о признани незаконным распоряжения



Дело № 2-1741/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2011 года                                                                г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре                                  Курчатовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьяненко Н.В. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения Главы ЗГО об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков об отказе в отводе земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок на праве аренды,

у с т а н о в и л:

Лукьяненко Н.В. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным пп. 3 п. 2 Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков» в части отказа в отводе земельного участка примерной площадью кв.м., расположенного по адресу <адрес>; возложить обязанность на Администрацию ЗГО издать распоряжение об отводе ей указанного земельного участка на правах аренды после проведения работ по его формированию.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию ЗГО с заявлением об отводе земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды по адресу <адрес> примерной площадью кв.м., приложив ситуационный план земельного участка. Однако, Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол Комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пп. 3 п. 2 которого ей отказано в отводе указанного земельного участка до разработки проекта планировки и межевания территории. Администрации ЗГО необходимо разработать проект планировки и межевания данной территории. Считает отказ Администрации ЗГО незаконным, поскольку не доказано, какие именно права отводом земельного участка могут быть нарушены. Отказ в предоставлении земельного участка допускается, только если они ограничены в обороте или запрещены к обороту. Вопрос о сроке подготовки проекта планировки и межевания территории остается открытым даже после издания актов о разработке указанных документов.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель истца, допущенная определением суда по ходатайству истца, поддержала требования доверителя. Суду пояснила, что ст.ст. 20, 24 Земельного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков в срочное и в бессрочное безвозмездное пользование на правах аренды. Такое основание для отказа в отводе земельного участка, как отсутствие разработанного проекта планировки и межевания территории, на которой находится земельный участок, в перечне отсутствует. Ответчик в отзыве указывает, что на сегодняшний день на территории, на которой находится земельный участок, отсутствуют дороги, проезды, система канализации, объекты инфраструктуры и поэтому нет возможности предоставить указанный участок в аренду. Однако, разработка проекта планировки и межевания территории не предшествует выделению земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. <адрес> застроена жилыми домами. На территории за домом пустой участок земли, никому не принадлежащий. Истица намерена заниматься на земельном участке сельскохозяйственные культуры, овощи, ягоды без возведения объектов строительства. Ответчиком не предоставлены документы, подтверждающие планирование размещение объектов инфраструктуры.

Представитель ответчика Администрации ЗГО - Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласен с исковыми требованиями. Суду пояснил, что проект межевания находится в стадии разработки. Однако, документов, подтверждающих данное обстоятельство, не имеется. Считает, что без проекта межевания земельного участка возможности предоставить кому-либо земельный участок не имеется. После изготовления проекта планировки будут распределяться земельные участки. Возможно, на земельном участке по адресу <адрес> будет проложена дорога или проведены инженерные сети.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Лукьяненко Н.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Как указано в ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В силу ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Как следует из материалов дела, Лукьяненко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Главе ЗГО с заявлением об отведении земельного участка примерной площадью кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 7), приложив к нему ситуационный план указанного земельного участка (л.д. 8) и копию паспорта.

Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 15) утвержден протокол Комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ об отказе, в том числе Лукьяненко Н.В. в отводе земельного участка примерной площадью кв.м. по адресу <адрес> до разработки проекта планировки и межевания данной территории. Администрации ЗГО разработать проект планировки и межевания данной территории.

По мнению суда, протокол Комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части является незаконным и необоснованным.

Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, первой стадией которого является проведения работ по формированию земельного участка, которая включает в себя следующее: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявления о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Однако, характеризуя правила пунктов 4 и 5 ст. 34 ЗК, нужно иметь в виду то, что истцом выполнено условие о подаче заявления в орган местного самоуправления с указанием места расположения земельного участка и цели его использования, приложив к заявлению копию паспорта.

В то время, как Администрация ЗГО, как орган местного самоуправления (на территории которого находится соответствующий земельный участок) обязана была сама либо соответствующая землеустроительная организация подготовить (обеспечить подготовку) проекта границ запрашиваемого земельного участка на основании заявления истца, также утвердить своим решением проект границ не позднее одного календарного месяца со дня подачи заявления (либо поступления обращения органа государственной власти); составить план границ с учетом зонирования территорий, после чего вынести решение о предоставлении истцу земельного участка.

Несмотря на то, что п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусматривает также, что орган местного самоуправления вправе поручить изготовление проекта границ земельного участка землеустроительной организации. Однако, утверждение проекта границ все равно остается в исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Пункт 4, равно как и иные положения ст. 34 ЗК, ничего не говорит о необходимости согласования проекта границ земельного участка с уполномоченными органами и организациями. Вместе с тем в нормативных актах многих субъектов РФ и муниципальных образований такие согласования предусмотрены, что, по - мнению суда, является законным и обоснованным, поскольку даже при использовании земель под цели, не связанные со строительством, возникает необходимость контроля за соблюдением при землеотводе санитарных, противопожарных и иных требований.

Кроме того, в соответствии с Положением «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденным решением городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. N 811, Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Предоставление земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами <адрес>.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что оснований для отказа в предоставлении Лукьяненко Н.В. земельного участка по адресу <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на правах аренды у ввиду отсутствия материала по проведению работ по формированию земельного участка не имелось. Следовательно, пп. 3 п. 2 Распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным.

Для восстановления нарушенных прав заявителя на предоставление земельного участка на Администрацию ЗГО следует возложить обязанность предоставить Лукьяненко Н.В. земельный участок, примерной площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на правах аренды после проведения работ по его формированию.

Установленный законом 3-х месячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации ЗГО в предоставлении земельного участка истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Лукьяненко Надежды Владимировны удовлетворить.

Признать незаконным подпункт 3 пункта 2 распоряжения Главы Златоустовского городского округа от от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Лукьяненко Н.ВА. в отводе земельного участка примерной площадью кв.м., расположенного по адресу: г. Златоуст, восточнее дома № 8 по ул. Гончарова.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Лукьяненко Н.В. земельный участок, примерной площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на правах аренды после проведения работ по его формированию.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий:                                            С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу