Дело № 2-1745
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2011 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.
при секретаре Курчатовой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Карандашовой Н.С. к Государственному Учреждению «Управление пенсионного фонда РФ» в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес>» (далее - ГУ УПФ РФ), в котором просила признать решение ГУ УПФ РФ в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж ее работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карандашова Н.С. обратилась в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 25-летнего специального трудового стажа, в который не был включен, в том числе период нахождения в отпуске за ребенком до достижения возраста 3-х лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считает указанное решение незаконным и необоснованным. Карандашова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности учителя начальных классов МОУ «<данные изъяты>». В соответствии с п. 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № в льготный стаж работы включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком является периодом получения пособия и, следовательно, подлежит включению в льготный стаж. До введения в действие закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005г., если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Поскольку у Карандашовой Н.С. отпуск по уходу за ребенком начался до введения в действие указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, следовательно, в соответствии с нормами законодательства, спорный период работы истца подлежал включению в специальный стаж работы. С учетом данных периодов работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа Карандашовой Н.С. составляет ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор <адрес> на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Истец Карандашова Н.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ Косарева А.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласна по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Карандашова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №» в должности учителя начальных классов (справка - л.д. 24-25), копия протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ - л.д. 8-9).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Решением ГУ УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), Карандашовой Н.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 пп. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ.
Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карандашова Н.С. работала в должности учителя начальных классов МОУ «Средняя <данные изъяты>». Основанием для отказа во включении указанного периода работы являлось то, что зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005г. № 25.
Суд находит отказ во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Статьями 80, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее ДД.ММ.ГГГГ. Списки соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия по выслуге лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Утверждение списков работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанный вид пенсии, поручено Правительству РФ (п. 3 ст. 28).
Сторонами не оспаривается, что истец находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижении им ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, данный факт подтверждается справкой, выданной МОУ «<данные изъяты>», таблицей трудовой деятельности (л.д. 21-22), согласно которых в указанный период истица работала в МОУ «Средняя <данные изъяты>».
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.
В последующем положения данной нормы закона менялись в части увеличения срока дополнительного отпуска, а также условий его оплаты.
Так, Указом Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 г. срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет.
В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений ст. 167 КЗоТ РСФСР действовала до ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд полагает, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции РФ, имеющей непосредственное действие на всей территории РФ.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования (п. 6). В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п.7).
По смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23.05.96 г., общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют.
Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего граждане не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста до трех лет. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях Конституционного Cуда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».
Изменения в КЗоТ РСФСР были внесены Законом РФ от 25.09.92 № 3543-1, вступившем в действие с ДД.ММ.ГГГГ, обратная сила этим изменениям законом не предавалась. Поэтому, данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу. Таким образом, ГУ УПФ в <адрес> незаконно применило нормативный акт, ухудшающий положение истицы при реализации права на получение от государства пенсионного обеспечения, на период работы до вступления данного акта в силу. Отпуск по уходу за ребенком начался у истца до введения указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР. Следовательно, не включение в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), таблицы трудовой деятельности застрахованного лица (л.д. 21), специальный трудовой стаж истицы, без учета спорных периодов, составил ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истицы, дающий право для назначения ей пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет на ДД.ММ.ГГГГ (дата, на которую ответчик определял истице право на досрочную трудовую пенсию) ДД.ММ.ГГГГ, что на день обращения истицы в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии достаточно для ее назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Карандашова Н.С. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» назначить Карандашова Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», включив в специальный трудовой стаж работы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.
Председательствующий С.В. Васильев
Решение не вступило в законную силу