Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 октября 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Руновой Т.Д., при секретаре Аненковой М.Н., с участием истца Прейс Ф.А., его представителя Пургина А.П., третьих лиц Вдовиной Н.А., Прейс Л.А., Абрамовской Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прейс Ф.А. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения в части отказа в отводе земельного участка, о возложении обязанности предоставить земельный участок, у с т а н о в и л : Прейс Ф.А. обратился в суд с иском к администрации ЗГО, в котором просил признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ему в отводе земельного участка примерной площадью 301 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; обязать администрацию ЗГО предоставить ему земельный участок примерной площадью 301 кв.м. по указанному адресу для ведения личного подсобного хозяйства в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. В обоснование заявленных требований сослался на то, что ему было отказано в предоставлении земельного участка в виду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, находящийся на запрашиваемом земельном участке. С указанным решением он не согласен, поскольку ранее по указанному адресу находилась квартира, собственниками которой являлись он и его родители. Он вместе с родителями пользовался земельным участком, на котором находилась данная квартира, являвшаяся фактически половиной жилого дома. В 2001 г. указанная половина дома сгорела, родителям было предоставлено жилье в доме ветеранов. Он вместе с родителями продолжал пользоваться земельным участком, возвел на нем дом, в котором проживает в настоящее время. Без оформления прав на землю он лишен возможности узаконить в установленном порядке право собственности на дом (л.д.3-4). В судебном заседании Прейс Ф.А. на удовлетворении исковых требований настаивал. Представитель ответчика администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен (л.д. 45). В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика администрации ЗГО Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-29), возражал против удовлетворения требований Прейс Ф.А., указав, что исключительное право на приобретение данного земельного участка имеют только собственники объекта недвижимости, расположенного на участке. Прейс Ф.А. не представил документы, подтверждающие его право собственности на дом. Кроме того, в заявлении Прейс Ф.А. не указал испрашиваемое право на землю, в связи с чем ему правомерно было отказано в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 30-31). Третьи лица Вдовина Н.А., Прейс Л.А., Абрамовской Т.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали. Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает требования Прейс Ф.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса. Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями). Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) <адрес> на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в <адрес>. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).Регистрацию заявлений в установленном <адрес> порядке ведет <адрес>. Рассмотрению подлежат все поступившие в <адрес> заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Прейс Ф.А. обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка примерной площадью 301 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.31). Размер испрашиваемого Прейс Ф.А. земельного участка, не превышает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, установленные Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте. Согласно протоколу комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ № (подпункт 9 пункта 2), утвержденному распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р, заявителю было отказано в отводе земельного участка примерной площадью 300 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с формулировкой - «ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке» (л.д.4). В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2). Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4). Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона). Из искового заявления, пояснений истца и его представителя в судебном заседании следует, что на испрашиваемом земельном участке истцом возведен жилой дом. Ранее на участке находилась квартира, являвшаяся фактически половиной жилого дома, собственниками которой являлись он и его родители. Он вместе с родителями пользовался земельным участком, на котором находилась данная квартира. В 2001 г. квартира сгорела, однако он вместе с родителями продолжал пользоваться земельным участком, возвел на нем дом, в котором проживает в настоящее время. Спора по принадлежности строения и границам земельного участка ни с кем нет. Права на дом истец намерен узаконить в установленном порядке после оформления прав на земельный участок. Доводы истца подтверждаются пояснениями третьих лиц Вдовина Н.А., Прейс Л.А. (сёстры истца), Абрамовской Т.Н. (владелец <адрес>, расположенной в уцелевшей после пожара половине <адрес>), которые в судебном заседании подтвердили обстоятельства, изложенные истцом. Кроме того, доводы истца подтверждаются письменными доказательствами и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей. По сведениям Управления Росреестра по <адрес> право собственности на дом и земельный участок по адресу: <адрес>) не зарегистрировано(л.д.15-16, 50-52). На кадастровый учет поставлен участок по адресу: <адрес>, площадью 301 кв.м., с кадастровым номером 74:25:0302721:34, расположенный на землях населенных пунктов, разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах на участок отсутствуют (л.д.53). Кроме того, на кадастровом учете находится земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 301 кв.м., с кадастровым номером 74:25:0302721:36, расположенный на землях населенных пунктов, разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах на участок отсутствуют (л.д.70). По данным Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» собственник объекта недвижимости по адресу: <адрес>, не числится (л.д.8). Из пояснений специалиста Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ФИО21 в судебном заседании следует, что <адрес> был поставлен на технический учет ДД.ММ.ГГГГ как двухквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке общей площадью 602 кв.м., разделенном на две половины. В инвентарном деле на дом имеется договор приватизации, согласно которому <адрес> по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ была передана в собственность ФИО22, ФИО23, Прейс Ф.А. ДД.ММ.ГГГГ в техническую документацию занесены сведения о сносе половины дома, в котором находилась <адрес>, в связи с пожаром. ДД.ММ.ГГГГ при выезде техника по указанному адресу было установлено, что на земельном участке, на котором ранее находилась <адрес>, находится объект незавершенного строительства, не соединяющийся с оставшейся половиной дома. Конфигурация земельного участка на указанную дату не изменилась. Согласно заключению о причине пожара (л.д.64-65), справки ОГПС-1 ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого были уничтожены кровли домов №,17/1 и 17/2, крытый двор <адрес>, повреждены стены домов №,17/2,15. Собственниками сгоревшей квартиры по адресу: <адрес>, являлись ФИО22, ФИО23, Прейс Ф.А. на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому паспорту на дом по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, под лит. А,А1 значится жилой дом, 1978 года застройки, под лит. А2 - объект незавершенного строительства (л.д.9-13). Из пояснений истца, третьих лиц следует, представленных фотографий (л.д. 71,72) следует, что по адресу: <адрес> в настоящее время истцом возведен дом. ФИО22, умерший ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО24, умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлись родителями истца (л.д.57-59). Из показаний свидетелей ФИО25, ФИО26 (соседи истца) следует, что в <адрес> проживали семьи Прейс Ф.А. и Абрамовской Т.Н.. В 2000 г. половина дома, где проживал истец с родителями, сгорела. Поле пожара истец продолжал обрабатывать земельный участок, на котором находилась сгоревшая половина дома, ДД.ММ.ГГГГ г. он возвел на участке дом. Споров по поводу границ земельного участка и принадлежности строения нет. Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок и дом по <адрес>, не обременен правами третьих лиц, указанный дом является самовольной постройкой, поскольку доказательств того, что он был построен на отведенном для этих целей земельном участке с разрешения уполномоченных органов суду не представлено. Земельный участок, испрашиваемый Прейс Ф.А., находится в пределах городской черты <адрес>, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что у администрации ЗГО отсутствовали законные основания для отказа истцу в предоставлении земельного участка, поскольку сведений о наличии спора о принадлежности расположенного на указанном земельном участке строения не имелось, никаких заявок от третьих лиц на предоставление этого участка не поступило. Отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на строение, не может являться основанием для отказа истцу в отводе земельного участка. На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ администрации ЗГО в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка является незаконным. Для восстановления нарушенных прав истца на администрацию ЗГО следует возложить обязанность в двухнедельный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу принять по заявке Прейс Ф.А. об отводе земельного участка одно из решений, предусмотренных ст.34 ЗК РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте. В удовлетворении остальной части исковых требований истцу следует отказать, поскольку удовлетворение требования о возложении обязанности на администрацию ЗГО отвести земельный участок было бы преждевременным, необходимо провести работы по формированию границ земельного участка и внести сведения об этом в государственный кадастр недвижимости. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Прейс Ф.А. удовлетворить частично. Признать незаконным распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Прейс Ф.А. в отводе земельного участка, примерной площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (п.п.9 п. 2 протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ) и отменить его в указанной части. Обязать администрацию Златоустовского городского округа в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение, предусмотренное ст. 34 ЗК РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в <адрес>, по заявлению Прейс Ф.А. об отводе земельного участка, примерной площадью 301 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Отказать Прейс Ф.А. в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на администрацию Златоустовского городского округа предоставить ему земельный участок. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Председательствующий Т.Д.Рунова Решение не вступило в законную силу