о предоставлении жилого помещения



дело № 2-1856/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст         01 сентября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Фроловой Г.А.

при секретаре      Решетниковой Д.А.,

с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах Крупиной Е.В. к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Крупиной Е.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Златоустовского городского округа во внеочередном порядке предоставить Крупиной Е.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте города Златоуста.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что по заявлению Крупиной Е.В. о неисполнении законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокуратурой города была проведена проверка. В ходе проверки было установлено, что распоряжением администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ Крупина Е.В. была принята на учет на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Крупиной Е.В. не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. требования прокурора поддержала и пояснила, что Крупина Е.В. имеет право на внеочередное предоставление жилья по двум основаниям: как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и как лицо, проживающее в доме признанном ветхоаварийным. Ссылки ответчика на то, что в настоящее время нет свободного жилья и в списках детей-сирот на получение жилья состоит 69 детей не должно нарушать прав Крупиной Е.В., поскольку у детей-сирот право на получение жилья является внеочередным.

Истица Крупина Е.В. требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержала, пояснив, что статус сироты имеет с 17 лет, отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Она зарегистрирована по адресу: <адрес>, но фактически дома по этому адресу не существует. В настоящее время она проживает в бараке по адресу: <адрес>. Она проживает в семье сестры, в которой вместе с ней пять человек, они все проживают в одной комнате. Никакого права на это жилье истица не имеет, ее проживание по этому адресу носит временный характер. Иного жилья у истицы нет. С заявлением о предоставлении жилья в администрацию города она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, заявление у нее приняли, сообщили ей номер телефона, по которому нужно звонить и узнавать об очередности на предоставление жилья. Но жилое помещение вне очереди ей не предоставлено.

Представитель администрации ЗГО Гареева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку согласно п.2 ст. 5 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные государственные органы Челябинской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют права и обязанности в части предоставления финансовых средств для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме, предусмотренном ст.6 указанного закона. В силу п.1 ст. 6 Закона осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в ст. 3 Закона, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета. В 2011 году были предоставлены финансовые средства для осуществления поддержки детей-сирот. На субвенцию были приобретены три трехкомнатные квартиры, в данных квартирах комнатами обеспечены девять детей-сирот. Поскольку в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в жилом помещении стоят в очереди более шестидесяти сирот, то не представляется возможным вне очереди предоставить жилье Крупиной Е.В., поскольку выделенных средств из областного фонда компенсации недостаточно для обеспечения всех сирот одновременно жилыми помещениями. Кроме того, свободных благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, не имеется. Имеются жилые помещения, не отвечающие вышеназванным требованиям, которые не могут быть предоставлены, так как необходимо произвести ремонтные работы. Учитывая, что бюджет Златоустовского городского округа является дефицитным, возможности приобретения жилья для Крупиной Е.В. за счет средств бюджета ЗГО не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено в ходе судебного разбирательства Крупина Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Её родителями являются ФИО7 и ФИО8 (копия свидетельства о рождении, л.д.13, копия свидетельства об установлении отцовства, л.д.18).

Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней на тот момент Крупиной Е.В. (л.д.15-16), отец Крупиной Е.В. - ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти, л.д.17).

Как следует из решения о лишении ФИО8 родительских прав Крупина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ находилась в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ под попечительством ФИО9, с ДД.ММ.ГГГГ находилась под попечительством ФИО10 (л.д.15 оборот)

Согласно справке <данные изъяты>», Крупина Е.В. обучалась в <данные изъяты> г. Златоуста в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Согласно материалам дела: справке о регистрации (л.д.20), акту проверки жилищных условий (л.д.21), акту обследования жилищно-бытовых условий (л.д.22-22а), акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23-24), сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений (л.д.27), ответов на запросы (л.д.28,29), Крупина Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Фактически по указанному адресу жилого дома нет, имеются только остатки частного дома: несколько деревянных столбов высотой 1 метр, одна сторона фундамента. В собственности Крупина Е.В. жилья не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Крупина Е.В. обратилась к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.9). Распоряжением администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Крупина Е.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обладающей правом внеочередного предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состав семьи 1 человек.

Согласно сообщению начальника отдела жилищной политики, направленному в адрес Крупиной Е.В. (л.д.6) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Крупиной Е.В. определена за номером 65, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, которая установлена с даты предоставления полного комплекта документов, являющихся обязательным приложением к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года № 273, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности (по списку внеочередников).

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Крупиной Е.В. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Как следует из пояснений истца и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Крупиной Е.В. не предоставлено.

Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства на основании материалов дела жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована истица Крупина Е.В., признано непригодным для постоянного проживания по причине разрушения несущих строительных конструкций и оснований. Указанное жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (л.д.23-26).

Указанное обстоятельство в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ также является основанием для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа
Челябинской области от 06.05.2009г. № 22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов; не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

С учетом изложенного, нарушенное право Крупиной Е.В. подлежит восстановлению путем возложения на ответчика обязанности предоставить ей на условиях социального найма благоустроенное жилое помещения, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья в границах г. Златоуста Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Крупиной Е.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Крупиной Е.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Златоуста Челябинской области площадью не ниже установленных норм предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:     Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу