Дело № 2-2111/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 октября 2011 года г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В., с участием прокурора Казаковой Т.Б. истицы Карповой Е.В. третьих лиц Куровой Н.В., Курова И.Ю., Шилохвостова С.А., представителя ответчика Администрации ЗГО Гареевой О.В. при секретаре Курчатовой Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Карпова Е.В. к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор <адрес> в интересах Карповой Е.В. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее Администрации ЗГО) о возложении обязанности предоставить жилое помещение на основании договора социального найма в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям в черте <адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру <адрес> обратилась Карпова Е.В. - наниматель двух комнат в коммунальной <адрес> в <адрес>, принадлежащих на праве собственности МО ЗГО. В ходе проведенной проверки установлено, что указанный жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, однако, до настоящего времени ответчик не принимает никаких мер для определения порядка и сроков расселения граждан, проживающих в данном доме, поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Наниматель также вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того де числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья. В судебном заседании прокурор, истец Карпова Е.В. настаивают на удовлетворении исковых требований по основаниям. Суду пояснила, что Курова Н.В. являлась ее опекуном. В возрасте ДД.ММ.ГГГГ оная была вселена в ее квартиру по адресу <адрес> и зарегистрирована там до настоящего времени. Дом находится в аварийном состоянии, разрушается. В настоящее время она вместе с сыном проживает у гражданского мужа по адресу <адрес>, поскольку условий в комнатах по <адрес> нет. Представитель ответчика Администрации ЗГО Гареева О.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 30-31). Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Курова Н.С., Куров И.Ю., Шилохвостов С.А. требования истца поддержали в полном объеме. Курова Н.С. суду пояснила, что по достижении ДД.ММ.ГГГГ она оформила опекунство над Карповой Е.В. По адресу <адрес> она зарегистрирована с рождения. Карпова Е.В. зарегистрирована по этому же адресу. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ они не живут по указанному адресу ввиду непригодности условий для проживания. В доме проваливаются полы, разрушена система канализации, крыша. В туалете с потолка упал большой кусок перекрытия, разбил унитаз. Она с мужем и отцом проживают в съемных квартирах. Шилохвостов С.А. суду пояснил, что Карпова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ является сиротой, ее растила и воспитывала Курова Н.В. - его дочь. Дом по адресу <адрес> был введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Он в доме проживал с ДД.ММ.ГГГГ. На момент заселения в дом износ дома уже составлял 50%. За все годы проживания в доме капитальный ремонт не проводился. Поскольку в настоящее время для их жизни имеется угроза, они в доме не проживают. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Как установлено в ходе судебного разбирательства, следует из материалов дела (л.д. 19), жилое помещение, расположенное по адресу г. Златоуст, ул. Генераторная, 1-13 является собственностью Муниципального образования Златоустовского городского округа, расположено на 3 этаже 4-этажного жилого дома. Согласно справке (выписки из поквартирной карточки) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.) в двух комнатах жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в <данные изъяты> квартире по адресу <адрес> зарегистрированы Карпова Е.В., Курова Н.С., Куров И.Ю., Шилохвостов С.А. на основании типового договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23). Из материалов дела следует, что межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с Постановлением Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 9-11). По результатам обследования вынесено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания по причине ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а дом - аварийным и подлежащим сносу (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ Карпова Е.В. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что не имеет жилого статуса и нуждается в жилье как сирота. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27) Карповой Е.В. отказано в принятии на учет в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете. По-мнению суда, вышеуказанное Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения в срок до 2014 г., рассмотрения вопроса по распределению квартир согласно подпрограмме «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» в составе долгосрочной программы реализации национального проекта «Доступное м комфортное жилье ….»., утвержденной Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №, является ущемляющим права истца на своевременное предоставление жилого помещения, отвечающего необходимым требованиям и нормам. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Порядок признания жилого помещения непригодным и подлежащим сносу сторонами в судебном заседании не оспаривался. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 49 указанного Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения). К доводам представителя ответчика о том, что истцу необходимо предоставление жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Мероприятия по переселению граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания», которая является частью Долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», по мнению суда, следует отнестись критически. Постановлением Главы Златоустовского городского округа <адрес> от 5 июня 2009 г. N 147-п в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, целевой Программой реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2008-2010 годы, утвержденной решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28.04.2008 г. N 24-ЗГО, в целях обеспечения жилыми помещениями граждан при выселении из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу. В соответствии с п. 17 указанного Положения предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, выселяемым из жилых помещений, расположенных в доме, подлежащем сносу, осуществляется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 85, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В силу пп. 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Из акта обследования помещения (л.д.9) следует, что годом строительства дома является ДД.ММ.ГГГГ Износ дома в ДД.ММ.ГГГГ. составлял <данные изъяты>%. Жилые помещения имеют множественные трещины и разрушение штукатурного слоя стен и потолков. В нескольких квартирах отмечены прогибы межэтажных покрытий. Местами в жилых помещениях деревянные конструкции пола и перекрытия отсутствуют. В квартирах верхнего этажа отмечается прогиб элементов перекрытия из-за протечек с кровли и намокания. Большинство комнат в доме пустуют, доступ свободен, комнаты захламлены бытовым мусором. Электропроводка большей частью ветхая, частично отсутствует. В пустующих комнатах отсутствуют межкомнатные двери, частично - перегородки, деревянные оконные конструкции повреждены гнилью, остекление частично отсутствует. На фасаде здания наблюдается разрушение кладки снаружи по периметру первого этажа, отмечены значительные разрушения и отслоения штукатурного слоя по всему фасаду, отсутствует система организованного водостока. Кровля поражена гнилью, имеет место протечка кровли. Отмостки вокруг дома в трещинах разрушаются. Таким образом, учитывая изложенное, при рассмотрении дела установлено, что помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для ее жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, следовательно, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Следовательно, орган местного самоуправления обязан незамедлительно предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Незаконное бездействие ответчика влечет нарушение жилищных прав истца, может повлечь также за собой и неблагоприятные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью жителей многоквартирного дома, находящегося в аварийном состоянии. В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Таким образом, ответчика следует обязать предоставить истцу вне очереди взамен признанного жилого помещения по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. ветхо-аварийным и подлежащим сносу - изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Карпова Е.В. к администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа обязанность предоставить Карпова Е.В. на состав семьи 4 человека вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде двух комнат, благоустроенное, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению (<данные изъяты> кв.м.) отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение. Председательствующий Васильев С.В. Решение не вступило в законную силу
от 24 мая 2006 г. N 129-п утверждено Положение «О межведомственной комиссии Златоустовского городского округа для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее Положение). В соответствии с п.14 указанного Положения на основании полученного заключения Глава Златоустовского городского округа принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.