Дело № 2-1079/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 августа 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Закировой С.Л. при секретаре Батуровой О.С. с участием прокурора г. Златоуста Козловой С.Г. представителей ответчиков Жидких И.Н., Гареевой О.В. представителей третьих лиц Осокина С.В., Шуленкова Д.В., Бобылева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Городская больница №», администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности, у с т а н о в и л: Прокурор <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному лечебно - профилактическому учреждению здравоохранения «Городская больница №» (далее по тексту - МЛПУЗ «Городская больница №») с требованием об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание стоматологической поликлиники, расположенной <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; при недостаточности денежных средств обязании администрации Златоустовского городского округа профинансировать выполнение данных мероприятий из средств бюджета Златоустовского городского округа. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в нарушение требований закона в здании указанной стоматологической поликлиники отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Данная стоматологическая поликлиника входит в состав МЛПУЗ «Городская больница №», нежилое помещение стоматологической поликлиники закреплено на праве оперативного управления за МЛПУЗ «Городская больница №». Отсутствие условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание стоматологической поликлиники нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ, а так же права на социальную защиту и социальную поддержку. Согласно Устава МЛПУЗ «Городская больница №» является муниципальным лечебно - профилактическим учреждением здравоохранения, учредителем которого выступает Администрация Златоустовского городского округа. Финансирование учреждение осуществляется из бюджета Златоустовского городского округа на основе сметы доходов и расходов. В силу ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственниками их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества. Исходя из изложенного, ответственность за неисполнение требований законодательства возлагается как на МЛПУЗ «Городская больница №», так и на Администрацию Златоустовского городского округа. В ходе производства по делу заявленные требования неоднократно уточнялись (л.д. 20-21, 75-78) и в их окончательной редакции прокурор <адрес> просил обязать МЛПУЗ «Городская больница №», администрацию Златоустовского городского округа обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание стоматологической поликлиники, расположенной <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ путём оборудования входа в здание стоматологической поликлиники специальными приспособлениями (перилами, настилами, пандусами, рельсами и др.). В качестве третьего лица на стороне истца определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено Всероссийское общество инвалидов Златоустовского городской отдел <адрес>, а в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа (л.д. 34). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, со стороны ответчика привлечены Муниципальное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство» по определению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66 оборот), МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» по определению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105 оборот). В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Представитель ответчика МЛПУЗ «Городская больница №» Жидких И.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований за счет больницы, поскольку денежные средства на устройство пандуса в размере 80 000 рублей поступили. В настоящее время имеется только смета, но нет проекта. Считают, что предлагаемый срок - до конца года - может быть не достаточен. Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Гареева О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29), с иском прокурора <адрес> не согласилась, указав, что МЛПУЗ «Городская больница №» является муниципальным бюджетным учреждением, собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа». В соответствии с долгосрочной целевой программой ЗГО «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в ЗГО» исполнителем по оборудованию объектов социальной инфраструктуры вспомогательными устройства, обеспечивающими доступность к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, определено МУ «ЖКХ» и Управление здравоохранения ЗГО. Поскольку Администрация ЗГО, не являющаяся ни собственником имущества МЛПУЗ «Городская больница №», ни главным распорядителем бюджетных средств в отношении муниципального учреждения, то Администрация не может быть ответчиком. Представитель МУ «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» Бобылев В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129), оставлял решение вопроса на усмотрение суда. Как представитель собственника муниципального имущества не возражал против устройства мер, предложенных прокурором. Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Осокин С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100), исковые требования предлагал удовлетворить требования за счет МЛПУЗ «Городская больница №», поскольку денежные средства, предусмотренные городской программой «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в ЗГО» перераспределены на Управление здравоохранения администрации ЗГО. Представитель третьего лица Управления здравоохранения администрации Златоустовского городского округа Шуленков Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), не возражал против удовлетворения исковых требований. Также пояснил, что бюджетные ассигнования открыты на МЛПУЗ «Городская больница №», в настоящее время ведется проверка по проектной документации, расходы на устройство пандусов не производились. Представители третьих лиц Всероссийского общества инвалидов Златоустовский городской отдел <адрес>, Муниципального учреждения «Жилищно-коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора <адрес> подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места». Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами понимается комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно - зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. На основании Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры. К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами - автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно - гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования, специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места). Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а так же последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года «Об утверждении порядка реализации требований доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Санитарными нормами и правилами 3501-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 73 от 16.07.2001 года, предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильной группы населения, с поверхности земли (п. 3.13). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17). Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32). Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении (п. 3.34). В соответствии с Уставом МЛПУЗ «Городская больница №» является бюджетным учреждением муниципальной системы здравоохранения Златоустовского городского округа, предназначенным для предоставления первичной медико-санитарной помощи населению. Больница имеет в своём структурном подразделении стоматологическую поликлинику <адрес> (подп. 3 п. 31 Устава). Имущество и финансовые ресурсы учреждения формируются в том числе и из ассигнований местного бюджета (п. 21 Устава). Финансово - хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов и направляется на своевременную реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, коммуникаций и оборудования, благоустройство и озеленение территорий, работу вспомогательных служб (п. 25 Устава) (л.д. 11-15). Нежилое помещение стоматологическая поликлиника, расположенное <адрес> закреплено на праве оперативного управления за МЛПУЗ «Городская больница №» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления №/у от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8-10). Прокурор <адрес> в обоснование своих требований указывает, что в нарушение положений действующего законодательства в вышеуказанном здании стоматологической поликлиники отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались, из письменных объяснений экономиста МЛПУЗ «Городская больница №» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоматологическое отделение расположено в здании, вход в которое имеет лестницу. Лестница высокая, пандусом не оборудована, другого входа в данное отделение нет (л.д. 6). Изложенное также подтверждается данными технического паспорта на указанное нежилое помещение (л.д. 25-27). На основании положений действующего законодательства здание стоматологической поликлиники, расположенное <адрес>, относится к объектам социальной инфраструктуры. Суд, с учетом представленных сторонами доказательств, считает установленным отсутствие условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание указанной стоматологической поликлиники, чем нарушаются права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ, а так же права на социальную защиту и социальную поддержку. Поскольку здание стоматологической поликлиники было введено в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», то в данном случае в соответствии со ст. 15 указанного закона собственник помещения должен осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, по согласованию с общественными объединениями инвалидов. Представитель собственника - муниципального образования ЗГО - в судебном заседании не возражал против устройства мер, предложенных прокурором. Постановлением Главы администрации ЗГО от 16.12.2010 года № 413-п утверждена долгосрочная целевая программа Златоустовского городского округа «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в ЗГО на 2011- 2013 годы» (далее программа). Заказчиком данной программы выступает Администрация ЗГО, финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств бюджета ЗГО и внебюджетных источников (п. 15 программы). На 2011 год запланировано выделение из бюджета 480 000 рублей на оборудование жилых домов и объектов социальной инфраструктуры вспомогательными устройствами, обеспечивающими доступность к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (п. 4 раздела VII программы) (л.д. 41-50). Стоматологическая поликлиника по <адрес> вошла в перечень объектов, подлежащих обустройству вспомогательными устройствами (л.д. 51 оборот). Из объяснений участников процесса, материалов дела следует, что бюджетные ассигнования в размере 430 000 рублей были перераспределены с УСЗН ЗГО на Управление здравоохранения администрации ЗГО, которое в свою очередь открыло МЛПУЗ «Городская больница №» бюджетные ассигнования на 2011 год, в том числе на здание стоматологической поликлиники по <адрес> предусмотрено выделение 80 000 рублей (л.д. 116, 117, 126-128, 130). Договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ №/у предусмотрено, что МЛПУЗ «Городская больница №» в отношении муниципального имущества обязуется осуществлять все необходимые меры по сохранности и использованию по назначению, осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции, ремонта, восстановления имущества на счет средств учреждения (п. 9 договора). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов в вышеуказанное здание должна быть возложена на МЛПУЗ «Городская больница №», поскольку за учреждением муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении которого осуществляет меры по обеспечению своевременной реконструкции, ремонта, восстановления; собственник имущества не возражает против проведения указанных мероприятий; из средств муниципального бюджета учреждению выделены бюджетные ассигнования на реализацию программы «Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в ЗГО на 2011- 2013 годы», касающиеся оборудования стоматологической поликлиники вспомогательными устройствами, обеспечивающими доступность к ним инвалидов и других маломобильных групп населения. В силу названных причин не имеется оснований для удовлетворения требований за счет администрации ЗГО, в этой части иска следует отказать. Решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в нем должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано (п.11 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении»). Таким образом, с учетом требований действующего законодательства, положений СНиП 53-01-2001, суд считает необходимым конкретизировать возложенную на МЛПУЗ «Городская больница №» обязанность, а именно: обязать оборудовать вход в здание стоматологической поликлиники, расположенной <адрес>, пандусами, а при необходимости другими средствами подъёма, а так же всех перепадов высот более 0, 45 м. ограждениями с поручнями в соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2011. Формулируя вышеизложенные обязанности, суд не выходит за пределы заявленных требований, а лишь конкретизирует в целях исполнимости решения те действия, которые должен совершить ответчик. Срок, предложенный истцом, суд находит разумным, достаточным для добровольного исполнения решения, опровергающих доказательств по сроку участниками процесса не представлено. В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ заинтересованная сторона вправе обратится с заявлением по отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения при наличии уважительных причин. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МЛПУЗ «Городская больница №» подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей в доход Златоустовского городского округа. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в части. Обязать Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Городская больница №» оборудовать вход в здание стоматологической поликлиники, расположенной <адрес> пандусами, а при необходимости другими средствами подъёма, а так же всех перепадов высот более 0, 45 м. ограждениями с поручнями в соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2011 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказать. Взыскать с Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Городская больница №» государственную пошлину в доход Златоустовского городского бюджета 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд. Председательствующий С.Л. Закирова РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ