О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2128/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                     25 октября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Казаковой Т.Б.

истцов     Балахнёвой М.С., Балахневой Л.С.

представителя третьего лица Клименко Ю.Ф.

представителя ответчика Гареевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Балахнёвой М.С., Балахневой Л.С. к администрации Златоустовского городского округа, <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> обратился с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее администрация ЗГО) об обязании предоставить Балахнёвой Марии Сергеевне во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильём детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р Балахнёва М.С. была принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставления жилых помещений на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди не предполагает включение гражданина в какую - либо очередь. ЖК РФ право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой - либо очереди (по списку внеочередников). До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Балахнёвой М.С. не предоставлено (л.д. 2-3).

Кроме того, прокурор <адрес> обратился с иском по аналогичным основаниям к администрации ЗГО об обязании предоставить Балахневой Л.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте <адрес> (л.д. 36-37).

Определением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ перечисленные иски были объединены в одно производство для дальнейшего совместного рассмотрения, объединенному гражданскому делу был присвоен номер 2-2128/2011. Также указанным определением суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> (л.д. 32-33).

В последующем прокурор <адрес> уточнил исковые требования, предъявив их к администрации Златоустовского городского округа и Правительству Челябинской области, и просил обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Балахнёвой М.С. и ФИО1 вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 10 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счёт средств бюджета <адрес> (л.д. 75-77, 78-80).

Прокурор ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала в полном объеме. Указала, что заявлено требование о предоставлении ФИО1 и Балахнёвой М.С. жилых помещений площадью большей, чем предусмотрено решением Собрания депутатов ЗГО, то есть не менее 10 кв.м, поскольку должно быть предоставлено отдельное жилое помещение, а не комната в коммунальной квартире.

Истцы Балахнёвой М.С., ФИО1 в судебном заседании уточненные требования прокурора <адрес>, заявленные в их интересах, поддержали.

Представитель ответчика администрации ЗГО ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-63), с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 64), из которого следует, администрация ЗГО не нарушила прав ФИО1 и не отказывается от возложенных на неё обязательств, но не может их выполнить в силу отсутствия свободных благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа, отсутствия в бюджете ЗГО на 2011 год средств на обеспечение жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в связи с недостаточностью денежных средств выделенных из областного бюджета для указанных целей (л.д. 64). В судебном заседании представитель ответчика указала, что на сегодняшний день администрации ЗГО областным бюджетом предоставлена субвенция в размере <данные изъяты> рублей. Администрацией ЗГО для освоения выделенных средств будет проводиться аукцион по приобретению квартир. Даже после приобретения квартир, обеспечить жилыми помещениями всех лиц, которые имеют право на получение внеочередного жилья, не получится, поскольку таких лиц очень много.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 88).

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89), в судебном заседании оставила вопрос о разрешении заявленных требований на усмотрение суда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что отцом Балахнёвой М.С. и ФИО1 являлся ФИО3, а матерью Балахнева (Попова) И.И. (л.д. 22, 57).

Согласно свидетельства о смерти серии I-ИВ ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

На основании распоряжения Главы <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 был назначен опекуном над несовершеннолетними внуками ФИО1, Балахнёвой М.С., Балахневым М.С., Балахнёвой Е.С. Указанным постановлением за несовершеннолетними закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д. 13).

Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей <данные изъяты> (л.д. 16-19).

ДД.ММ.ГГГГ Балахнёва М.С. и ФИО1 обратились с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа о принятии их в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений по договору социального найма, указав, что являются сиротами (л.д. 10, 45).

Распоряжением и.о. главы <адрес> ФИО13 -р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Балахнёва М.С. приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обладающих правом внеочередного предоставления жилья как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 4).

Также судом установлено, что Балахнёва М.С. является матерью ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ребёнка юридически отсутствует (л.д. 8, 9). ФИО1 является матерью ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ребёнка юридически отсутствует (л.д. 43, 44).

Согласно справке инспектора регистрационного учёта по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО16, ФИО1, Балахнёва М.С., Балахнев М.С., ФИО17 (л.д. 51).

Проверкой жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, установлено, что Балахнёва М.С. и ФИО1 относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать (Балахнева) ФИО10 Ирина Ивановна умерла, отец ФИО3 лишён родительских прав. ФИО1 и Балахнёва М.С. зарегистрированы в комнате жилой площадью 12,6 кв.м., в коммунальной квартире на три семьи. На указанной жилой площади зарегистрировано 5 человек. На одного члена семьи приходится 2,52 кв.м. (л.д. 14-15, 49-50).

В Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Балахнёвой М.С. и ФИО1 на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Златоустовского городского округа (л.д. 23, 58).

По данным архива Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Балахнёва М.С. и ФИО1 собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не числятся (л.д. 24, 59).

Из писем начальника отдела жилищной политики администрации Златоустовского городского округа Венгеровской С.В. следует, что ФИО1 и Балахнёва М.С. приняты на внеочередное предоставление жилья как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ их очередь определенна за и . Жилые помещения будут предоставлены в порядке очередности, которая установлена с даты предоставления полного комплекта документов, являющихся обязательным приложением к заявлению, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 39).

Оценив представленные доказательства, суд считает установленным, что ФИО1 и Балахнёва М.С. были признаны в установленном законе порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на очередь под № 63 и по списку детей - сирот. Однако, до настоящего времени благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, им не предоставлены.

Представителем ответчика данные обстоятельства не оспариваются.

В силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет истиц в качестве детей-сирот, поскольку для данной категории лиц законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован ст.57 ЖК РФ. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границе соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Пункт 6 данной статьи предусматривает право органа местного самоуправления предоставить соответствующему нуждающемуся лицу комнату в коммунальной квартире, в случае предусмотренном ч.4 ст.59 ЖК РФ. Таким образом, закон прямо не возлагает на местную администрацию обязанность предоставления жилья в виде отдельных квартир. Возложение такой обязанности на ответчика повлекло бы ограничение его права, предусмотренного п.6 ст.57 ЖК РФ, и нарушение баланса прав и интересов сторон.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

Законодательство не ограничивает возможность предоставления жилого помещения в коммунальных квартирах.

В силу п. 1. п.п.1, п. 2 п.п.2 ст. 4 Закона челябинской области от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение финансовых средств в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий, использовать их по целевому назначению.

В соответствии со ст. 6 вышеназванного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных, в том числе обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

С учетом изложенного, нарушенные права Балахневой М.С. и ФИО1 подлежат восстановлению путем возложения на администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить им вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенные жилые помещения, расположенные на территории <адрес>, площадью не менее 9 кв.м., отвечающие санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

Требование прокурора о минимальном размере предоставляемого помещения в 10 кв.м. удовлетворено быть не может по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 197 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Балахневой Л.С., Балахневой Л.С. удовлетворить частично.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Балахневой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 9 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Балахнёвой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 9 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                   С.Л. Закирова

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ