о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2149/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                        20 октября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи          Руновой Т.Д.,

при секретаре      Аненковой М.Н.,

с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б.,

истца        Кропина В.А.,

представителя ответчика - администрации ЗГО Костиной Н.Д.,

представителя третьего лица - УСЗН ЗГО Клименко Ю.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искам прокурора г. Златоуста в интересах Кропина В.А. и Кропиной М.А. к администрации Златоустовского городского округа, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Кропина В.А. и Кропиной М.А. обратился в суд с исками к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить каждому из указанных лиц по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте города Златоуста.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Златоуста проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Кропина В.А. и Кропиной М.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилые помещения по договору социального найма Кропину В.А. и Кропиной М.А. не предоставлены (л.д.2-3,50-51).

В последующем прокурор г. Златоуста уточнил заявленные требования, просит обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить каждому из указанных лиц вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, площадью не менее 10 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области (л.д.38-39, 87-88)

На основании определения суда по ходатайству прокурора г.Златоуста в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство Челябинской области (л.д.42,90).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным искам были соединены в одно производство (л.д.101).

В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении исковых требований.

         Истец Кропин В.А. в судебном заседании требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержал, указав, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено, жилья на праве собственности он не имеет (л.д.101-102).

         Истец Кропина М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть в ее отсутствие, требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержала (л.д.84, 94).

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Костина Н.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями не согласилась, так как за истцами ранее было закреплено жилое помещение. Кроме того, считает, что в случае удовлетворения заявленных требований, минимальная площадь жилых помещений, подлежащих предоставления истцам, должна быть определена в размере 9 кв.м. (л.д.102).

Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Клименко Ю.Ф., действующая на основании доверенности, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда (л.д.102).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальные гарантии приемной семье, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Из материалов дела следует, что Кропина В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Кропиной М.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать несовершеннолетних - ФИО3, отец - ФИО4, на основании решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, были лишены родительских прав. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14, 18,22)

На основании постановления главы администрации г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в детское госучреждение несовершеннолетних Кропиных» Кропина М.А. и Кропин В.А. были направлены в Центр социально-педагогической реабилитации г. Златоуста на полное гособеспечение, за несовершеннолетними Кропиной М.А. и Кропиным В.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.8).

Закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой однокомнатную муниципальную квартиру общей площадью 35,8 кв.м., в том числе жилой площадью 20,7 кв.м., где зарегистрировано 6 человек. В указанной квартире длительное время никто не проживает, её санитарное и техническое состояние не удовлетворительное. Оконные проемы квартиры забиты железными листами, рамы прогнили, стекол нет. Пол дощатый требует замены. Туалет и ванная комната раздельные, вся сантехника отсутствует, водоснабжение отключено, отопительная система не работает, батареи отсутствуют. Мебели нет. Кухня забита горами мусора, в квартире свалка (л.д.9,10,11,15).

Согласно справке из ГОУ НПО ПУ-31 <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кропин В.А. обучался и проживал в общежитии данного учебного заведения (л.д.24).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Кропина М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> проходила обучение в <адрес> в медицинском училище (л.д.64).

Из содержания адресных справок следует, что Кропин В.А. и Кропина М.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Из пояснений Кропина В.А. в судебном заседании, телефонограммы, принятой от Кропиной М.А., следует, что они в настоящее время проживают в съемном жилье.

Согласно сообщению из Златоустовского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, а также Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Кропины Виктор и Мария не имеют в собственности жилых помещений (л.д.37,86).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Кропин В.А. и Кропина М.А. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.53).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Кропина В.А. определена за номером , Кропиной М.А. - за номером (л.д.4,52).

Таким образом, Кропин В.А. и Кропина М.А. были признаны в установленном законом порядке нуждающимися в жилом помещении и приняты на очередь по списку детей - сирот, однако, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, им не предоставлено.

На основании изложенного суд не может принять во внимание доводы представителя администрации ЗГО о том, что за Кропиными закреплено жилое помещение. Из представленных доказательств следует, что учетная норма площади данного жилого помещения менее установленной, жилое помещение не пригодно для проживания. Кроме того, распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, которым Кропины приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, никем не оспорено и не отменено.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 4 указанного закона Челябинской области органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право получать финансовые средства в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 6 выше названного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма органами местного самоуправления. Жилые помещения для указанной категории приобретаются за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

С учетом изложенного, нарушенное право Кропина В.А. и Кропиной М.А. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить каждому из них за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Кропина В.А. и Кропиной М.А. к администрации Златоустовского городского округа, Правительству Челябинской области удовлетворить.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Кропина В.А. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Кропиной М.А. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                Рунова Т.Д.

Решение не вступило в законную силу.