Дело № 2-1903/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Руновой Т.Д., при секретаре Аненковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полховского В.В. о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа в части отказа в отводе земельного участка, обязании администрации Златоустовского городского округа составить акт о выборе земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, у с т а н о в и л : Полховский В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение администрации Златоустовского городского округа, содержащееся в пп.9 п.2 распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в отводе земельного участка Полховский В.В.; обязать администрацию Златоустовского городского округа составить акт выбора земельного участка по заявлению Полховский В.В., принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию ЗГО с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В своем заявлении просил в соответствии со ст.ст.30,31 Земельного кодекса РФ обеспечить выбор земельного участка для строительства полузаглубленных гаражных боксов в количестве 49 штук размещением на их кровле детской игровой и спортивной площадки и провести предварительное согласование места размещения объекта. Предполагаемое место размещения - <адрес>, на земельном участке примерной площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации ЗГО № утвержден протокол комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, подпунктом 9 пункта 2 которого ему было отказано в отводе земельного участка. Указанное решение органа местного самоуправления нарушает его право на предоставление земельного участка в аренду, является незаконным. Администрацией ЗГО не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, выбор земельного участка в пределах указанной территории не произведен. Указанная в распоряжении причина отказа, связанная с тем, что на земельном участке строительство полузаглубленных гаражных боксов не предусмотрено, противоречит Генеральному плану <адрес> и Правилам землепользования и застройки <адрес>. Полховский В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен (л.д.65). Представитель истца Болонная И.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала по изложенным в нем основаниям. Представитель администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности (л.д.66-68), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Пояснил, что на территории, которую Полховский В.В. указал в качестве планируемого места размещения полузаглубленных гаражных боксов, ведется строительство детской и спортивной площадок на основании договора, заключенного администрацией ЗГО с подрядной организацией. На момент рассмотрения заявления Полховский В.В. администрация ЗГО планировала возведение указанных объектов, поэтому заявление Полховский В.В. не было удовлетворено. Кроме того, проект детальной планировки Машзавода не предусматривает строительство полузаглубленных гаражных боксов на данной территории. По указанным причинам выбор земельного участка для строительства 49 полузаглубленных гаражных боксов по заявлению Полховский В.В. произвести невозможно. Заслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, суд считает требования Полховский В.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. По смыслу и содержанию указанной нормы закона следует, что для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя. В соответствии с ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Согласно ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов, в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Согласно Решению Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. N 811 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте" (с изменениями и дополнениями), предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) Заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты; 3-1) Решение комиссии по землеотводам утверждается распоряжением Главы округа. В случае недостаточной обоснованности принятого решения Глава округа направляет соответствующую заявку в комиссию по землеотводам на повторное рассмотрение с мотивированным заключением. Срок действия распоряжения Главы округа один год с момента официальной публикации решения комиссии по землеотводам; 7) В случае, если в процессе проведения процедуры согласования согласующими органами и должностными лицами выдвинуты условия, повлекшие изменения границ земельного участка по сравнению с утвержденными в проекте границ, Глава города после установления границ на местности (изготовления межевого (землеустроительного дела) своим распоряжением утверждает новый проект границ (материалы инвентаризации земельного участка); 8) Распоряжение Главы города о предоставлении земельного участка в аренду (в постоянное (бессрочное) пользование) для строительства принимается в двухнедельный срок со дня обращения гражданина или юридического лица; к заявлению, подаваемому на имя Главы города в МУ "Комитет по управлению имуществом г.Златоуста", должна быть приложена кадастровая карта (план) земельного участка. Из смысла приведенных норм следует, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. По смыслу норм статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, его последующего утверждения с одновременным принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, если имеются препятствия для предварительного согласования и выбора земельного участка, а отсутствие акта само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка. Из материалов дела следует, что земельный участок по адресному ориентиру: <адрес>, не поставлен на государственный кадастровый учет (уведомление - л.д.67). Полховский В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа, в котором просил обеспечить выбор земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего предоставления его в аренду для строительства полузаглубленных гаражных боксов в количестве 49 штук с размещением на их кровле детской игровой и спортивной площадок. Предполагаемое место размещения объектов - <адрес>. К заявлению был приложен план размещения гаражных боксов по указанному адресу (л.д.7-8). Данное заявление было рассмотрено на комиссии по отводу земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» протокол комиссии был утвержден. Полховский В.В. отказано в отводе земельного участка, указанного в его заявлении, так как проектом детальной планировки Машзавода не предусмотрено строительство на данном участке полузаглубленных гаражных боксов (л.д.9). В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение Златоустовским городским судом по гражданскому делу по заявлению Полховский В.В. об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства 49 полузаглубленных гаражных боксов на условиях аренды. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Полховский В.В. указанным решением суда было отказано (л.д. 15-16,54-57). При рассмотрении указанного гражданского дела, в котором администрация ЗГО участвовала в качестве заинтересованного лица, было установлено, что Постановлением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная целевая программа комплексного благоустройства в Златоустовском городском округе на 2010-2013 гг. Указанной программой в целях создания благоприятных условий для проживания и отдыха жителей Златоустовского городского округа запланировано размещение спортивных площадок и детских игровых комплексов. Исполнителем данных мероприятий является администрация ЗГО и МУ «ЖКХ». У <адрес> указанные объекты отсутствовали. В мероприятиях по благоустройству на ДД.ММ.ГГГГ. МУ «ЖКХ» были запланированы работы по устройству детских игровых площадок на придомовых и межквартальных территориях округа, в том числе по адресному ориентиру: <адрес>. Работы по устройству детской игровой площадки были запланированы на летний - осенний период ДД.ММ.ГГГГ г. При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что Администрация ЗГО не отказалась от своих планов по размещению спортивных площадок и детских игровых комплексов, что подтверждается Письмом Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на обращение жителей домов <адрес> и <адрес>, поступившее в администрацию ЗГО ДД.ММ.ГГГГ Из письма следует, что установка спортивной футбольной площадки и детских игровых элементов с тыльной стороны домов № и № по <адрес> запланированы на ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.31-39). ДД.ММ.ГГГГ МКУ ЗГО «УЖКХ» разместило заказ на выполнение работ по устройству детской игровой и спортивной площадки по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок на право выполнения указанных работ победителем признан <данные изъяты> (копия протокола № - л.д.27-30). ДД.ММ.ГГГГ МКУ ЗГО «УЖКХ» заключило с <данные изъяты> муниципальный контракт № на выполнение подрядных работ. Согласно указанному контракту <данные изъяты> обязано в соответствии с локальной сметой, техническим заданием выполнить работы по устройству детской игровой и спортивной площадок по адресу: <адрес> (л.д. 69-72). Из локальной сметы и технического задания, являющегося приложением к муниципальному контракту, следует, что подрядчику необходимо выполнить работы по устройству и установке по указанному адресу детской площадки, состоящей из песочницы, детского игрового комплекса, качалки-балансира, качели двойной с жесткой подвеской, двух урн, двух скамеек. Спортивная площадка должна быть выполнена размером 15х25 м., предусмотрено ограждение периметра территории спортивной площадки сварными сетчатыми панелями, отсыпка территории песком, устройство на территории площадки двух футбольных ворот (л.д.73-82). В ходе рассмотрения дела установлено, что <данные изъяты> начаты работы по выполнению муниципального контракта. Размещение детской и спортивной площадок, согласно муниципальному контракту, фактически производится между домами № и № ул. <адрес> Данная площадка находится восточнее домов № и № по <адрес>, у которых детские и спортивные площадки отсутствуют. На момент осмотра указанной территории ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на ней выполнены работы по устройству детского игрового комплекса, качалки-балансира, качели двойной с жесткой повесткой, урны, двух скамеек. Произведены работы по разработке грунта на месте расположения спортивной площадки, привезен материал для отсыпки территории площадки. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п.7.1.12) для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров. Исходя из плана размещения 49 полузаглубленных гаражных боксов, протокола осмотра территории, расположенной между домами № и № по <адрес>, строительство 49 полузаглубленных гаражных боксов с соблюдением указанных требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в связи с размещением на той же территории детской и спортивной площадок, являющихся площадками отдыха, невозможно. Таким образом, предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным. Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое Распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», которым Полховский В.В. фактически отказано в размещении 49 полузаглубленных гаражных боксов, не нарушает прав и законных интересов заявителя. То обстоятельство, что при отказе Полховский В.В. в размещении объекта сделана ссылка на проект детальной планировки Машзавода, который соответствующим органом утвержден не был, тогда как в соответствии Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, на вышеуказанной территории в качестве вспомогательных видов разрешенного использования допускается размещение подземных или полузаглубленных гаражей, на выводы суда не влияют. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Полховскому В.В. о признании недействительным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Полховскому В.В. в отводе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства 49 полузаглубленных гаражных боксов, обязании администрации Златоустовского городского округа составить акт о выборе земельного участка, принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта, отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Т.Д. Рунова Решение не вступило в законную силу