о предоставлении жилого помещения



дело № 2-2103/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст         25 октября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Фроловой Г.А.,

при секретаре     Решетниковой Д.А.,

с участием помощника прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах Кузнецовой Л.С. к Правительству Челябинской области, администрации Златоустовского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в интересах Кузнецовой Л.С. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Кузнецовой Л.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте города Златоуста.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р Кузнецова Л.С. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Кузнецовой Л.С. не предоставлено.

В порядке подготовки к судебному разбирательству с согласия прокурора г. Златоуста и истицы к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Правительство Челябинской области.

В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала, дополнительно пояснила, что жилое помещение Кузнецовой Л.С. должно предоставляться за счет средств областного бюджета.

         Истица Кузнецова Л.С. в судебном заседании требования прокурора г. Златоуста в своих интересах поддержала, пояснив, что до настоящего времени жильем она не обеспечена.

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Семенова С.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявленными требованиями не согласилась, в своих пояснениях в судебном заседании и в письменном отзыве, дополнении к письменному отзыву (л.д. 39, 45), ссылалась на то, что Законом Челябинской области № 212-ЗО от 25.10.2007г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено право детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (до 23-х лет), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение их жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. В соответствии с законом Челябинской области № 442-ЗО от 22.12.2005г. «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет субвенций областного бюджета. Размер субвенции на обеспечение жилыми помещениями вышеуказанной категории детей на 2011 год выделен Златоустовскому городскому округу в недостаточном количестве, а также без учета прогнозируемой численности таких детей. Поэтому удовлетворение исковых требований нарушит права детей-сирот, которые поставлены на учет ранее, и право на получение жилья у которых, возникло ранее, чем у Кузнецовой Л.С. На ДД.ММ.ГГГГ очередь Кузнецовой Л.С. за . Свободных благоустроенных жилых помещений в ЗГО, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям не имеется. В бюджете ЗГО на 2011 год не предусмотрены средства на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью. При этом администрация Златоустовского городского округа не отказывает в предоставлении жилья Кузнецовой Л.С., но, принимая во внимание, что финансирование органов местного самоуправления для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет финансовых средств Челябинской области, считает необходимым возложить на администрацию Златоустовского городского округа обязанность предоставить истице жилое помещение за счет средств областного бюджета, предоставленного на эти цели, а на Правительство Челябинской области обязанность выделить администрации Златоустовского городского округа Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Кузнецовой Л.С.

Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.49 -50).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора в интересах Кузнецовой Л.С. законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного Закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальные гарантии приемной семье, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, в детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании материалов дела и пояснения истицы Кузнецова (до заключения брака Прутова) Л.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Её мать ФИО5 решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.27-28), ее отец ФИО6 решением Миасского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении дочери (л.д.25-26)

Так как родители несовершеннолетней Прутовой Л.С. уклонялись от воспитания и содержания дочери Постановлением Главы города (7) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Прутовой Л.С. При установлении над ней опеки Прутова Л.С. закрепленного жилья не имела (л.д.24,29).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и Прутовой Л.С. отделом ЗАГС администрации <данные изъяты> был зарегистрирован брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Кузнецова (л.д.16). <данные изъяты>

Согласно справке «Южно-Уральского треста транспортного строительства» от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Л.С. вместе с несовершеннолетним сыном ФИО14 зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.20). Указанная комната принадлежит на праве собственности ФИО5, матери истицы на основании договора купли-продажи. В квартире кроме истицы и ее несовершеннолетнего сына также зарегистрированы ФИО5 и ФИО10 Общая площадь жилого помещения составляет 24,2 кв.м. Таким образом, на каждого проживающего приходится 6,05 кв.м., что менее учетной нормы (л.д.21, 22-23).

Из сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) следует, что Кузнецова (до заключения брака Прутова) Л.С. жилья на праве собственности не имеет.

Супруг истицы ФИО11 постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанный дом является муниципальной собственностью, находится в аварийном состоянии (л.д.36).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 был зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8)

ФИО11 на территории <данные изъяты> жилья на праве собственности не имеет, право приватизации им не использовано (л.д.33, 34, 35).

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела опеки и попечительства ФИО13 была проведена проверка жилищно-бытовых условий Кузнецовой Л.С. проживающей вместе с семьей по адресу: <адрес> В ходе проверки было установлено, что по указанному адресу расположена однокомнатная квартира, нанимателем которой является бабушка истице ФИО7, которая также проживает по указанному адресу.

С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что на день разрешения спора закрепленного жилья, жилья, предоставленного по договору социального найма либо находящегося в собственности Кузнецова Л.С. не имеет. Ей супруг ФИО11 также не имеет жилья ни в собственности, ни предоставленного по договору найма.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Л.С. обратился к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма в связи с тем, что она жилья в собственности не имеет, состав семьи три человека: она, ее муж ФИО11, ее сын ФИО14

Распоряжением Главы ЗГО -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) истица была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состав семьи три человека

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередь Кузнецовой Л.С. определена за номером (л.д.4).

Таким образом, Кузнецова Л.С. была признана в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении и принята на очередь по списку детей-сирот.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ отделом жилищной политики администрации ЗГО в адрес Кузнецовой Л.С. было направлено письмо за с предложением Кузнецовой Л.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в отдел жилищной политики администрации ЗГО в связи с предоставлением жилого помещения, приобретенного на средства субвенций Губернатора Челябинской области по адресу: <адрес> (л.д.7). Предложенное жилое помещение было осмотрено Кузнецовой Л.С. ДД.ММ.ГГГГ, однако от предложенного жилого помещения Кузнецова Л.С. отказалась, так как комната для троих человек маленькая (л.д.6)

Доказательств соответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим требованиям, Администрацией ЗГО не представлено.

Представитель Администрации ЗГО пояснила, что свободных благоустроенных жилых помещений в ЗГО, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям не имеется.

Следовательно, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, Кузнецовой Л.С. не предоставлено.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 4 указанного закона Челябинской области органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право получать финансовые средства в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 6 выше названного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договору социального найма органами местного самоуправления. Жилые помещения для указанной категории приобретаются за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

С учетом изложенного, нарушенное право Кузнецовой Л.С. подлежит восстановлению путем возложения на администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить Кузнецовой Л.С. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах.

Доводы представителя Администрации ЗГО о том, что на Правительство Челябинской области необходимо возложить обязанность выделить администрации Златоустовского городского округа Челябинской области субвенции областного бюджета для приобретения жилого помещения Кузнецовой Л.С. являются необоснованными, так как суд не вправе выходить за пределы заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах Кузнецовой Л.С. к Правительству Челябинской области, администрации Златоустовского городского округа удовлетворить.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Кузнецовой Л.С. за счет средств бюджета Челябинской области, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Златоуста, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 квадратных метров площади жилого помещения в коммунальных квартирах.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:     Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу