о предоставлении жилого помещения



дело № 2-1858/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст         08 сентября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Фроловой Г.А.,

при секретаре      Решетниковой Д.А.,

с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах Ефимовой Т.Д. к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Ефимовой Т.Д. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Златоустовского городского округа во внеочередном порядке предоставить Ефимовой Т.Д. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте города Златоуста.

В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что по заявлению Ефимовой Т.Д. о неисполнении законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прокуратурой города была проведена проверка. В ходе проверки было установлено, что распоряжением администрации Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ Ефимова Т.Д. была принята на учет на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Ефимовой Т.Д. не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. требования прокурора поддержала и пояснила, что Ефимова Т.Д. имеет право на внеочередное предоставление жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ефимова Т.Д. была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, администрация ЗГО имела достаточно времени для предоставления жилья Ефимовой Т.Д.

Истица Ефимова Т.Д. требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержала, пояснив, что статус сироты имеет с 16 лет, когда умерли родители. В настоящее время она проживает у соседки, которая родственницей ей не является. Соседки присматривали за ней до ее совершеннолетия. С заявлением о постановке на учет на предоставление жилья она обратилась в администрацию ЗГО ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ей предоставили на выбор три комнаты, которые, по мнению администрации, являлись свободными и пригодными для проживания. Однако первая комната по адресу: <адрес> не свободна, в квартире расположены четыре комнаты, которые заняты жильцами. Вторая комната, расположенная в общежитии по <адрес>, непригодна для проживания: дверь в комнату заколочена, обстановка в общежитии неудовлетворительная. В третьей комнате по <адрес> нет ни туалета, ни горячей воды, со слов соседей в доме всегда холодно.

Представитель администрации ЗГО Гареева О.В., действующая на основании доверенности № 917 от 18.02.2011г. с исковыми требованиями прокурора не согласна, поскольку согласно п.2 ст. 5 Закона Челябинской области от 22.12.2005г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные государственные органы Челябинской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют права и обязанности в части предоставления финансовых средств для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме, предусмотренном ст.6 указанного закона. В силу п.1 ст. 6 Закона осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в ст. 3 Закона, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета. Согласно закону Челябинской области от 30.11.2010г. № 190-ЗО (ред.от 23.06.2011г.) «Об областном бюджете на 2011г.» Златоустовскому городскому округу распределена субвенция в размере 7168,20 тыс. руб. на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью на 2011 год. Однако согласно письму финансового управления ЗГО от 05.09.2011г. № 852 в бюджет ЗГО из областного бюджета перечислены средства в сумме 4541,8 тыс. руб. на осуществление переданных органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью. На поступившую субвенцию были приобретены три трехкомнатные квартиры, согласно распоряжению администрации ЗГО № 1135-р от 11.08.2011г., «О заключении договора социального найма жилых помещений» и протокола № 9 от 06.07.2011г. заседания межведомственной комиссии по распределению жилья в данных квартирах комнатами обеспечены девять детей-сирот. Поскольку в администрации ЗГО в качестве нуждающихся в жилом помещении стоят в очереди 85 сирот, то не представляется возможным вне очереди предоставить жилье Ефимовой Т.Д., поскольку выделенных средств из областного фонда компенсации недостаточно для обеспечения всех сирот одновременно жилыми помещениями. Кроме того, свободных благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, не имеется. Имеются жилые помещения, не отвечающие вышеназванным требованиям, которые не могут быть предоставлены, так как необходимо произвести ремонтные работы. Администрацией ЗГО были предприняты попытки предоставить жилье Ефимовой Т.Д., так отделом жилищной политики администрации ЗГО были предложены к осмотру жилые помещения согласно талонам осмотра жилой площади. От жилым помещений, находящихся по адресам: <адрес>, <адрес> истица отказалась. По адресу: <адрес> Ефимова Т.Д. отметила, что там свободных комнат нет. Учитывая, что бюджет Златоустовского городского округа является дефицитным, возможности приобретения жилья для Ефимовой Т.Д. за счет средств бюджета ЗГО не имеется. Администрация ЗГО предоставит жилое помещение Ефимовой Т.Д. при предоставлении субвенции Златоустовскому городскому округу из областного фонда компенсации либо при проведении ремонтных работ в жилых помещениях, не отвечающим установленным санитарных и техническим требованиям. В настоящее время администрация ЗГО не имеет возможности предоставить Ефимовой Т.Д. жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте г. Златоуста.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено в ходе судебного разбирательства Ефимова Т.Д. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Матерью Ефимовой Т.Д. является ФИО6 (копия свидетельства о рождении, л.д.11). отец у Ефимовой Т.Д. юридически отсутствует (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, мать истицы, умерла (свидетельство о смерти, л.д.14). Воспитанием несовершеннолетней Ефимовой Т.Д. занималась тетя ФИО7

Как следует из материалов дела, Ефимова Т.Д. имеет ребенка <данные изъяты>, отец ребенка юридически отсутствует (л.д.15).

Согласно материалам дела: копии паспорта (л.д.12-13), справке о регистрации (л.д.17), акту проверки жилищных условий (л.д.16), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.18), сообщений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений (л.д.20,24), ответов на запросы (л.д.21,23), Ефимова Т.Д. вместе <данные изъяты> зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ФИО7 В указанном доме Ефимова Т.Д. проживает после смерти матери. Закрепленного жилья Ефимова Т.Д. не имеет, В собственности ни Ефимова Т.Д., <данные изъяты> жилья не имеют.

ДД.ММ.ГГГГ Ефимова Т.Д. обратилась к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.9). Распоряжением администрации ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) Ефимова Т.Д. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обладающей правом внеочередного предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состав семьи 2 человека.

Согласно сообщению начальника отдела жилищной политики, направленному в адрес Ефимовой Т.Д. (л.д.6) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Ефимовой Т.Д. определена за номером 65, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, которая установлена с даты предоставления полного комплекта документов, являющихся обязательным приложением к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 года № 273, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности (по списку внеочередников).

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Ефимовой Т.Д. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ефимовой Т.Д. было предложено для осмотра три комнаты: две комнаты в коммунальных квартирах и комната в доме коридорного типа. ДД.ММ.ГГГГ жилье было осмотрено истицей, вселяться в предложенное жилье она не согласна, так как комнаты по адресам: <адрес> являются неблагоустроенными, в квартире по адресу: <адрес>, свободных комнат нет. Как следует из пояснений представителя ответчика санитарно-техническое состояние жилья, предлагаемого истице, не проверялось, акты обследования жилых помещений не составлялись. Также не проверялось наличие прав у других лиц на эти жилые помещения.

Таким образом, до настоящего времени жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым по договору социального найма, Ефимовой Т.Д. не предоставлено.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа
Челябинской области от 06.05.2009г. № 22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов; не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

С учетом изложенного, нарушенное право Ефимовой Т.Д. подлежит восстановлению путем возложения на ответчика обязанности предоставить ей на условиях социального найма благоустроенное жилое помещения, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья в границах г. Златоуста Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Ефимовой Т.Д. удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Ефимовой Т.Д. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Златоуста Челябинской области площадью не ниже установленных норм предоставления жилья.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:     Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу