о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2148/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                   18 октября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи          Руновой Т.Д.,

при секретаре      Аненковой М.Н.,

с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б.,

истца        Андреенкова С.А.,

представителя ответчика Администрации ЗГО - Костиной Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Андреенкова С.А. к администрации Златоустовского городского округа, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Андреенкова С.А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить Андреенкову С.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте города Златоуста.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Златоуста проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Андреенков (Васенев) С.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Андреенкову С.А. не предоставлено.

В последующем прокурор г. Златоуста уточнил заявленные требования (л.д. 45-47), просит обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Андреенкову С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, площадью не менее 10 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Челябинской области.

На основании определения суда по ходатайству прокурора г.Златоуста в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство Челябинской области (л.д.48).

В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Казакова Т.Б. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований.

         Истец Андреенков С.А. в судебном заседании требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержал, указав, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено, жилья на праве собственности он не имеет.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Костина Н.Д., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 64-65), в котором указала, что администрация Златоустовского городского округа не отказывает в предоставлении жилья Андреенкову С.А., но принимая во внимание, что финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области, считает необходимым возложить на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации Златоустовского городского округа Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Андреенкову С.А.

Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, извещен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальные гарантии приемной семье, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Из материалов дела следует, что Андреенков С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.25). Отец Андреенкова С.А. - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Андреенков С.А в несовершеннолетнем возрасте был помещен в социальный приют для детей и подростков (л.д.23), затем на основании распоряжения главы города Златоуста Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении попечительства над несовершеннолетними Васеневыми» передан на воспитание попечителя ФИО7 Андреенков С.А. при установлении над ним попечительства закрепленного за ним жилья не имел ( л.д. 22).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Андреенков С.А. отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), после освобождения из мест лишения свободы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес> (л.д. 28, 29-30).

ДД.ММ.ГГГГ Андреенков С.А. (добрачная фамилия Васенев) вступил в зарегистрированный брак с ФИО8 (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь Арина (л.д. 10).

Несовершеннолетняя дочь истца и его жена, согласно адресной справке (л.д. 12), зарегистрированы по адресу: <адрес> Как следует из уведомления (л.д. 53) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Андреенкова С.А. либо кого-либо из членов его семьи на данный дом не зарегистрированы.

Из материалов дела следует, что Андреенков С.А. не является собственником какого-либо жилого помещения (л.д.31,57).

Таким образом, на день разрешения спора закрепленного жилья Андреенков С.А. не имеет.

Из материалов дела следует, что Андреенков С.А. состоял на учете в отделе опеки и попечительства в качестве нуждающегося в жилье. По достижению совершеннолетия Андреенков С.А. был снят с учета (л.д. 24).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Андреенкова С.А. определена за номером (л.д.15).

Таким образом, Андреенков С.А. был признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и принят на очередь по списку детей - сирот, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, ему не предоставлено.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 4 указанного закона Челябинской области органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право получать финансовые средства в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 6 выше названного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма органами местного самоуправления. Жилые помещения для указанной категории приобретаются за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

С учетом изложенного, нарушенное право Андреенкова С.А. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить Андреенкову С.А. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Андреенкова С.А. к администрации Златоустовского городского округа, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Андреенкову С.А. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                            Рунова Т.Д.

Решение не вступило в законную силу.