение Фонда социального страхования в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве (л.д. 19-22) просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, сославшись на то, что обязательства ФСС по обеспечению граждан санаторно-курортным лечением были ограничены объемом средств, перечисленных на соответствующий год. На основании заявления истец Лукманова Л.В. была поставлена на очередь для получения путевки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления на предоставление путевок ранее Лукмановой Л.В., в связи с чем, истец осталась не обеспеченной санаторно-курортной путевкой. С ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отельным категориям граждан передано в ведение субъекта РФ – Правительству Челябинской области, т.е. Министерству социальных отношений Челябинской области.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В письменном отзыве Министерство социальных отношений <адрес> просило дело рассмотреть в отсутствие представителя. На заявленные требования Лукмановой Л.В. сообщили следующее. До ДД.ММ.ГГГГ путевки на санаторно-курортное лечение приобретались ФСС РФ. Впоследствии полномочия переданы Министерству социальных отношений <адрес>. Приказом Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ <адрес> реабилитационно – физкультурный центр инвалидов «Импульс» наделено полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно – курортного лечения. Центр «Импульс» осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно – курортной путевки. Формирование областного реестра осуществляется в хронологическом порядке, исходя из даты подачи гражданами заявлений в один областной реестр граждан формируется в алфавитном порядке.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ <адрес> реабилитационно – физкультурный центр инвалидов «Импульс» - Аманова Л.Ф., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 12).
Заслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Лукманова Л.В. подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Лукманова Л.В. является инвалидом <данные изъяты>, и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д.6).
В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 указанного Федерального закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В силу ч. 2. ст. 6.3 названного Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.
В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).
Из материалов дела следует, что Приказом Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15) ГУ Челябинский областной реабилитационно – физкультурный центр инвалидов «Импульс» наделено полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, оказанию услуг, в том числе, в части предоставления санаторно – курортного лечения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Лукманова Л.В. обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2010 год (л.д. 10), с приложением медицинской справки формы 070/у-04.
Уведомлением Златоустовского филиала № ГУ ЧРО ФСС РФ (л.д. 19) Лукманова Л.В. поставлена в известность о том, что ее заявление взято на учет, путевка будет предоставлена в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления, а также о том, что предоставленная ею Справка формы № действительна до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Как указала Лукманова Л.В., в устном порядке Златоустовским филиалом № ФСС ей было отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение без какого-либо обоснования отказа.
Из материалов дела следует, что Лукманова Л.В. своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года N 328, обратилась в Златоустовский филиал № ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документом. В связи с чем, у Фонда возникла обязанность предоставить санаторно-курортную путевку заявителю в ДД.ММ.ГГГГ, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в том числе и при отсутствии денежных средств.
Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.04г. № 864), финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).
Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).
Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).
Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Лукмановой Л.В. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.
Между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области заключено соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в <адрес>, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений <адрес>.
В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений <адрес>, Министерствам социальных отношений челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронной базы данных.
На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт бездействия Государственное учреждение Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившийся в непредоставлении Лукмановой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.
Временным механизмом предоставления мер социальной защиты (л.д. 47) инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение определено, что Министерство социальных отношений Челябинской области ведет список учета обратившихся инвалидов, в том числе вставших на учет в ФСС до 31.12.2010 г. (в первоочередном порядке), при этом основанием для включения указанных инвалидов в список учета являются документы, поданные инвалидами до 31.12.2010 г. в ФСС и переданные в органы социальной защиты от ФСС в соответствии с заключенным соглашением (пункт 4).
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению Лукмановой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета необходимо возложить на Министерство социальных отношений <адрес>.
Поскольку в соответствии с заключенным соглашением, указаниями Министерства социальных отношений <адрес>, Временным механизмом предоставления мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение на Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа возлагаются обязанности по организации приема заявлений и необходимых личных документов от вновь обращающихся граждан, включение граждан в областной реестр лиц, имеющих соответствующее право, а также установление процедуры постановки граждан на учет, организация системы учета поступающих заявлений, формирование прогнозных заявок в адрес Министерства социальных отношений области с целью определения потребности в предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации, которые УСЗН ЗГО фактически выполнены, при этом решение о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, либо отказе в ее предоставлении на основании направленных УСЗН документов принимается Министерством социальной защиты населения, у суда отсутствуют основания для возложения на ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности по предоставлению Лукмановой Л.В. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей профилю лечения.
Следовательно, в удовлетворении требований Лукмановой Л.В., предъявленных к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Лукманова Л.В. удовлетворить.
Признать бездействие ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ незаконным.
Возложить на Министерство социальных отношений <адрес> обязанность предоставить Лукманова Л.В. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую профилю лечения ее заболевания за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении исковых требований Лукманова Л.В. к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить Лукманова Л.В. путевку отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.В. Васильев
Решение не вступило в законную силу