По иску Прокурора г. Златоуста к ООО КГХ об оспаривании бездействия по размещению информации в сети Интернет



Дело № 2-2217/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2011г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи       Карповой О.Н.

при секретаре                                   Емельяновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Комитет городского хозяйства» об оспаривании бездействия по размещению сведений в сети Интернет,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Комитет городского хозяйства» (далее - ООО «КГХ»), в котором просит:

- признать незаконным бездействие ответчика по не размещению на сайте zlatkgh.ru.:

сведений о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, а именно, плана работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведений об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведений о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов);

информации о стоимости работ (услуг), а именно: описания содержания каждой работы (услуги), периодичности выполнения работы (оказания услуги), результата выполнения работы (оказания услуги), гарантийного срока (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указания конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ (услуг); стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.);

сведений обобъеме закупаемых коммунальных ресурсов.

- обязать ответчика в срок до 01.01.2012г. разместить вышеуказанную информацию на сайте zlatkgh.ru.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ООО «КГХ» является управляющей компанией в отношении 1006 многоквартирных домов, расположенных на территории Златоустовского городского округа. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 10.06.2011). В нарушение требований Стандарта информация, подлежащая раскрытию, размещена ответчиком на сайте в сети Интернет не в полном объеме, что нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к таким сведениям.

В судебном заседании помощник прокурора Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «КГХ» Васильева И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46), с иском не согласна по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 48-51). Полагает, что требования прокурора не обоснованы, информация о стоимости работ (услуг), о периодичности выполнения работ (услуг), об объеме закупаемых коммунальных ресурсов на сайте размещена. Информация о плане работ на срок не менее 1 года по каждому многоквартирному дому на сайте отсутствует, но потребителю предоставлена возможность сделать запрос по своему дому и получить ответ в письменном или электронном виде. Предусмотренные Стандартом сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за календарный год не размещены, поскольку календарный год для ООО «КГХ» не закончился, ответчик осуществляет управление многоквартирными домами менее года. Информация о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам не размещена, поскольку обязанность оказывать жилищные и коммунальные услуги надлежащего качества определена действующим законодательством. Информация о гарантийном сроке на сайте не размещена, поскольку гарантийный срок на каждый вид работ (услуг) не установлен действующим жилищным законодательством. Информация о степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого многоквартирного дома на сайте не размещена, поскольку отсутствует техническая возможности размещения на сайте такого объема информации.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «КГХ» является управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов, что подтверждается договором № 08-01/ж-2011 (л.д. 62-67), договорами управления многоквартирными домами (л.д.68-81), бюллетенем заочного голосования (л.д. 82-84), протоколами общего собрания собственников (л.д. 86-90), информацией, раскрытой на сайте данной организации (л.д. 26-35).

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, введенной в действие с 13.08.2010 Федеральным законом № 237-ФЗ от 27.07.2010, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (в ред. ФЗ от 04.06.2011г. № 123-ФЗ, вступившим в силу с 18.06.2011г.,), управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 с изм. от 10 июня 2011 г. (далее - Стандарт),устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Согласно п. 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Пунктом 3 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Согласно 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Из материалов дела следует, что управляющая компания ООО «Комитет городского хозяйства» имеет официальный сайт в сети Интернет zlatkgh.ru, на котором размещена информация о деятельности управляющей компании (л.д. 26-43, 52-61).

Прокурор полагает, что информация на сайте раскрыта ответчиком не в полном объеме. В частности, ответчиком не раскрыты сведения, предусмотренные подпунктом б) пункта 11 Стандарта, а именно:

информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

- сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов).

Представитель ответчика не оспаривает, что вышеуказанная информация на сайте не размещена.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика Васильева И.В. пояснила, что в управляющей организации составляются планы работ по каждому дому по результатам периодических осмотров домов. Информация на сайте об этих планах действительно отсутствует, поскольку объем сайта не позволяет разместить данную информацию. При этом на сайте предоставлена возможность потребителю сделать запрос по своему дому и получить ответ в письменном и электронном виде. На сайте также есть общие сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам на сайте не указаны, поскольку такие стандарты им не известны.

Из представленных распечаток страниц интернет-сайта ООО «КГХ» следует (с.ш. №1 л.д. 52), что на сайте не размещен общий план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома. Чтобы получить план работ по конкретному дому, пользователю предлагается перейти на страницу Интернет-приемная, заполнить форму и отправить запрос (л.д. 53). Суд полагает, что предоставление возможности оформить подобный запрос не освобождает ответчика от установленной Стандартом обязанности разместить на сайте указанную информацию.

Довод представителя ответчика о том, что на сайте размещена информация о выполняемых услугах (с.ш. №2 л.д. 54), не может быть принят во внимание, поскольку размещение данной информации предусмотрено подпунктом а) пункта 10 Стандарта, в нем приведен общий перечень выполняемых работ без указания периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), сведений об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.

Довод представителя ответчика о том, что сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам на сайте не указаны, поскольку таких стандартов нет, суд находит не состоятельными.

В настоящее время действуют ряд государственных стандартов РФ, касающихся деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, в частности, ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (принят постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. N 158-ст). Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

На основании вышеизложенного, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности разместить на Интернет-сайте план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сведений о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам, подлежат удовлетворению.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности разместить на сайте сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год, а также сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год, удовлетворению не подлежат, поскольку данная информация должна быть предоставлена за календарный год. Из представленных договоров, протоколов следует, что управляющая организация ООО «КГХ» осуществляет свою деятельность с 01.01.2011 года, т.е. менее года. Следовательно, в указанной части исковые требования заявлены преждевременно.

Прокурором также заявлено требование о признании незаконным бездействия ответчика по размещению на сайте в сети Интернет сведений о стоимости работ (услуг) управляющей организации, предусмотренных п. 13 Стандарта.

Согласно п. 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Из материалов дела следует, что на сайте ООО «КГХ» размещено описание содержания работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (с.ш. № 3 л.д. 55), однако данный перечень носит общий характер, содержит перечисление оказываемых управляющей организацией услуг из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме. Необходимость раскрытия данной информации предусмотрена подпунктом а) пункта 10 Стандарта.

Сведения о периодичности выполнения работы (оказания услуги), результате выполнения работы (оказания услуги), гарантийном сроке, указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) на сайте не размещены.

Довод представителя ответчика о том, что сведения о периодичности выполнения работ (оказании услуг) размещены на сайте в разделе «Укрупненный план работ по каждому многоквартирному дому и учитывает в себе примерный перечень работ, установленный в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда» (с.ш. № 5 л.д.58), суд считает не обоснованным.

Как следует из вышеуказанного раздела (с.ш. №5 л.д.58), в содержание работ входят услуги по весеннему и осеннему осмотру конструктивных элементов зданий, инженерных сетей, придомовых территорий с составлением актов осмотров, в которых указываются мероприятия, которые необходимо выполнить. Все работы выполняются обслуживающей организацией согласно заявок жителей, планов, составляемых на основании актов весеннее - осенних осмотров и в случаях предаварийных и аварийных ситуаций; санитарное содержание многоквартирного дома производится согласно графикам уборки, степени загрязненности территории, погодным условиям и установленных законодательством норм.

Указание на сезонность проведения работ, а также проведение работ согласно планам, не может быть расценено как надлежащее размещение информации о периодичности выполнения работ (оказании услуг), поскольку полный перечень работ (услуг) не приведен, конкретные сроки проведения работ (оказании услуг) не указаны.

Кроме того, как было установлено судом, планы работ на срок не менее 1 года по каждому многоквартирному дому на сайте не размещены.

Довод представителя ответчика о том, что указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) не размещено на сайте из-за большого объема данной информации, суд находит не состоятельным.

На основании изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по размещению на сайте информации, предусмотренной подпунктом а) пункта 13 Стандарта подлежат удовлетворению.

С целью устранения выявленных нарушений по раскрытию информации, на ООО «КГХ» следует возложить обязанность в срок до 01 января 2012 года разместить сведения на сайте zlatkgh.ru

В удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по размещению на сайте информации о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения, предусмотренную подпунктом б) пункта 13 Стандарта, следует отказать на основании следующего.

Как следует материалов дела, на сайте ООО «КГХ» размещена укрупненная стоимость выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2011г. в расчете на единицу измерения, при различной степени благоустройства в расчете на кв.м. общей площади помещения в многоквартирном доме (с.ш. № 4 л.д. 56-57). Также на сайте размещены сведения о ценах (тарифах) на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение на 1 человека, о стоимости услуги отопление на 1 кв.м. (с.ш. № 6 л.д.59-60).

Сайт содержит список многоквартирных домов с указанием перечня услуг, оказываемых в данных домах, который зависит от степени благоустройства дома.

Данная информация позволяет гражданам получить необходимые сведения о тарифах на оказываемые услуги.

Подпунктом а) пункта 14 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежит перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций.

Из распечатки Интернет - страницы ООО «КГХ» видно (с.ш. № 7 л.д.59-60), что на сайте размещена информация о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающей организации, имеется указание, что единым поставщиком коммунальных услуг на территории Златоустовского городского округа является МУП «Коммунальные сети». Кроме того, на сайте размещены сведения об объеме закупаемых коммунальных ресурсов (л.д.61).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что информация, предусмотренная подпунктом а) пункта 14 Стандарта размещена ответчиком в полном объеме, а требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика по размещению данной информации удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Комитет городского хозяйства» подлежит взысканию в доход бюджета Златоустовского городского округа государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска, в размере 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования Прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц частично.

Признать незаконным бездействие ООО «Комитет городского хозяйства» по не размещению на сайте управляющей компании zlatkgh.ru:

  • сведений о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, а именно: плана работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемых (оказываемых) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведений об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведений о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам (при наличии таких стандартов);
  • информации о стоимости работ (услуг), а именно: описания содержания каждой работы (услуги), периодичности выполнения работы (оказания услуги), результата выполнения работы (оказания услуги), гарантийного срока (в случаях, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указания конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ (услуг).

Обязать ООО «Комитет городского хозяйства» разместить данные сведения на сайте zlatkgh.ru в срок до 01 января 2012 года.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Взыскать с ООО «Комитет городского хозяйства» госпошлину в доход бюджета Златоустовского городского округа в размере 4000 (четыре тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                     О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу