Дело № 2-2165/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 октября 2011 г. г. Златоуст Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Руновой Т.Д., при секретаре Аненковой М.Н., с участием истца Ереминой Е.С., представителя истца Васильева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ереминой Е.С. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения в части отказа в отводе земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, у с т а н о в и л : Еремина Е.С. обратилась в суд с иском к администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа ей в отводе земельного участка примерной площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в администрацию ЗГО с заявлением об отводе ей на правах аренды земельного участка примерной площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ из газеты «Златоустовский рабочий», в котором был опубликован протокол комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением администрации ЗГО ДД.ММ.ГГГГ №, она узнала, что ей отказали в отводе участка, так как он попадает в зону 2-го пояса санитарной охраны водохранилища на <адрес>. Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ признан незаконным, на администрацию ЗГО возложена обязанность принять решение в порядке ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению Ереминой Е.С. об отводе ей спорного земельного участка. Из газеты «Златоустовский рабочий», в котором было опубликовано распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», она узнала, что ей вновь отказано в отводе земельного участка, так как принято решение о разработке проекта планировки и межевания территории. С данным решением она не согласна, так как законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей ведения личного подсобного хозяйства, в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами. В судебном заседании истица Еремина Е.С., её представитель Васильев Ю.В. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), возражал против удовлетворения требований Ереминой Е.С. по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В письменном отзыве представитель администрации ЗГО указал, что распоряжение администрации ЗГО об отказе Ереминой Е.С. в отводе земельного участка является законным, так как участок частично попадает в зону «К.7.», в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства и в зону «В.1.1.», по которой принято решение о разработке проекта планировки и межевания территории. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Территория, на которой испрашивается земельный участок, не освоена, отсутствуют дороги, проезды, система канализации. Кроме того, действующее законодательство не ограничивает органы местного самоуправления на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности. Испрашиваемый земельный участок после разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории, учитывая территориальное зонирование территории города, будет выставлен на аукцион, в котором заявитель сможет участвовать (л.д. 26-27). Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования Ереминой Е.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Пунктом 3 ст.81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса. Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями). Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14). Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Еремина Е.С. обратилась с заявлением об отводе ей земельного участка примерной площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.14). Согласно протоколу комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 3 пункта 2), утвержденному распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № Ереминой Е.С. было отказано в отводе земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства с формулировкой - «запрашиваемый земельный участок попадает в зону II-го пояса санитарной охраны водохранилища на <адрес>». Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение администрации ЗГО в части отказа Ереминой Е.С. в отводе земельного участка примерной площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отменено. На администрацию ЗГО возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение, предусмотренное ст.34 ЗК РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г.Златоусте, по заявлению Ереминой Е.С. об отводе земельного участка примерной площадью 1500 кв.м., расположенного по указанному адресу. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-22). ДД.ММ.ГГГГ Еремина Е.С. обратилась в администрацию ЗГО с заявлением об исполнении рения суда (л.д. 42). Согласно протоколу комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 13 пункта 2), утвержденному распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № Ереминой Е.С. было отказано в отводе земельного участков для ведения личного подсобного хозяйства с формулировкой - «согласно генплану города земельный участок частично попадает в зону К.7 (зона магистралей городского и районного значения, основных улиц в застройке), в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства, и в зону В.1.1 (зона усадебной и коттеджной застройки), по которой принято решение о разработке проекта планировки и межевания территории (распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №)» (л.д.6). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2). Согласно ст.3 указанного Закона гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4). Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 Закона). Земельный участок, испрашиваемый Ереминой Е.С., не поставлен на кадастровый учет (л.д.13), находится в пределах городской черты г.Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. Из пояснений истицы в судебном заседании следует, что она планирует на испрашиваемом земельном участке построить баню и заниматься выращиванием сельскохозяйственной продукции. В будущем, при наличии финансовых возможностей, возможно строительство жилого дома. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории, которая, как следует из пояснений представителя ответчика, не освоена, отсутствуют дороги, проезды, система канализации. В отношении данной территории не разработан проект планировки и межевания. Подготовка документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с ч.5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, возложена на органы местного самоуправления городского округа. Согласно ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Частью 1 ст.42 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы зон действия публичных сервитутов (часть5). Из распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в отношении территории, где находится испрашиваемый земельный участок принято решение осуществить в установленном порядке разработку проекта планировки и межевания, по окончании разработки проекта планировки и межевания провести публичные слушания и утверждение проекта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.28). Таким образом, разработка проекта планировки и межевания территории необходима для определения свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Без разработки проекта планировки и межевания территории, которая не освоена, наличие свободных земельных участков определить невозможно. В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Из материалов дела следует, что земельный участок, испрашиваемый истицей, частично находится в жилой зоне «В.1.1 - зона усадебной застройки, коттеджей» (л.д.30). В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Основные виды разрешенного использования: 1.1.отдельно стоящие жилые дома усадебного типа на одну семью 1.2.блокированные жилые дома на несколько семей с придомовыми участками 1.3. жилые улицы, проезды (ширина проезда - не менее 6м). Таким образом, на территории, где расположен испрашиваемый земельный участок, планируется размещение жилых домов. В соответствии со ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Таким образом, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не ограничивает органы местного самоуправления на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности. После разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории участки, на которых планируется возведение жилых домов, могут быть выставлены на аукцион. Суд учитывает также, что из пояснений истицы в судебном заседании следует, что возведение жилого дома на испрашиваемом земельном участке возможно только при наличии финансовых возможностей. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в жилой территориальной зоне, ведение на нем личного подсобного хозяйства только для производства сельскохозяйственной продукции без возведения жилого дома недопустимо. Кроме того, суд считает отказ администрации ЗГО в отводе Ереминой Е.С. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства обоснованным, поскольку испрашиваемый ею земельный участок, согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования территории города в районе <адрес>, выкопировке из схемы транспортной инфраструктуры района <адрес> (л.д.30-31), расположен в городской черте г. Златоуста в зоне «К.7 - зона магистралей городского и районного значения, основных улиц в городской застройке», в которой размещение приусадебных участков не допускается (л.д.40). Доводы представителя истицы Васильева Ю.В. о том, что местоположение и площадь участка можно скорректировать при формировании земельного участка, чтобы полностью вся площадь участка вошла в зону «В.1.1.», что предоставленные выкопировки не имеют доказательственного значения, поскольку на ситуационном плане, представленном Ереминой Е.С. вместе с заявлением об отводе земельного участка, обозначены примерные границы участка, в связи с чем их перенос на карту градостроительного зонирования, выполненную в другом масштабе, невозможен, суд считает несостоятельными. У суда нет оснований сомневаться в достоверности сведений, указанных в данных выкопировках. Указанные документы заверены подписями начальника отдела геослужбы и зам. начальника Управления архитектуры и градостроительства ЗГО, доказательств, подтверждающих недостоверность указанных документов, представителем истицы суду не представлено. Принятие комиссией по землеотводам решения об отказе в отводе земельного участка по представленным Ереминой Е.С. документам, в том числе с учетом ситуационного плана, на который был нанесен испрашиваемый земельный участок, не противоречит ст.34 ЗК РФ. На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Отказать Ереминой Е.С. в удовлетворении заявления к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части утверждения решения комиссии по землеотводам об отказе Ереминой Е.С. в отводе для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка примерной площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Председательствующий Т.Д.Рунова Решение не вступило в законную силу