о признании собственником при жизни



дело № 2-1955/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст         14 сентября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи Фроловой Г.А.,

при секретаре      Решетниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радченко В.Л. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Златоусту о признании права собственности за умершим,

у с т а н о в и л :

Радченко В.Л. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, при жизни.

В обоснование своих требований истица сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО2, после смерти которого открылось наследство в виде гаража, расположенного по адресу: <адрес>. Истица обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Однако нотариус не может выдать ей свидетельство о праве на наследство, так как муж при жизни надлежащим образом право собственности на гараж не оформил. Признание права собственности за умершим необходимо истице для оформления права на наследство.

Истица Радченко В.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ИФНС по г. Златоусту в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

Изучив материалы дела, суд находит требования Радченко В.Л. законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу п. 1 ст. 5 Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI
«О кооперации в СССР» (с изменениями от 16.10.1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г., 8 декабря 1995 г., 8 мая 1996 г., 15 апреля 1998 г.), кооператив является организацией граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 51 данного Закона, граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-бытовые, в том числе гаражно-строительные кооперативы, для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т. п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества).

Согласно п. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 (копия свидетельства о смерти, л.д.5). После его смерти открылось наследство в виде: гаража, расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из копии справки Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) собственник нежилого помещения-гаража, расположенного по адресу: <адрес>, не числится, сведения о регистрации права собственности на указанный объект в ЕГРП отсутствуют. Однако как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>» (л.д.7) ФИО2 являлся членом ГСПК и ему на праве собственности принадлежит гараж , паевые взносы ФИО2 внесены полностью ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, отведен <данные изъяты> на основании решения исполнительного комитета Златоустовского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ Строительство гаража произведено в соответствии с генеральным планом застройки гаражного или гаражно-строительного кооператива ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, что гараж в <данные изъяты>» является плановой постройкой, расположен на отведенном ГСПК земельном участке, был создан ФИО2 Право собственности на гараж в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано не было в связи со смертью ФИО2

Учитывая, что гараж создан самим ФИО2 на законных основаниях, а регистрация права собственности в установленном порядке не произведена им по объективной причине - смерти, применительно к положениям п. 3 ст. 165 ГК РФ, исковые требования истца о признании гаража собственностью ФИО2 на день его смерти подлежат удовлетворению.

Согласно справке нотариуса Златоустовского городского округа ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) по заявлению Радченко В.Л., наследника первой очереди по закону (свидетельство о заключении брака, л.д.6) заведено наследственное дело на имущество умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Другие наследники первой очереди по закону ФИО5, ФИО6, дети наследодателя, от наследства отказались в пользу супруги наследодателя Радченко В.Л.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Радценко В.Л. удовлетворить.

Признать ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, при жизни собственником нежилого помещения-гаража, общей площадью 20,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий:     Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу