Дело № 2-2215/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2011 г.
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.Ю.Фомина
при секретаре Н.М.Шарифуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Козловой Л.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о возложении обязанности по выплате пенсии за выслугу лет,
у с т а н о в и л :
Козлова Л.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – ГУ УПФ) о возложении обязанности по выплате пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. за каждый месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований сослалась на то, что с 1994 года по 2009 год работала в Инспекции ФНС по г.Златоусту государственным служащим, ее общий стаж как государственного служащего составил 20 лет. В 2009 году она уволилась в связи с достижением пенсионного возраста. Ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается письмом ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ, однако в полном объеме пенсия за выслугу лет ей не выплачивается. Из указанного письма следует, что пенсия за выслугу лет выплачивалась истцу лишь в размере: в июне, июле 2009 г. – по <данные изъяты> руб., в августе 2009 г. - <данные изъяты> руб., в сентябре, октябре, ноябре 2009 г.- по <данные изъяты> руб., а с ДД.ММ.ГГГГ размер ее трудовой пенсии по старости превысил сумму, указанную в Поручении ПФ РФ, и в связи с этим выплата пенсии за выслугу лет приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ Считает отказ в выплате пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. незаконным, поскольку в соответствии со ст.ст.4,7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» она имеет право на назначение как федеральному государственному служащему пенсии за выслугу лет, которая устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней. В ее случае размер среднемесячной заработной платы за период с апреля 2008 г. по март 2009 г. составил <данные изъяты> руб., т.е. в соответствии с п.1 ст. 14 вышеуказанного закона, общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии не должна превышать <данные изъяты> руб. х 75%). Кроме того, в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» отсутствует правовая норма ограничения выплаты пенсии. Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, ее случай приостановления пенсии за выслугу лет не предусмотрен. На сегодняшний день она получает только трудовую пенсию по старости.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ИФНС РФ по г.Златоусту.
В судебном заседании истица Козлова Л.И. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Златоусте Домрачева Е.В., действующая на основании доверенности (л.д.27), в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.19-22). Пояснила, что истец неверно трактует установленные федеральным пенсионным законодательством нормы, которыми установлено, что сумма пенсии по выслуге лет и пенсии по старости не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего, а размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада государственного гражданского служащего.
Представитель 3-го лица ИФНС РФ по г.Златоусту Акульшина И.И., действующая на основании доверенности (л.д.28), в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в соответствии с п.2 ст. 7 Закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет должна устанавливаться государственным гражданским служащим к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и выплачиваться одновременно с ней.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск Козловой Л.И. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 52).
Поскольку такой федеральный закон пока не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ от 15.12.2011 г., регулирующих порядок и условия установления им пенсии за выслугу лет.
Как следует из материалов дела, Козлова Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости (л.д.34).
ДД.ММ.ГГГГ Козлова Л.И. обратилась в ПФ РФ с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии как замещавшей должность федерального государственного служащего (л.д.32).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ПФР было направлено поручение № в Отделение ПФ РФ по Челябинской области (л.д.39), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ПФР принято решение № выплачивать Козлова Л.И. пенсию за выслугу лет с учетом того, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет, базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости составляла с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> коп. в месяц.
Размер трудовой пенсии по старости Козловой Л.И. составлял с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. (л.д.5).
Как следует из пояснений истца, материалов дела, пенсия за выслугу лет была выплачена Козловой Л.И. в июне, июле 2009 года в размере <данные изъяты> руб., августе в размере <данные изъяты> руб., в сентябре, октябре, ноябре 2009 года в размере <данные изъяты> руб. Однако с ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии превысил сумму <данные изъяты> руб., в связи с этим выплата пенсии за выслугу лет приостановлена (л.д.5).
Согласно ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 6 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта) (п.1).
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней (п.2).
В соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 21 вышеназванного Закона предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Из анализа вышеуказанных положений, следует, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих устанавливается в зависимости от продолжительности стажа в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка, не превышающего 2,8 должностного оклада, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости. В случае, когда размер базовой и страховой частей назначенной федеральному государственному служащему трудовой пенсии по старости превышает учтенную в установленном указанными нормами порядке часть его среднемесячного заработка, пенсия за выслугу лет не может быть установлена.
Приведенное нормативное регулирование, в равной мере распространяющееся на всех федеральных государственных служащих, не лишает, однако, тех из них, кому по изложенной причине не назначена пенсия за выслугу лет, конституционного права на пенсионное обеспечение, реализация которого в любом случае гарантируется им на общих основаниях.
Аналогичные выводы сделаны Конституционным Судом РФ в Определении от 16 ноября 2006 г. N 510-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шамонина Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, стаж государственной гражданской службы Козловой Л.И. составляет 20 лет 3 месяца 3 дня (справка-л.д.33), должностной оклад за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет – <данные изъяты> руб. (справка о размере среднемесячного заработка-л.д.36).
Таким образом, в соответствии со ст.14, 21 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии (включающей в себя также фиксированный базовый размер) по старости Козловой Л.И. определяется с учетом должностного оклада, не превышающего 2,8 должностного оклада, стажа государственной гражданской службы - 60% (45%+ 5 лет х 3%), индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих, коэффициентов индексации (за период с 2006 г. по 2008 г.), районного коэффициента, и составляет <данные изъяты> руб., исходя из расчета:
<данные изъяты> руб. х 2,8 х 1,15 х 1,1 х 1,15 х 1, 09 х 1,09 х 1,15 х 60%
Поскольку общая сумма пенсии за выслугу лет и страховая часть трудовой пенсии по старости Козловой Л.И. составляет <данные изъяты> руб. в месяц, то ПФР был обоснованно, с учетом действующего правового регулирования, определен размер пенсии за выслугу лет в июне, июле 2009 года в сумме <данные изъяты> руб.), в августе 2009 года в сумме <данные изъяты> руб.), в сентябре, октябре, ноябре 2009 года в сумме <данные изъяты> руб.).
Также ПФР обоснованно приостановлена выплата Козловой Л.И. пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ размер трудовой пенсии по старости Козловой Л.И. стал составлять <данные изъяты> руб., т.е. превысил общую сумму пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб.
Требования истца фактически сводятся к возложению обязанности на органы пенсионного фонда производить ей выплату одновременно двух пенсий- по старости и за выслугу лет. Однако, правом на одновременное получение двух пенсий обладают только лица, прямо указанные в п.3 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Государственные служащие таким правом в соответствии с указанной нормой не обладают.
Доводы истца о том, что она имеет право на получение одновременно трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, основаны на неправильном толковании норм закона, поскольку в соответствии со ст.ст.14,21 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия за выслугу лет федеральных государственных служащих устанавливается в виде доплаты к трудовой пенсии по старости до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего.
Доводы истца о том, что ее пенсия в силу ст.14 данного Закона не должна превышать <данные изъяты> руб. являются несостоятельными, поскольку расчет среднемесячной заработной платы выполнен истцом с нарушение правил, указанных в ст.21Закона.
Кроме того, размер пенсии за выслугу лет, определенный Пенсионным Фондом РФ в поручении от №, Козловой при рассмотрении данного дела не оспаривался. Однако, данный размер пенсии, как указано выше, рассчитан ПФ РФ по правилам ст.14 и 21 Закона.
В силу п.5 ст.3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» федеральные государственные гражданские служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона.
Кроме того, п.3 ст.14 данного Закона предусмотрено, что при определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона, а также суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации
Однако, из представленных суду документов, следует, что размер пенсии по старости, назначенной истцу, превышает размер пенсии за выслугу лет с учетом суммы валоризации пенсионных прав (<данные изъяты> руб.)
При таких обстоятельствах суд полагает, что право Козловой на получение пенсионного обеспечения в полном объеме не нарушено ответчиком.
Доводы Козловой Л.И. о том, что законом не предусмотрено приостановление выплаты пенсии по выслуге лет в связи с превышением установленного предела суммы двух пенсий суд считает несостоятельными.
В соответствии с пунктом 19 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 3006.2003 г. № 44, пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта Российской Федерации и других случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ст.ст.14,21) ограничивает размер выплачиваемой пенсии по выслуге лет, то ПФР обоснованно приостановлена выплата пенсия за выслугу лет истице с ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, ответчик ограничен в своих действия по выплате пенсии истцу поручением Пенсионного фонда РФ №, согласно которому пенсия за выслугу лет подлежит выплате Козловой с таким расчетом, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет, базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости составляла с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> коп. в месяц.
Указанное поручение и действия ПФ РФ истцом при рассмотрении данного дела не оспаривались.
Доводы истца о различном подходе к выплате пенсий муниципальным служащим и государственным служащим не могут повлиять на выводы суда, поскольку согласно п.4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Приводимый истцом довод не свидетельствует о нарушении ее права на пенсионное обеспечение в полном объеме.
Оценив указанные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований Козловой Л.И. о возложении обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в г.Златоусте по выплате пенсии за выслугу в лет в размере <данные изъяты> руб. за каждый месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Козловой Л.И. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте о возложении обязанности по выплате пенсии за выслугу лет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: С.Ю.Фомин
Решение не вступило в законную силу.