Дело № 2-1816/2011 Р Е Ш Е Н И Е 16 сентября 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Максимова А.Е., при секретаре Ковалевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокина Д.Н. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о взыскании денежных средств, У С Т А Н О В И Л: Фокин Д.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее - ГУФСИН России по Челябинской области) о взыскании денежных средств в размере 712 800 рублей. В обоснование своих требований указал, что с в период с 10 марта 1998 года по 19 июня 2009 года проходил службу в звании <данные изъяты> в уголовно-исполнительной системе, 04 июня 1998 года жилищно-бытовой комиссией учреждения ЯВ-48/Т-2 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. 30 мая 2008 года он обратился к начальнику ГУФСИН России по Челябинской области с рапортом об оказании безвозмездной финансовой помощи. Не получив ответа на рапорт, обратился с жалобой в прокуратуру Челябинской области, в ходе проверки которой факт не направления ответа на поданный рапорт нашел свое подтверждение. ГУФСИН России по Челябинской области в лице начальника ФИО4 своим бездействием причинил ему материальный вред в виде неполучения безвозмездной финансовой помощи, оказание которой предусмотрено Указом Президента РФ от 02 октября 1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей». В соответствии с Инструкцией о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи, такая помощь оказывается в размере 75% расчетной стоимости жилья, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. в пределах нормы предоставления площади жилья, устанавливаемой субъектом РФ, но не более 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Решением Собрания Депутатов ЗГО от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО утверждена учетная норма площади жилых помещений в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах многоквартирных домов. Его семья состоит из 4-х человек: он, супруга ФИО5, сыновья ФИО6, ФИО7, в связи с чем полагает, что имеет право на получение материальной помощи в пределах стоимости 36 кв.м. общей площади. Согласно приказу Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2011 года № 299 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам РФ на 3 квартал 20114 года» стоимость 1 кв.м. в Челябинской области составляет 26 400 рублей. Сумма, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 712 800 рублей (75 % от суммы 950 400 рублей). Определением суда от 11 августа 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области (л.д. 1). В судебном заседании истец Фокин Д.Н. на удовлетворении своих требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУФСИН России по Челябинской области Криволапова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что Фокин Д.Н. проходил службу в должности <данные изъяты> с 10.03.1998 года. Приказом начальника ФБУ СИ-4 ГУФСИН России по Челябинской области от 19.06.2009 года № 102 л/с истец был уволен из органов УИС по п. «а» статьи 58 (собственное желание) Положения о службе в ОВД, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1. В период прохождения службы истца жилищно-бытовая комиссия учреждения ЯВ-48/Т-2 включила его в списки на улучшение жилищных условий его под № 126, что нашло свое отражение в выписке из протокола ЖБК учреждения ЯВ-48/Т-2 № 11 от 04.06.1998 года. Выделение безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам УИС в соответствии с Указом Президента РФ от 02.10.1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Согласно п.4 указанного приказа, для получения финансовой помощи сотрудники, состоящие на учете, как нуждающиеся в жилых помещениях, подаются в порядке подчиненности рапорт с приложением следующих документов: заверенные в установленном порядке копии договора между жилищно-строительным кооперативом и пайщиком, справки кадрового подразделения об общей продолжительности службы и составе семьи сотрудника, выписки из финансового лицевого счета или домовой книги, справки государственных органов, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью, на сотрудника и членов его семьи, копий паспортов, свидетельств о браке. В соответствии с п. 5 Инструкции, утвержденной приказом МЮ РФ от 05.09.2006 года № 281 решение об оказании финансовой помощи принимается начальником учреждения или органом УИС на основании документов, указанных в пункте 4 инструкции, решения жилищно-бытовой комиссии учреждения или органа УИС и оформляется приказом учреждения с указанием финансовой помощи. Рапорт Фокина Д.Н. от 30.05.2008 года на жилищно-бытовой комиссии не рассматривался в виду отсутствия документов, подтверждающих нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения. В связи с этим секретарем жилищно-бытовой комиссии сотруднику данные обстоятельства были разъяснены, но мер к устранению указанных недостатков последний не предпринял, документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий не представил. Кроме того, согласно списку очередности Фокин Д.Н. состоял в очереди под № 56, поэтому оказание финансовой помощи, предусмотренной Приказом МЮ РФ от 05.09.2006 года № 281 по состоянию на 30.05.2008 года не представлялось возможным. Доводы истца о том, что ГУФСИН России по Челябинской области своим бездействием причинило истцу материальный вред, несостоятельны. Выделение безвозмездной финансовой помощи регламентировано Приказом МЮ РФ. Указанный приказ относится к документам, находящемся в общем пользовании и доступен всем сотрудникам УИС. Безвозмездная финансовая помощь выделяется только при наличии документов, перечисленных в приказе МЮ РФ. Истец, направляя рапорт с просьбой оказать помощь документы, необходимые для принятия решения, не приложил в связи с этим, возможности принять какое-либо решение ответчик был лишен. Таким образом, ГУФСИН России по Челябинской области причинителем вреда не является. Действиями (бездействием) ГУФСИН России по Челябинской области материального вреда Фокину причинено не было в виду того, что в своих действиях ответчик руководствовался требованиями Приказа МЮ РФ от 05.09.2006 года № 281 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания сотрудникам УИС безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство», который распространяется только на действующих сотрудников УИС. При увольнении из органов УИС статус сотрудника гражданами утрачивается. Истцом пропущен срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора предусмотренный ст. 392 ТК РФ (л.д. 31-32а). Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области Гладышев С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из копии трудовой книжки (л.д. 4-5) в период 10 марта 1998 года по 19 июня 2009 года Фокин Д.Н. проходил службу в ГУФСИН России по Челябинской области (ФКУ СИЗО-4). В соответствии с Указом Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и членов их семей», приказом Минюста РФ от 5 сентября 2006 г. № 281 утверждена Инструкция о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство (далее - Инструкция). Согласно п. 1 Инструкции, безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с Указом Президента от 2 октября 1992 г. N 1153, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении, и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотруднику по месту его службы только один раз в порядке очередности. Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Перечень документов, необходимый для получения финансовой помощи, установлен п. 4 Инструкции. Указанные документы надлежит представлять одновременно с рапортом. Согласно ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания. Таким образом, для получения безвозмездной финансовой помощи работник уголовно-исполнительной системы, поставленный на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должен обратиться с рапортом в порядке подчиненности с приложением документов, указанных в Инструкции, при этом выплата безвозмездной финансовой помощи по результата рассмотрения рапорта производится при условии наступления его очереди. Все перечисленные условия должны совпадать по времени. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предусмотрено ст. 3 ГПК РФ. На истце лежало бремя доказывания наличия у него права на получение безвозмездной финансовой помощи на момент увольнения из ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области. В ходе производства по делу установлено, что в период прохождения службы в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области, на основании рапорта от 30 мая 2008 года (л.д. 35) протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения ЯВ-48/Т-2 от 04 июня 1998 года № 11 Фокин Д.Н. включен в списки на улучшение жилищных условий под № 126 (л.д. 9). Согласно журналу регистрации рапортов сотрудников на оказание безвозмездной финансовой помощи (л.д. 37-40), рапорт Фокина Д.Н. зарегистрирован 30 мая 2008 года, порядковый номер 56. Как следует из Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии аппарата ГУФСИН России по Челябинской области от 18 августа 2009 года (л.д. 43-44), решением комиссии Фокин Д.Н. исключен из очереди на получение финансовой помощи на основании приказа о его увольнении от 19 июня 2009 года № 102 л/с. В судебном заседании истец пояснил, что в период работы в 2008-м году ему разъяснили, что выплата безвозмездной материальной помощи будет производиться тем, кто стоял в очереди на улучшении жилищных условий. Начальник отдала кадров ФИО10 доводил до сведения сотрудников, отработавших более 10 лет, приказ № 281 от 05.09.2006 года. Ознакомление с приказом было в устной форме, а не под роспись. Сотрудникам, претендующим на получение помощи, необходимо было написать рапорт на имя начальника управления. Также пояснили, что за 10-15 человек до своей очереди, в г. Челябинск необходимо будет предоставить остальной пакет документов. Он в числе других сотрудников написал рапорт, зарегистрировал его в отделе кадров, где пояснили, что в г. Челябинск он должен везти его сам. Приехав в г. Челябинск сотрудника, занимающегося приемом рапортов, не застал, передал рапорт через старшего инспектора кинологической службы. Ответчик должен был направить ему ответ на рапорт с указанием, какие документы необходимо предоставить. В марте 2011 года бывшие коллеги сообщили ему, что все рапорты вернули обратно. Он состоял на учете как нуждающийся, однако на момент подачи рапорта необходимых документов, которые должен был представить, у него не было. Ипотечный кредит брать не стал, так как у него не было уверенности, что дадут материальную помощь, членом жилищно-строительного кооператива не являлся и не является. Земельный участок под застройку ему не отводился. Полагал, что до увольнения из СИЗО-4 его очередь подойдет и материальную помощь выплатят. В настоящее время своего жилья у него нет, проживает в доме матери, хотел его выкупить, а документы предоставить для получения материальной помощи. В результате бездействия ответчика причинен материальный вред, в настоящее время предоставленным правом воспользоваться не может. Учитывая, что доказательств, подтверждающих, что при обращении с рапортом 30 мая 2008 года истцу на момент его увольнения должна быть выплачена безвозмездная финансовая помощь, Фокин Д.Н. не представил, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать. Фокин Д.Н. не отрицал, что каких-либо документов, предусмотренных Инструкцией, к рапорту не прикладывал, так как указанные документы у него отсутствовали. С заявлением об отводе земельного участка под строительство он не обращался, членом жилищно-строительного кооператива не являлся. К доводам истца о том, что с приказом Минюста РФ от 5 сентября 2006 г. № 281 под роспись его умышленно не знакомили, в связи с чем он не знал, какие документы необходимо приложить к рапорту, суд относится критически. Согласно ч. 1 ст. 9 ГПК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Достоверно зная о наличии Инструкции, которой регламентирован порядок предоставления финансовый помощи, истец не принял каких-либо мер к ее изучению и предоставлению предусмотренных Инструкцией документов. Являясь нормативным актом, Инструкция опубликована в официальных источниках - «Российский газете», Собрании законодательства РФ, размещена в справочно-правовых системах, а также имелась в учреждении по месту прохождения истцом службы. Указанная инструкция не направлена на установление, либо изменение каких-либо обязанностей истца, связанных с несением службы в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области, в связи с чем на работодателя не может быть возложена обязанность по ознакомлению с нею сотрудников. Доводы истца об обязанности ознакомления его с положениями Инструкции под роспись доказательствами не подтверждены. Как следует из журнала регистрации рапортов сотрудников на оказание безвозмездной финансовой помощи, при подаче истцом рапорта он был зарегистрирован под № 56, в связи с чем безвозмездная финансовая помощь также не могла быть ему предоставлена на момент увольнения со службы во внеочередном порядке Уволившись из ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области по собственному желанию 19.06.2009 г., истец утратил статус работника уголовно-исполнительной системы, а следовательно, и право на получение безвозмездной финансовой помощи. Установление при проведении прокуратурой Челябинской области проверки по заявлению Фокина Д.Н. факта бездействия ответчика, выразившегося в не направлении истцу ответа на поданный им рапорт, обязанности для Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области по выплате Фокину Д.Н. безвозмездной финансовой помощи не влечет. При отказе в удовлетворении исковых требований судебные издержки взысканию с ответчика не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Фокин Д.Н. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области о взыскании денежных средств отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение, в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение не вступило в законную силу