Дело № 2-1732/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 сентября 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи С.Ю.Фомина при секретаре Н.М.Шарифуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах Попова Е.П. к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным бездействия, понуждении предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, у с т а н о в и л : Прокурор г.Златоуста обратился в суд с иском в интересах Попова Е.П. к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ) в лице Златоустовского филиала № 5, Министерству социальных отношений Челябинской области, ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс», в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении Попову Е.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год и обязать ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» предоставить Попову путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В обоснование заявленных требований указал, что Попов Е.П. является инвалидом 3 группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2010, представив необходимые для получения путевки медицинские документы. Однако путевка ему в установленные сроки предоставлена не была по независящим от него обстоятельствам. Впоследствии прокурор изменил заявленные требования (л.д. 38-39), и просит признать незаконным бездействие ГУ ЧРО ФСС РФ и Министерства социальных отношений Челябинской области по предоставлению Попову Е.П. путевки на санаторно-курортное лечение за 2010, обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Попову путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. и истец Попов Е.П. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали. Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. (л.д.45). В отзыве указал (л.д. 18-21), что с иском не согласен, полагает, что ГУ ЧРО ФСС РФ не бездействовал, а совершил все необходимые действия по предоставлению путевки истцу. ФИО5 с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2010 год обратился ДД.ММ.ГГГГ. В день обращения ФИО5 было выдано уведомление о постановке на очередь для получения путевки. К окончанию 2010 года все приобретенные за счет средств федерального бюджета санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления ранее. Поскольку средства на обеспечение граждан санаторно-курортными путевками выделяются в ограниченном объеме, предоставление путевки ФИО5 в 2010 году повлекло бы нарушение прав и законных интересов граждан, которые ранее обратились за предоставлением санаторно-курортного лечения. ФСС исполнило свои обязательства в пределах выделенных на указанные цели бюджетных денежных средств. С 01.01.2011 функции по предоставлению санаторно-курортного лечения граждан, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области. Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.(л.д.49-50) В отзыве на исковое заявление указал (л.д. 33-34), что Министерство социальных отношений Челябинской области осуществляет полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан путевкам на санаторно-курортное лечение с 01.01.2011 г. Приказом Министерства ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» наделен полномочиями по формированию реестра граждан, имеющих право на бесплатное получение путевок, также «Импульс» на основании приказа № 22 занимается организацией работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение путевок, принимает решения о предоставлении путевок и выдает их. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс». Представитель третьего лица ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» Аманова Л.Ф. не оспаривает, что истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, при этом пояснила, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социальных отношений Челябинской области, поскольку именно Министерство осуществляет полномочия по обеспечению инвалидов путевками, принимает решение о предоставлении путевки, а ГУ Челябинской области «Импульс» исполняет технические функции, связанные со сбором и формлением документов, формированием и ведением реестра, а также с непосредственной выдачей путевки, предоставленной Министерством. В связи с недостаточностью финансирования обеспечить Попова путевкой возможно только в порядке очередности. Представители третьего лица УСЗН ЗГО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. (л.д.44) Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Попов Е.П. является инвалидом 3-ей группы с детства, инвалидность установлена с апреля 1997 г. бессрочно (копия справки МСЭ - л.д.66). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе инвалидам. В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка). Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка). Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ Попов Е.П. обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение на 2010 год (л.д. 10). К заявлению была приложена медицинская справка для получения путевки формы № 070/у-04 № 393 от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МЛПУЗ «ГБ №» (л.д. 8). Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ЗФ №5 ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Попова Е.П., что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ взято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения болезни системы кровообращения. Справка для получения путевки действительна до ДД.ММ.ГГГГ. Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. О выделении путевки и сроках ее получения Попов Е.П. будет уведомлен дополнительно (л.д. 7). По истечении срока действия медицинской справки № истцом была представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). До настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение за 2010 год в установленном законом порядке не обеспечен, что ответчиками не оспаривается. Из материалов дела следует, что истец своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратился в Златоустовский филиал № 5 ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов. В связи с чем у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить Попову санаторно-курортную путевку в 2010 году, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств. Статьями 7, 10 Федерального закона от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» установлено, что в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2010 год определяется в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных. постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4). Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19). Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20). Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21). Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Попова Е.П. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ. При таких обстоятельствах, доводы ФСС о том, что ими были предприняты все меры к обеспечению путевкой истца, отклоняются судом, а требования прокурора о признании незаконным бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ, выразившегося в не предоставлении Попову путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, подлежат удовлетворению. В конце 2010 года между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области было заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2428-р. С 01.01.2011 обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области. В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на 31.12.2010. Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 27.11.2011 в целях реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения наделено Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (л.д. 24 копия приказа). Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 № 95-П, определены условия и порядок оказания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Челябинской области, социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение (л.д. 66-68). В соответствии с п. 9 Порядка уполномоченный орган (учреждение) осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, поддерживает его в актуальном состоянии. В областной реестр граждан включаются также граждане, вставшие на учет в Челябинском региональном отделении Фонда социального страхования РФ на получение санаторно-курортных путевок, но не обеспеченные ими в период до 31 декабря 2010 года (п. 9). Согласно п. 12 Порядка решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки уполномоченного органа (учреждения) о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок при наличии санаторно-курортных путевок, соответствующих заявленному профилю лечения и предоставленных организациями, отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и государственных нужд. Следовательно, обязанность по предоставлению Попову путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета подлежит возложению на Министерство социальных отношений Челябинской области. Вместе с тем, с января 2011 г. и до момента рассмотрения дела в сентябре 2011 г., т.е. в течение 8 месяцев, Попов не был обеспечен путевкой за 2010 г. Каких-либо уважительных причин неисполнения обязанности по предоставлению путевки Попову ответчиком суду не представлено. При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившегося в не предоставлении Попову путевки на санаторно-курортное лечение за 2010 год, подлежат удовлетворению. Доводы Министерства о том, что надлежащим ответчиком является Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат положениям п.12 Порядка, прямо устанавливающим, что решение о предоставлении путевки принимает министерство. Только на основании такого решения уполномоченный орган, которым является «Импульс», осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения (п.13 Порядка). Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Удовлетворить исковые требования прокурора г.Златоуста в интересах Попова Е.П.. Признать незаконным бездействие ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Златоустовского филиала № 5 и Министерства социальных отношений Челябинской области по обеспечению Попова Е.П. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Попову Е.П. за счет средств федерального бюджета путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий С.Ю.Фомин Решение не вступило в законную силу.