о признании распоряжения незаконным



Дело № 2-1721/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 года       г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Вилкова Е.Ю. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным,

у с т а н о в и л:

Вилков Е.Ю. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ в части, отказывающей в предоставлении ему земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, под строительство закрытой автостоянки.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комиссию по землеотводам ЗГО с заявлением об отводе земельного участка площадью <данные изъяты>. Из газеты «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно об отказе в отводе земельных участков. И рекомендовано обратиться в собрание депутатов ЗГО для проведения публичных слушаний по вопросу условно разрешенного вида использования земельных участков. Решением собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания, которые проведены в 17-00 часов ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен протокол, в котором указано, что все проголосовали «за». Все документы были представлены в Администрацию ЗГО для отвода земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ из газеты ему стало известно о том, что ему оказано в отводе земельных участков, с чем он не согласен. Решением Златоустовского городского суда указанное распоряжение признано незаконным, возложена обязанность устранить допущенные нарушения и рассмотреть вопрос об отводе земельного участка.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий» стало известно об издании распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в отводе земельного участка с формулировкой организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка.

С указанным распоряжением не согласен, поскольку считает, что законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок в порядке и на условиях установленных ЗК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Спорный земельный участок не может являться предметом торгов, поскольку не выполнены все работы по формированию земельного участка. Перечень случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования является исчерпывающим. Его заявление на предоставление указанного земельного участка является единственным.

Истец Вилков Е.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца - Васильев Ю.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, просил признать распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложив обязанность отвести истцу земельный участок по адресу <адрес>.

Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что не согласен с заявленными требованиями, поскольку законодатель четко установил порядок предоставления земельных участков для строительства, которым предусмотрено проведение торгов. Права до настоящего времени на земельный участок не оформлены. Считает решение комиссии по землеотводам законным и обоснованным.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Вилковым Е.Ю. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела, решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на администрацию ЗГО возложена обязанность рассмотреть вопрос об отводе земельных участков примерной площадью <данные изъяты>. Вилкову Е.Ю. по адресу <адрес>.

В судебном заседании достоверно установлено, следует из материалов дела (л.д. 6), Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с образованием трех земельных участков:

  1. С кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу <адрес> под размещение временного сооружения - открытой парковки для автомобилей;
  2. С кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу <адрес> под строительство закрытой автостоянки;
  3. С кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу <адрес> для организации проезда на территорию ОАО «<данные изъяты>» путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу <адрес>.

МУ «<данные изъяты>» предложено организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу <адрес> под строительство закрытой автостоянки.

Суд считает решение в части отказа в предоставлении Вилкову Е.Ю. земельного участка площадью . незаконным на основании следующего.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, согласно которому для разрешения вопроса об отводе земельного участка для строительства заявитель обращается в комиссию по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования (далее - комиссия по землеотводам) с заявлением о предоставлении земельного участка (п.п.1 п.6).

Комиссия по землеотводам по результатам рассмотрения заявления принимает одно из следующих решений: об отводе земельного участка и утверждении проекта его границ (схемы земельного участка на выкопировке из плана города); об отказе в предоставлении земельного участка (п.п.2 п.6).

Решение комиссии публикуется в газете «Златоустовский рабочий» (п.п.3 п.6).

В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или под писание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п. 4 ст. 30 ЗК РФ).

Порядок проведения торгов урегулирован в ст. 447-449 ГК, в нормах ЗК и в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808.

Таким образом, условиями предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), на основании заявления юридического лица или гражданина являются:

а) предварительная (т.е. до реального предоставления земельного участка) и заблаговременная (с тем чтобы заинтересованные лица реально могли узнать о возможной аренде земельного участка и подготовить необходимые документы) публикация (только в не частных средствах массовой информации и не через электронные СМИ, сети Интернета и т.д.) о наличии земельных участков, право заключения договора аренды на которые предлагаются;

б) при наличии лишь одной заявки на участие в торгах;

5) подписание протокола о результатах торгов либо подписание договора аренды земельного участка (если торги не проводились). При этом договор аренды земельного участка должен соответствовать общим требованиям гражданского законодательства, а также ст. 22 ЗК.

Иначе говоря, предполагалось проведение торгов и в данном случае, но поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что была подана только одна заявка Вилкова Е.Ю., что и позволяет предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов. Несоблюдение этих условий означает, что правила пп. 3 п. 1 ст. 30 ЗК - нарушены администрацией ЗГО.

Доказательств, подтверждающих соблюдение всех необходимых условий для организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка площадью ., в судебное заседание также не представлено.

Согласно ответа на запрос, выданного ДД.ММ.ГГГГ МУ «<данные изъяты>» (л.д. 19-20), сведения о технических условиях для подключения к инженерным и коммуникационным сетям при строительстве закрытой автостоянки на земельном участке по адресу <адрес> площадью отсутствуют.

Согласно кадастрового паспорта, (л.д. 25-27) следует, что земельный участок имеет разрешенный вид использования - под строительство закрытой автостоянки, кадастровый , примерная площадь ., целевое назначение земельного участка - земли населенных пунктов, однако, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ ОО «<данные изъяты>» составлен межевой план земельного участка площадью л.д. 28-38).

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Исходя из вышеизложенного, пункты 4 и 5 ст. 30 Кодекса детально и недвусмысленно определяют порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования (п. 4) и с предварительным согласованием (п. 5) места размещения объекта. В связи с чем, ответчику следует обратить внимание на то, что все нормы указанных пунктов являются императивными. Поэтому на практике установленные в них правила не могут быть проигнорированы или изменены органами и лицами, участвующими в предоставлении земельных участков для строительства.

В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом (п. 6 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п. 8-9 ст. 30 ЗК РФ решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Таким образом, решение государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или протокол о результатах торгов порождают для будущего владельца важные юридические последствия. В соответствии с п. 7 ст. 30 Кодекса указанное решение или протокол является основанием заключения указанных в данном пункте договоров, государственной регистрации прав за земельные участки и сделок с ними. Поэтому п. 8 статьи о30 ЗК РФ обязывает орган, осуществляющий предоставление земельных участков, выдать заявителю положительное или отрицательное решение по поводу предоставления земельного участка (или выписку из него) в указанный в данном пункте срок.

Следовательно, поскольку в судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение всех необходимых условий, распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на МУИ «<данные изъяты>» организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным, противоречащим действующему земельному законодательству. При таких обстоятельствах, на Администрацию ЗГО следует возложить обязанность отвести Вилкову Е.Ю. указанный земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Вилков Е.Ю. удовлетворить в полном объеме.

Признать Распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» незаконным в части возложения на МУИ «<данные изъяты>» организации проведения торгов на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу: <адрес> под строительство закрытой автостоянки.

Обязать Администрацию ЗГО отвести земельный участок с кадастровым площадью расположенный по адресу: <адрес> под строительство закрытой автостоянки Вилкову Е.Ю. на правах аренды.

Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

        

Председательствующий      С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу