о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



дело № 2-2069/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                                    27 октября 2011 года

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Фроловой Г.А.,

при секретаре                    Решетниковой Д.А.,

с участием помощника прокурора        Казаковой Т.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения «Детская городская больница № 3» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л :

    Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Златоустовского городского округа и МЛПУЗ «Детская городская больница № 3», выразившееся в невыполнении мероприятий по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать администрацию Златоустовского городского округа, МЛПУЗ «Детская городская больница № 3» (далее по тексту Детская больница № 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, путем выполнения следующих мероприятий:

    - установления в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях электронагреватели,

    - обеспечения соответствие буфетных отделений требованиям п. 14.21 СанПин 2.1.3.2630-10,

    - исключения использование для приготовления и хранения продуктов посуды с поврежденной эмалью.

    В обоснование своих требований истец сослался на то, что прокуратурой города в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, проведенной в марте, августе 2011 года совместно со специалистами ТО Роспотребнадзора в г. Златоусте и Кусинском районе, выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации помещения стационара Детской больницы № 3, а именно: выявлены нарушения обязательных требований СанПина 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». В нарушение п. 14.19 Сан Пин 2.1.3.2630-10 отсутствует резервный электронагреватель в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях. В нарушение п. 14.21 СанПин 2.1.3.2630-10 в буфетных отделениях вместо двух помещений для раздачи пищи и для мытья посуды предусмотрено одно помещение, где происходит раздача и мойка посуды. В нарушение п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01 для приготовления и хранения продуктов используется посуда с поврежденной эмалью. Для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства требуются значительные финансовые средства. Поскольку администрация ЗГО является учредителем Детской больницы № 3, ответственность за неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства возлагается как на Детскую больницу № 3, так и на администрацию ЗГО.

    Далее, прокурор г. Златоуста свои требования уточнил (л.д.93-94). Окончательно рассматриваются требования о признании бездействия администрации ЗГО, Детской больницы № 3, выразившегося в невыполнении мероприятий по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, возложении на Детскую больницу № 3, администрацию ЗГО обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения следующих мероприятий:

    - установления в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях резервных электронагревателей в количестве шести штук;

    - проведения замены посуды для приготовления и хранения продуктов с эмалированной эмалью на посуду из нержавеющей стали в количестве: кастрюля объемом 1 литр – 20 штук, кастрюля объемом 2 литра – 10 штук, кастрюля объемом 3 литра – 7 штук, кастрюля объемом 5 литров – 17 штук, кастрюля объемом 10 литров – 17 штук, чайник объемом 3 литра – 11 штук, чайник объемом 5 литров – 1 штука;

    - обеспечения соответствия буфетных отделений требованиям п. 14.21 СанПин 2.1.3.2630-10, о возложении на администрацию ЗГО обязанности при недостаточности денежных средств профинансировать выполнение вышеуказанных мероприятий из средств бюджета округа.

    В судебном заседании помощник прокурора Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала.

    Представитель ответчика Детской больницы № 3 Птицына Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала частично, пояснив, что действительно в больнице не имеется электронагревателей в моечных отделениях и надлежащей посуды. Это связано с тем, что больница не финансируется на эти цели, администрация больницы неоднократно обращалась с заявлением в Управление здравоохранения Администрации ЗГО, но результата нет. Больница ежегодно составляет смету расходов, куда включаются расходы на приобретение посуды, но денежные средства не выделяются, самостоятельно приобрести посуду и электронагреватели больница возможности не имеет. Требования п. 14.21 СанПин 2.1.3.2630-10 больницей соблюдены, так как раздаточное и моечное отделения буфета находятся в разных комнатах через коридор, одно помещение для мытья посуды, другое помещение для раздачи и приема пищи. В помещении, где моется посуда, пища не раздается. У больницы имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение, в котором указано, что больница соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

    Представитель ответчика Администрации ЗГО Зверев Д.Б. исковые требования прокурора не признал, в своих пояснениях и письменном отзыве на исковое заявление (л.д.38), ссылается на то, что в соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В соответствии с Концепцией о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗГО, утвержденной решением Собрания депутатов ЗГО от 30.06.2005г. № 11-ЗГО, от имени муниципального образования полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом реализует Собрание депутатов ЗГО, Глава ЗГО, Комитет по управлению имуществом ЗГО. Ст. 30 Устава ЗГО предусмотрены полномочия Комитета по управлению имуществом ЗГО. В частности, КУИ ЗГО владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, передает имущество, находящееся в муниципальной собственности в оперативное управление и контролирует его использование. В соответствии со ст. 158 БК РФ от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает Главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с п.8 Положения об Управлении здравоохранения администрации ЗГО Управление здравоохранения является главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета. Таким образом, правовые основания для привлечения администрации ЗГО к ответственности в качестве ответчика отсутствуют, так как администрация не является ни собственником имущества Детской больницы № 3, ни главным распорядителем бюджетных средств в отношении данного учреждения. Администрация ЗГО просит признать ее ненадлежащим ответчиком.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как установлено в ходе судебного разбирательства Детская больница № 3 является некоммерческой организацией, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п.2 Устава, л.д.13-22). Учредителем детской больницы № 3 от имени муниципального образования Златоустовский городской округ является Администрация ЗГО (п. 6 Устава).

    Детская больница № 3 от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п.11 Устава).

    Детская больница № 3 отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель – администрация ЗГО (п. 12 Устава). Вышестоящим органом для Детской больницы № 3 является Управление здравоохранения Администрации ЗГО, выполняющего управленческие функции и функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении Детской больницы № 3 (п. 14 Устава).

    Детская больница № 3 расположена по адресу: <адрес> В состав учреждения входит стационар, расположенный по адресу: <адрес>; поликлиника по адресу: <адрес>; поликлиника по адресу: <адрес>; филиал поликлиники по адресу: <адрес> филиал поликлиники по адресу: <адрес> (п.3.4 Устава).

    Из материалов дела следует, что ТО Роспотребнадзор в г. Златоусте и Кусинском районе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка Детской больницы № 3 в частности стационара, расположенного по адресу: <адрес>, поликлиники по адресу: <адрес>, поликлиники по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований СанПиНа 2.1.3.2630-10, в том числе:

    - в нарушение п. 14.19 отсутствует резервный электроводонагреватель в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях;

    - в нарушение п. 14.21 в буфетных отделениях вместо двух помещений для раздачи пищи для мытья посуды предусмотрено одно помещение, где происходит раздача и мойка посуды. В помещении приема пищи педиатрического отделения раковина для мытья рук в неисправном состоянии;

    - в нарушение п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01 для приготовления и хранения продуктов используется посуда с поврежденной эмалью;

    И.О. Главного врача ФИО9 и Главная медицинская сестра ФИО10 были ознакомлены с указанным актом, о чем свидетельствует их подпись (л.д.29).

    Как следует из писем главврача и и.о. главного врача Детской больницы № 3 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ адресованных помощнику прокурора г. Златоуста и начальнику ТО Управления Роспотребнадзора, Детской больницей № 3 были выполнены некоторые мероприятия по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства. Также в письме сообщается, что в буфетных отделениях раздача пищи и мытье посуды осуществляется в разных помещениях; резервные водонагреватели и посуда с поврежденной эмалью не приобретены из-за отсутствия финансирования на данную статью (л.д.23).

    Согласно справке ТО Роспотребназдора в г. Златоусте и Кусинском районе ведущим специалистом ТО Роспотребнадзора в г. Златоусте и Кусинском районе была проведена внеплановая проверка по исполнению выявленных актом от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований СанПиН 2.1.3.2630-10. Проверкой установлено, что часть ранее выявленных нарушений не устранена, а именно:

    - в нарушение п. 14.9 СанПиН 2.1.3.2620-10 отсутствует резервный электроводонагреватель в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях;

    - в нарушение п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01 для приготовления и хранения продуктов используется посуда с поврежденной эмалью;

    - в нарушение п. 14.21 СанПиН 2.1.3.2620-10 в буфетных отделениях вместо двух помещений для раздачи пищи и для мытья посуды предусмотрено одно помещение, где происходит раздача и мойка посуды. Остальные нарушения устранены (л.д.24-25).

В соответствии со ст. 11, ч.5 ст. 15, ч.2 ст. 17, ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечить безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при их реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010г. № 58, вступившие в силу после официального опубликования 17.09.2010г., устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (п.1.1).

Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (п. 1.2).

Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (п. 1.5).

Согласно п. 14.19. указанного СанПиНа в существующих ЛПО в моечных помещениях (в том числе в буфетных отделениях) должны быть предусмотрены резервные электроводонагревательные установки с подводкой воды к моечным ваннам.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001г. № 31, разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.

Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий) (п. 1.2.).

Настоящие правила являются основой для разработки санитарных норм и правил для организаций общественного питания, обеспечивающих организацию питания различных групп населения (детские, подростковые, лечебно-оздоровительные учреждения, питание на транспорте и др.) (п. 1.3.).

Согласно п. 6.10 указанных правил, посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью не используют.

В судебном заседании представитель ответчика Детской больницы № 3 и представитель Администрации ЗГО не оспаривают, факт нарушения в больнице требований п. 14.19 СанПиН 2.1.3.2630-10 и п. 6.10. СП 2.3.6.1079-01 – отсутствие электроводонагревателей в моечных помещениях в буфетном отделении, использования для приготовления и хранения продуктов посуды с поврежденной эмалью.

Из пояснений представителя Детской больницы № 3 следует, что больница не имеет средств на приобретение электроводонагревателей и замены поврежденной посуды. Больница неоднократно обращалась в Управление здравоохранения Администрации ЗГО с просьбой о приобретении электронагревателей, приобретение электронагревателей и необходимой посуды из нержавеющей стали закладывается в смету доходов и расходов. Однако финансирования на эти цели не поступает.

Доводы представителя ответчика Детской больницы № 3 подтверждаются материалами дела, из которых следует, что Детская больница № 3 ДД.ММ.ГГГГ (исх № 75), ДД.ММ.ГГГГ (исх № 145) обращалась к Начальнику Управления здравоохранения администрации ЗГО с просьбой о дополнительном финансировании для приобретения электроводонагревателей в количестве восьми штук на стационар (л.д.45, 46). Приобретение хозяйственного инвентаря в частности посуды из нержавеющей стали включается больницей в смету доходов и расходов (л.д. 53-58, 59-64), однако выделяемых средств на приобретение хозяйственного инвентаря недостаточно.

Согласно произведенным расчетам Детской больнице № 3 необходимо шесть резервных водонагревателей в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной и раздаточной посуды (л.д.74). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ больнице необходимо приобрести посуду из нержавеющей стали в количестве: кастрюля объемом 1 литр – 20 штук, кастрюля объемом 2 литра – 10 штук, кастрюля объемом 3 литра – 7 штук, кастрюля объемом 5 литров – 17 штук, кастрюля объемом 10 литров – 17 штук, чайник объемом 3 литра – 11 штук, чайник объемом 5 литров – 1 штука (л.д.72-73).

По мнению суда, в ходе судебного разбирательства факт наличия в Детской больнице № 3 нарушений п. 14.19 СанПиН 2.1.3.2630-10 и п. 6.10 СП 2.3.6.1079-01 нашел свое подтверждение.

Следовательно, в этой части требования прокурора г. Златоуста подлежат удовлетворению.

Согласно 14.21. СанПиН 2.1.3.2630-10 для буфетных отделений должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи (не менее 9 ) и для мытья посуды (не менее 6 ). В помещении буфетной предусматривается раковина для мытья рук. Обработка посуды может проводиться механизированным или ручным способом. Для ручной обработки посуды предусматривается не менее 2 моечных ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем. Моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).

В судебном заседании представителями ответчиков не признается факт нарушений п. 14.21. СанПиН 2.1.3.2630-10, которым предусмотрено требование о наличии в буфетных помещениях двух помещений: для раздачи пищи и для мытья посуды. Представитель Детской больницы №3 ссылается на то, что в отделении имеются два помещения для организации питания больных, со дня ввода больницы в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ: одно помещения для мытья посуды, другое помещение для раздачи и приема пищи, одно напротив другого через коридор. В помещении, где моется посуда, пища не раздается. Лечебное учреждение соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается Санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование своих доводов представителем ответчика Детская больница № 3 представлена копия Санитарно-эпидемиологического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Детская больница № 3 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д.48).

Из технического паспорта больницы (л.д.75-91) следует, что на втором этаже в педиатрическом отделении имеются два помещения для организации питания больных: помещение , площадью 21,2 кв. м, предназначенное для раздачи и приема пищи, помещение , площадью 11,1 кв. м, предназначенное для мытья посуды, помещения расположены напротив друг друга и разделены коридором (л.д., 78, 79, 87, 90)

На третьем этаже в инфекционном отделении имеются также два помещения для организации питания больных: помещение , площадью 23,5 кв. м, предназначенное для раздачи и приема пищи, помещение , площадью 11,5 кв. м, предназначенное для мытья посуды. Помещения разделены между собой коридором (л.д. 78, 79, 89, 91).

Однако суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что в Детской больнице № 3 нарушений п. 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 не имеется по следующим основаниям.

Допрошенная в качестве свидетеля ведущий специалист-эксперт ФИО5, проводившая проверку и составившая акт о наличии нарушений санитарно-эпидемиологических требований показала, что в Детской городской больнице №3 в буфетные помещения двух отделений больницы состоят из одного помещения для мойки посуды, оборудованные раковинами. Помещения для раздачи пищи, порционирования блюд в буфетных помещениях больницы отсутствуют, поэтому раздача пищи осуществляется в одном отделении больницы в помещении для мойки посуды, а в другом – в помещении для приема пищи. Это ей стало известно со слов главной медицинской сестры и старшей медицинской сестры, которые сопровождали свидетеля во время проведения проверки помещений больницы. Требования п. 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 о наличии в буфетных отделениях отдельного помещения для раздачи пищи (не менее 9 ) в учреждении не соблюдены, так как отдельного помещения для раздачи пищи, площадью не менее 9 кв.м. в буфетных отделениях больницы нет. Раздача пищи не может осуществляться в помещении для приема пищи, так как СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Т.е. помещение для приема пищи – столовая, должно быть отдельным помещением и не может совмещаться с помещениями, предназначенными для других целей. Кроме того, в помещении для раздачи пищи должно быть технологическое оборудование, позволяющее поддерживать установленную нормативами температуру пищи. Такого оборудования ни в моечном отделении, ни в помещении для приема пищи не имеется, там были только столы, на которые ставились ведра с готовой пищи.

Показания свидетеля подтверждаются положениями санитарных норм и правил.

П. 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 содержит требование о наличии в буфетных отделениях, именно, отдельного помещения, площадью не менее 9 предназначенного для раздачи пищи.

П. 5.1. СП 2.3.6.1079-01 предусмотрено, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

В п. 5.7. СП 2.3.6.1079-01 упоминаются обеденные помещения (залы), что свидетельствует о том, что обеденные залы предусмотрены в качестве отдельных помещений.

П. 14.16. СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что при выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой пищи должна быть: первых - не ниже 75°С, вторых - не ниже 65°С, холодные блюда и напитки - от 7 °С до 14°С. Срок раздачи готовых блюд не должен превышать 2 часов от момента приготовления.

Указанное положение подтверждает доводы свидетеля о необходимости в раздаточных помещениях технологического оборудования для поддержания температуры пищи.

Кроме того, ранее требования к нормам проектирования лечебно-профилактических учреждений были установлены Строительными нормами и правилами – СниП II-69-78, введенных в действие 01.01.1979г., в котором было предусмотрено наличие в лечебно-профилактических учреждениях одного помещения буфетной и отдельно столовой (Глава 69. Лечебно-профилактические учреждения, части II Нормы проектирования).

Таким образом, наличие отдельного помещения столовой было предусмотрено и ранее действующими нормами.

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", устанавливающий требования о наличии в буфетных отделениях двух помещений введен в действие со дня вступления в силу Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" 17.09.2010г. и должен применяться с этого времени.

Следовательно, доводы представителей ответчика о том, что раздача пищи осуществляется в помещении для приема пищи не могут служить основанием для освобождения от ответственности.

Представитель ответчика Детской больницы № 3 ссылается на то, что старшая медсестра не была согласна с актом проверки в этой части. Однако доводы представителя ответчика не заслуживают внимания, поскольку акт проверки ответчиком был подписан без каких-либо замечаний и в дальнейшем оспорен не был.

Таким образом, суд полагает, что факт нарушения Детской больницей № 3 п. 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 нашел свое подтверждение в судебном заседании. В этой части исковые требования прокурора также подлежат удовлетворению.

Для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства требуются значительные финансовые средства.

В силу ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения финансируются собственником их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Как следует из устава (л.д.13-22) Учредителем Детской городской больницы № 3 от имени муниципального образования Златоустовский городской округ Челябинской области является администрация Златоустовского городского округа (п. 6). Согласно п. 11 Устава, больница обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель (п. 12 Устава).

Следовательно, в случае недостаточности денежных средств, финансирование выше мероприятий по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства должно осуществляться из средств бюджета округа.

Доводы представителя администрации о том, что правовых оснований для привлечения администрации ЗГО к ответственности в качестве ответчика отсутствуют, так как администрация не является ни собственником имущества Детской больницы № 3, ни главным распорядителем бюджетных средств в отношении данного учреждения, не могут повлиять на выводы суда, поскольку администрация ЗГО несет субсидиарную ответственность как учредитель больницы, а главным распорядителем средств местного бюджета является Управление здравоохранением входящее в структуру администрации ЗГО.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения «Детская городская больница № 3», администрации Златоустовского городского округа, выразившееся в невыполнении мероприятий по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.

Обязать муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 3» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения следующих мероприятий:

- установить в помещениях моечной для столовой посуды и моечной для кухонной посуды и раздаточных отделениях резервные электроводонагреватели в количестве шести штук;

- для приготовления и хранения продуктов произвести замену посуды эмалированной эмалью на посуду из нержавеющей стали в количестве: кастрюль объемом 1 литр – 20 штук, кастрюль объемом 2 литра – 10 штук, кастрюль объемом 3 литра – 7 штук, кастрюль объемом 5 литров – 17 штук, кастрюль объемом 10 литров – 17 штук, чайников объемом 3 литра – 11 штук, чайников объемом 5 литров – 1 штука;

- обеспечить соответствие буфетных отделений требованиям п. 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10.

При недостаточности денежных средств обязать администрацию Златоустовского городского округа профинансировать выполнение выше указанных мероприятий из средств бюджета округа.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:                Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу