о возложении предоставить жилое помещение



Дело № 2-2155/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 г.       г. Златоуст

          Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.

с участием прокурора Казаковой т.Б.,

истца      Глазачевой Е.В.,

представителя ответчика Зверева Д.Б.,

представителя третьего лица Клименко Ю.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Глазачева Е.В. к Администрации Златоустовского городского округа, <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

          Прокурор <адрес> в интересах Глазачевой Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте <адрес>.

            В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, Глазачева Е.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Следовательно, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Глазачевой Е.В. не предоставлено.

В ходе производства по делу прокурор уточнил исковые требования, обратившись к Администрации ЗГО, <адрес>, просил суд предоставить Глазачевой Е.В. жилое помещение вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании прокурор <адрес> на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истец Глазачева Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзывах (л.д. 23-24). Считает, что требования к <адрес> сформулированы неправильно.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, следует из материалов дела, Глазачева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство, л.д. 12), является сиротой (свидетельства о смерти, л.д. 11, 12).

Из материалов дела следует, что руководитель УСЗН ЗГО ДД.ММ.ГГГГ обратился к заместителю Главы ЗГО о необходимости постановки на учет Глазачевой Е.В. в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договорам социального найма, поскольку родители Глазачевой Е.В. умерли. Глазачева Е.В. зарегистрирована по адресу <адрес> (справка, л.д. 14), однако, фактически проживает у родственников по адресу <адрес>. Согласно справки 1 -го отряда государственной противопожарной службы от ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу по месту регистрации ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого огнем уничтожена крыша, перекрытие, лестничный марш, домашние вещи в квартирах .

ДД.ММ.ГГГГ Глазачева Е.В. обратилась к Главе ЗГО с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в связи с тем, что является сиротой, своего жилья не имеет (л.д. 7).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6) Глазачева Е.В., обладающая правом внеочередного предоставления жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в составе 1 человека, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, о чем в адрес Глазачевой Е.В. направлено письменное уведомление (л.д. 5).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 29.12.2004г, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (последние изменения от 17 декабря 2009 г.) к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно представленных материалов, после смерти родителей опекуном над несовершеннолетней Глазачевой Е.В. распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначен брат - ФИО5

Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ ГОУ Специального профессионально образования «Профессиональное училище , Глазачева Е.В. действительно обучалась на очном отделении в указанном училище по профессии «<данные изъяты>». Ежемесячно получала стипендию в размере 460 рублей (л.д. 12).

В соответствии с п. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г. 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последними изменениями от 26 мая 2011г.), наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) <адрес> и настоящим Законом.

В силу п. 8 ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления наделены установленными <адрес> "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - лица из их числа) в части, в том числе однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениям.

1. Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в статье 3 настоящего Закона, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

2. Размер субвенций определяется на основании методик расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложения 1 - 3).

3. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, утверждается законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному району, городскому округу (ст. <адрес>).

1. Органы местного самоуправления обязаны представлять уполномоченным государственным органам <адрес>, производящим контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчеты и другие документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий, в том числе отчеты об использовании выделенных для осуществления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовых средств.

2. Порядок, сроки предоставления и формы отчетности устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> (ст. <адрес>).

Постановлением Главы <адрес> от 1 апреля 1998 г. N 347
"О вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления
<адрес> по осуществлению опеки и попечительства над гражданами и
детьми" установлено, что функции органов опеки и попечительства на территории муниципального образования <адрес> выполняет: Администрация <адрес>; Администрация села Веселовка; Администрация села Куваши; Управление образования администрации <адрес>; Управление здравоохранения <адрес>; Центр социальной защиты. На Управление образования возложена обязанность по выявлению и устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Таким образом, Глазачева Е.В., обладающая статусом ребенка-сироты, имеет право, предусмотренное жилищным законодательством, на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, функции Администрации <адрес> по выявлению и устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также впоследствии и предоставлению Глазачевой Е.В. благоустроенного изолированного жилого помещения, не исполнялись надлежащим образом функции, чем нарушены права и законные интересы истца. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ Глазачеву Е.В. незаконно приняли на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, не предоставив изолированное жилое помещение вне очереди.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Собрания депутатов от 06.05.2009г. № 22-ЗО утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 10 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, у Глазачевой Е.В. имеются все законные права на предоставление ей вне очереди на условиях договора найма благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории <адрес>, площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно представленных представителем ответчика документов, в бюджет ЗГО из областного бюджета перечислены средства в сумме 4 541 800 рублей. Указанная субвенция в сумме 4 165 000 рублей использована на приобретение квартир. Остаток неиспользованных средств по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 376 800 рублей. В бюджете ЗГО средства местного бюджета на обеспечение жилой площадью детей-сирот не предусмотрены.

К возражениям представителя ответчика о невозможности предоставить истцу жилого помещения вне очереди ввиду недостаточности денежных средств суд относится критически. Данные доводы не являются уважительной причиной для постановки Глазачевой Е.В. на очередь под № 71.

Вместе с тем, представителю ответчика следует обратить внимание на то, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,                                

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Глазачева Е.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее <данные изъяты>м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                       С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу