о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2123/11                 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года         г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яковлевой А.А.,

с участием прокурора

г.Златоуста       Козловой С.Г.,

истца        Баранова О.О.,

представителя ответчика

администрации ЗГО Зверева Д.Б.,

при секретаре                                 Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Златоуста в интересах Барановой О.О. к Администрации Златоустовского городского суда, Правительству Челябинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Баранова О.О. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить Баранова О.О. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, на территории г. Златоуста.

В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Баранова О.О. по вопросу нарушения администрацией ЗГО законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Баранова О.О. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Баранова О.О. не предоставлено.

Впоследствии прокурор г. Златоуста в интересах Баранова О.О. уточнил исковые требования, и просили суд обязать администрацию ЗГО предоставить Баранова О.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, площадью не менее 10 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Баранова О.О. поддержала исковые требования и пояснения прокурора г. Златоуста.

Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.54-56), с исковыми требованиями согласился частично по основаниям, изложенным в отзывах на исковые требования (л.д.40,41, 67).

Определением суда в качестве соответчика привлечено Правительство Челябинской области, представитель которого в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Златоуста подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 г. N 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье" (с изменениями от 28 августа, 25 декабря 2008 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Баранова О.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте (копия паспорта-л.д.8-9, копия свидетельства о рождении-л.д.22). Родителями Баранова О.О. являются ФИО7, который умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, умершая ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23,24).

Постановлением Главы г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ, «Об учреждении опеки (попечительства) над несовершеннолетними, ФИО9 назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетними, в т.ч. Баранова О.О., и выдано удостоверение опекуна (попечителя) установленного образца. На ФИО9 были возложены обязанности о принятии мер по защите наследственных прав несовершеннолетних, в. т.ч. Баранова О.О., в жилом доме по <адрес> (л.д.10).

Баранова О.О. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Согласно акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, Баранова О.О. является лицом из числа детей-сирот, находилась под попечительством сестры ФИО9, закрепленного жилья не имела. Дом по адресу: <адрес>, принадлежащий бабушке, разрушен, в настоящее время его не существует (л.д.19-20).

Из акта обследования частного дома по адресу: <адрес>, следует, что по указанному адресу отсутствует домостроение. Согласно объяснений ФИО10, присутствующей при выездном обследовании, ветхо-аварийный дом, физический износ которого на ДД.ММ.ГГГГ составлял 61% развалился, а затем был разобран в ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок является муниципальной собственностью. Баранова О.О. Имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма (л.д.28).

Согласно заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение по адресу: <адрес> населенном пункте г. Златоуст следует признать пригодными для постоянного проживания по причине разрешения несущих строительных конструкций (л.д.29-32).

Распоряжением Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за Баранова О.О. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обладающую правом внеочередного предоставления жилья, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состав семьи 2 человека (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ЗГО уведомила Баранова О.О.., что она принята на учет на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь за . Жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности, которая установлена с даты предоставления полного комплекта документов, являющихся обязательным приложением к заявлению, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

Из материалов дела, пояснений прокурора Козловой С.Г., Баранова О.О. следует, что Баранова О.О. до настоящего времени своего жилья не имеет, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Баранова О.О. не предоставлено.

По данным ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ», собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, числится ФИО11 и ФИО12 (л.д.18), собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, числится ФИО7, на дату последней технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, процент износа строения составлял-61% (л.д.26).

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Баранова О.О. согласно жилищному законодательству, является лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди.

В соответствии со ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Баранова О.О. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован ст.57 ЖК РФ. Пункт 6 данной статьи предусматривает право органа местного самоуправления предоставить соответствующему нуждающемуся лицу комнату в коммунальной квартире, в случае предусмотренном ч.4 ст.59 ЖК РФ. Таким образом, закон прямо не возлагает на местную администрацию обязанность предоставления жилья в виде отдельных квартир. Возложение такой обязанности на ответчика повлекло бы ограничение его права, предусмотренного п.6 ст.57 ЖК РФ, и нарушение баланса прав и интересов сторон.

В силу ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3).

Таким образом, помещение может быть признано жилым при условии, если его уровень внутреннего благоустройства, санитарной и технической пригодности соответствует возможности постоянного проживания в нем.

Согласно Решению Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 мая 2009 г. № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в следующих размерах: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 кв. м. площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

В силу п. 1. п.п.1, п. 2п.п.2 ст. 4 Закона челябинской области от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение финансовых средств в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий, использовать их по целевому назначению.

В соответствии со ст. 6 вышеназванного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных, в том числе обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

С учетом изложенного, нарушенное право Баранова О.О. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию ЗГО обязанности предоставить ей на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья на территории данного муниципального образования, то есть не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 кв. м. площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа, за счет средств бюджета Челябинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г.Златоуста в интересах Барановой О.О. удовлетворить.

Обязать Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Барановой О.О. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим требованиям, находящееся на территории Златоустовского городского округа не менее 10 квадратных метра общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 кв. м. площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                   А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу