О признании незкаонным бездействия, возложении обязанности по предоставлению путевки



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ        г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Квашниной Е.Ю..,

при секретаре                                Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., представителя ответчика ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс» Амановой Л.Ф.,

гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Юрина Ю.И. к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Юрина Ю.И. обратился в суд с иском к ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ), Министерству социальных отношений Челябинской области, ГУ Челябинский областной Реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (далее - ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс»), впоследствии заявлением от ДД.ММ.ГГГГ уточнив исковые требования, предъявив их к ГУ ЧРО ФСС РФ, Министерству социальных отношений Челябинской области, просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непредоставлении Юрина Ю.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, и обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Юрина Ю.И. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-4,41-42).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Юрина Ю.И. является инвалидом 2 группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ Юрина Ю.И. обратился в Златоустовский филиал ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ, представив необходимые для получения путевки медицинские документы, однако путевка ему предоставлена не была.

Истец Юрина Ю.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, на иске настаивает (л.д. 48).

Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ ЧРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.56). В направленном в адрес суда отзыве указал (л.д. 27-30), что с иском не согласен. Юрина Ю.И. с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ обратился ДД.ММ.ГГГГ. В день обращения Юрина Ю.И. было выдано уведомление о постановке на очередь для получения путевки. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все санаторно-курортные путевки были распределены и выданы гражданам, подавшим заявления на предоставление путевок ранее Юрина Ю.И., в связи с чем Юрина Ю.И. остался не обеспеченным санаторно-курортной путевкой в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку средства на обеспечение граждан санаторно-курортными путевками выделяются в ограниченном объеме, предоставление путевки Юрина Ю.И. в ДД.ММ.ГГГГ повлекло бы нарушение прав и законных интересов граждан, которые ранее обратились за предоставлением санаторно-курортного лечения. С ДД.ММ.ГГГГ функции по предоставлению санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.54-55). В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ и дополнении к нему от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-35,54-55) указал, что до ДД.ММ.ГГГГ путевки на санаторно-курортное лечение приобретались ФСС РФ. Министерство социальных отношений Челябинской области полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение осуществляет с 01.01.2011г. Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 27.01.2011г. №22 ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс» наделено полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения. Центр «Импульс» осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. В областной реестр граждан включаются также граждане, вставшие на учет в ЧРО ФСС РФ на получение санаторно-курортных путевок, но не обеспеченных ими в период до 31.12.2010г. Путевка на санаторно-курортное лечение Юрина Ю.И. будет предоставлена согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения. Также полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Центр «Импульс», поскольку полномочия по организации работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок, принятию решения о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам и выдаче путевок полностью возложена Министерством на Центр «Импульс».

Представитель третьего лица ГУ ЧОР ЦФ инвалидов «Импульс» Аманова Л.Ф., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40) исковые требования прокурора в интересах Юрина Ю.И. поддержала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20), из которого следует, что решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством социальных отношений в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. №95-П согласно заявкам, предоставленным уполномоченным органом ГУ ЧОР ФЦ инвалидов «Импульс» о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок при наличии санаторно-курортных путевок, соответствующих заявленному профилю лечения и предоставленных организациями, отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Представитель третьего лица УСЗН ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.52).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Юрина Ю.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Юрина Ю.И. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ (копия справки МСЭ-2011 от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 7).

Ранее ему ДД.ММ.ГГГГ была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию сроком переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2007 (л.д. 43).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В силу ч. 2. ст. 6.3 названного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), регулирующий предоставление гражданам набора социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17.07. 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе инвалидам.

В соответствии с п. 3.1 Порядка, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Пунктом 3.7 Порядка установлено, что при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка).

ДД.ММ.ГГГГ Юрина Ю.И. обратился в Златоустовский филиал ГУ ЧРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). К заявлению была приложена медицинская справка для получения путевки формы от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МЛПУЗ «ГБ » (л.д. 9).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ЗФ ГУ ЧРО ФСС РФ довёл до сведения Юрина Ю.И., что его заявление от ДД.ММ.ГГГГ взято на учет для предоставления санаторно-курортной путевки по профилю лечения: болезни системы кровообращения. Справка для получения путевки действительна до ДД.ММ.ГГГГ Путевка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена в установленном порядке, с учетом даты подачи заявления. О выделении путевки и сроках её получения Юрина Ю.И. будет уведомлен дополнительно (л.д. 10).

До настоящего времени истец путевкой на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не обеспечен, что ответчиками не оспаривается.

Из материалов дела следует, что истец своевременно, в соответствии с п.3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг, обратился в Златоустовский филиал ГУ ЧРО ФСС с заявлением о предоставлении путевки с приложением необходимых документов. В связи с чем, у Фонда социального страхования возникла обязанность предоставить Юрина Ю.И. путевку на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ, что прямо предусмотрено пунктами 3.8, 3.9 названного Порядка.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328, не устанавливают оснований, при которых Фонд освобождается от обязанности предоставить санаторно-курортную путевку, в частности при отсутствии денежных средств.

Статьями 7, 10 Федерального закона от 25.11.2008г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 г.г.» установлено, что в 2010 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на 2010 год определяется в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно пунктам 4, 19-22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 4).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда (п.19).

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.20).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его исполнительных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21).

Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для лишения Юрина Ю.И. права на предоставление социальных услуг, поскольку исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не были лишены возможности на основании вышеприведенных правовых норм исполнить возложенные на них законом обязательства путем направления соответствующей заявки на выделение дополнительного финансирования в ФСС РФ.

При таких обстоятельствах, требование прокурора г. Златоуста в интересах Юрина Ю.И. о признании незаконным бездействия ГУ ЧРО ФСС РФ. выразившегося в не предоставлении Юрина Ю.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В конце 2010 года между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области было заключено Соглашение о передаче Правительству Челябинской области осуществления части полномочий РФ по предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 № 2428-р.

С 01.01.2011 г. обязательства РФ по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе, в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, передано в ведение субъекта РФ - Правительству Челябинской области. Уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в Челябинской области, санаторно-курортного лечения, в настоящее время является Министерство социальных отношений Челябинской области.

В соответствии с соглашением между Челябинским региональным отделением ФСС РФ и Министерством социальных отношений Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области переданы документы о гражданах, состоящих в очереди на предоставление санаторно-курортных путевок и электронная база данных, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, полномочиями по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения наделено Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (л.д. 21- копия приказа).

Порядком предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011г. № 95-П, определены условия и порядок оказания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Челябинской области, социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с п. 9 Порядка уполномоченный орган (учреждение) осуществляет формирование областного реестра граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, поддерживает его в актуальном состоянии.

В областной реестр граждан включаются также граждане, вставшие на учет в Челябинском региональном отделении Фонда социального страхования РФ на получение санаторно-курортных путевок, но не обеспеченные ими в период до ДД.ММ.ГГГГ (п. 9).

Согласно пунктам 12, 13 Порядка решение о предоставлении санаторно-курортных путевок гражданам принимается Министерством в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки уполномоченного органа (учреждения) о потребности в предоставлении санаторно-курортных путевок при наличии санаторно-курортных путевок, соответствующих заявленному профилю лечения и предоставленных организациями, отобранными Министерством в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и государственных нужд; на основании указанного решения уполномоченный орган (учреждение) осуществляет выдачу санаторно-курортных путевок гражданам, включенным в областной реестр граждан, согласно очередности и в соответствии с рекомендуемым профилем лечения.

Как установлено судом, истец Юрина Ю.И. состоит в областном реестре граждан на получение санаторно-курортной путевки, как вставший на учет в ЧРО ФСС РФ, но не обеспеченный ею в период до ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 45). До настоящего времени он путевкой не обеспечен. Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившемся в не предоставлении Юрина Ю.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ

С учетом изложенного, на Министерство социальных отношений Челябинской области подлежит возложению обязанность по предоставлению Юрина Ю.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.

Изложенные в отзыве на иск доводы Министерства социальных отношений Челябинской области о том, что надлежащим ответчиком по требованиям об обязывании предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение должно являться ГУ ЧОРЦФ инвалидов «Импульс», суд считает несостоятельными.

Действительно, согласно Приказу Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ на ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс» возложены полномочия по оказанию государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения (л.д.21). В соответствии с Уставом ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс», утвержденным Приказом Минсоцотношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1) оказание государственной социальной помощи в части предоставления санаторно-курортного лечения является одной из задач Центра «Импульс»; основной функцией Центра в силу п. 3.1.2 Устава является, в числе других, оказание комплексной системы реабилитации и оказание государственной социальной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, ГУ ЧОРФЦ инвалидов «Импульс» имеет возможность осуществить указанные полномочия и выдать санаторно-курортную путевку истцу только на основании принятого Министерством социальных отношений Челябинской области соответствующего решения о предоставлении путевки в соответствии с п. 12 Порядка предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Юрина Ю.И., - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерства социальных отношений Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Юрину Ю.И. путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области предоставить Юрину Ю.И. за счет средств федерального бюджета путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                      Е.Ю.Квашнина

Решение не вступило в законную силу.