о возложении обязанности предоставить жилье



Дело № 2-2156/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 г.       г. Златоуст

          Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Курчатовой Т.О.

с участием прокурора Казаковой т.Б.,

представителя ответчика Зверева Д.Б.,

представителя третьего лица Клименко Ю.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Поздеева С.Н. к Администрации Златоустовского городского округа, Правительству Челябинской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах Поздеева С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Златоустовского городского округа, о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте г. Златоуста.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, Поздеев С.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Следовательно, жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Поздееву С.Н. не предоставлено.

В ходе производства по делу прокурор уточнил исковые требования, обратившись к Администрации ЗГО, Правительству Челябинской области, просил суд предоставить Поздееву С.Н. жилое помещение вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста площадью не менее .м., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Челябинской области.

В судебном заседании прокурор г. Златоуста на удовлетворении исковых требований настаивал.

Истец Поздеев С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации Златоустовского городского округа Зверев Д.Б., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзывах (л.д. 33-34). Считает, что требования к Правительству Челябинской области сформулированы неправильно.

Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела, решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-28), установлен статус Поздеева С.Н., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец истца умер, а мать - лишена родительских прав. Поздеев С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ признан сиротой, проживал в школе - интернат <адрес>, находился на полном государственном обеспечении.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 29.12.2004г, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (последние изменения от 17 декабря 2009 г.) к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г. 17 декабря 2009 г. N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последними изменениями от 26 мая 2011г.), наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом (Основным Законом) Челябинской области и настоящим Законом.

В силу п. 8 ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления наделены установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - лица из их числа) в части, в том числе однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениям.

1. Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в статье 3 настоящего Закона, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

2. Размер субвенций определяется на основании методик расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложения 1 - 3).

3. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного фонда компенсаций, утверждается законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному району, городскому округу (ст. 6 Закона Челябинской области).

1. Органы местного самоуправления обязаны представлять уполномоченным государственным органам Челябинской области, производящим контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчеты и другие документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий, в том числе отчеты об использовании выделенных для осуществления переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовых средств.

2. Порядок, сроки предоставления и формы отчетности устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области (ст. 7 Закона Челябинской области).

Постановлением Главы города Златоуста от 1 апреля 1998 г. N 347
"О вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления
г.Златоуста по осуществлению опеки и попечительства над гражданами и
детьми" установлено, что функции органов опеки и попечительства на территории муниципального образования г. Златоуста выполняет: Администрация города Златоуста; Администрация села Веселовка; Администрация села Куваши; Управление образования администрации г.Златоуста; Управление здравоохранения г.Златоуста; Центр социальной защиты. На Управление образования возложена обязанность по выявлению и устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 6) Поздеев С.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, о чем в его адрес направлено уведомление (л.д. 5), согласно которому очередность Поздеева С.Н. определена под .

Таким образом, Поздеев С.Н., обладающий статусом ребенка-сироты, имеет право, предусмотренное жилищным законодательством, на внеочередное предоставление жилого помещения. Вместе с тем, функции Администрации города Златоуста по выявлению и устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также впоследствии и предоставлению Поздееву С.Н. благоустроенного изолированного жилого помещения, не исполнялись надлежащим образом функции, чем нарушены права и законные интересы истца. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ Поздеев С.Н. состоит на очереди по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, не предоставляя изолированное жилое помещение вне очереди.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Собрания депутатов от 06.05.2009г. № 22-ЗО утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее <данные изъяты>.м. общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Таким образом, у Поздеева С.Н. имеются все законные права на предоставление ему вне очереди на условиях договора найма благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории г. Златоуста, площадью не менее <данные изъяты>., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Челябинской области.

Согласно представленных представителем ответчика документов, в бюджет ЗГО из областного бюджета перечислены средства в сумме 4 541 800 рублей. Указанная субвенция в сумме 4 165 000 рублей использована на приобретение квартир. Остаток неиспользованных средств по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 376 800 рублей. В бюджете ЗГО средства местного бюджета на обеспечение жилой площадью детей-сирот не предусмотрены.

К возражениям представителя ответчика о невозможности предоставить истцу жилого помещения вне очереди ввиду недостаточности денежных средств суд относится критически. Данные доводы не являются уважительной причиной для постановки Поздеева С.Н. на очередь под .

Вместе с тем, представителю ответчика следует обратить внимание на то, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,                                

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворить.

Возложить на Администрацию Златоустовского городского округа предоставить Поздеев С.Н., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                       С.В. Васильев

Решение не вступило в законную силу