По иску Цикунова А.А. к администрации ЗГО об оспаривании распоряжений



Дело № 2-2300/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 г. Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Карповой О. Н.

при секретаре         Емельяновой М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цикунова А.А. к администрации Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжений,

у с т а н о в и л :

Цикунов А.А. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее – администрации ЗГО), в котором просил признать незаконным распоряжение администрации ЗГО № 775-р от 15.06.2011 «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 12 от 06.05.2011 г.» в части отказа ему в отводе земельного участка примерной площадью 1100 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.5).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемым решением ему отказано в отводе земельного участка по мотиву того, что согласно генеральному плану города земельный участок подпадает в зону А1 (леса, луга), в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства. С решением не согласен, поскольку оно вынесено с нарушением норм земельного законодательства.

В последующем истец дополнил заявленные требования (л.д.40), дополнительно просит:

признать незаконным распоряжение администрации ЗГО № 647-р от 19.05.2011 «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 11 от 14.04.2011 г.» в части поручения КУИ ЗГО сформировать, после чего организовать проведение торгов земельного участка примерной площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>;

обязать администрацию ЗГО отвести ему земельный участок примерной площадью 1100 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

В судебное заседание истец Цикунов А.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Васильев Ю.В. настаивал на требованиях Цикунова А.А. по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что при наличии двух заявок на один земельный участок приоритетное право на предоставление участка в аренду имеет лицо, которое первое подало заявку, в рассматриваемом случае - Цикунов А.А. На ту часть испрашиваемого участка, которая попадает в зону А.1.1, истец не претендует, согласен на предоставление ему земельного участка примерной площадью 280 кв.м., которая находится в зоне В.1 – жилая застройка.

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В. с иском не согласен, считает оспариваемые распоряжения законными. На спорный земельный участок было подано две заявки – Цикунова А.А. и Шарафутдиновой Н.Г., поэтому было принято решение о выставлении участка на торги, Шарафутдинова просила выделить ей земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, связанного со строительством. При повторном рассмотрении заявки Цикунова А.А. ему было отказано в выделении участка, поскольку принято решение о проведении торгов, кроме того было установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 1100 кв.м. большей частью находится в зоне А.1 (леса, луга). Данный земельный участок может быть предоставлен в аренду только в части, находящейся в зоне застройки – площадью примерно 280 кв.м. Площадь спорного земельного участка в решении о выставлении на торги 800 кв.м. указана примерная, будет уточнена при формировании земельного участка.

Определением суда от 26.10.2011г. (протокол судебного заседания л.д. 36об-37) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Шарафутдинова Н.Г.

Третье лицо Шарафутдинова Н.Г. с иском не согласна, оспариваемые решения считает законными и обоснованными. Спорный земельный участок необходим ей для ведения личного подсобного хозяйства связанного со строительством.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Цикунова А.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 29, п. 1 ст. 34 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.2 ст. 34 ЗК РФ).

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровый карте соответствующий территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4 ст. 34 З РФ).

В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду, направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (п.5 ст. 34 ЗК РФ).

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. N 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (далее- Положение).

Положением предусмотрено, что для разрешения вопроса об отводе земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель обращается в администрацию округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в заявлении должны быть определены цели использования земельного участка; к заявлению могут прилагаться документы, определяющие местоположение испрашиваемого земельного участка (п. 9, пп. 3 п. 10).

Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п. 11).

Согласно п. 12 Положения критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:

1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего положения.

2) соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством РФ предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной п. 9 настоящего Положения.

Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа.

В случае несоответствия испрашиваемого земельного участка установленным критериям администрация в месячный срок с момента подачи заявления уведомляет в письменной форме заявителя о принятии решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка (п. 13).

В соответствии с пунктами 1.2, 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 4).

В рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ, Златоустовское городское Собрание депутатов в пункте 5 раздела 2 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в г. Златоусте установило, что на территории Златоустовского городского округа исключительно на торгах осуществляется предоставление земельных участков в собственность для строительства без предварительного места размещения объекта.

Для остальных случаев предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (в том числе в аренду) данным пунктом предусмотрено, что выставление земельного участка на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными актами.

В ходе судебного разбирательства, а также вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от 21.02.2011г. (л.д.6-8), установлено, что 15 ноября 2010 года Цикунов А.А. обратился в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка, примерной площадью 1100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на правах аренды. К заявлению был приложен ситуационный план (л.д. 16).

Распоряжением администрации Златоустовского городского округа № 2518-р от 16 декабря 2010 года «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 28 от 18 ноября 2010 года», опубликованным в газете «Златоустовский рабочий», Цикунову А.А. отказано в отводе земельного участка примерной площадью 1100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, ввиду наличия права собственности на земельный участок площадью 749 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (пп. 4 п.2).

Решением Златоустовского городского суда от 21.02.2011г., вступившим в законную силу 12.04.2011г. (л.д.6-8), вышеуказанное распоряжение в оспариваемой части признано незаконным; на администрацию ЗГО возложена обязанность повторно рассмотреть заявку истца.

Судом было установлено, что по существу заявка Цикунова А.А. рассмотрена не была, заявителем испрашивался земельный участок <адрес>, а не участок <адрес>, собственником которого он является (свидетельство л.д.19).

Решение вступило в законную силу 12.04.2011 г.

28.03.2011г. Шарафутдинова Н.Г. обратилась в Администрацию Златоустовского городского округа с заявлением об отводе земельного участка, примерной площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.25).

В судебном заседании Шарафутдинова Н.Г. пояснила, что участок ей необходим для ведения личного подсобного хозяйства с возведением на нем построек, в т.ч. жилого дома.

Как следует из ситуационных планов (л.д.20,33), а также пояснений участников процесса в судебном заседании, Цикуновым А.А. и Шарафутдиновой Н.Г. поданы заявки об отводе одного и того же земельного участка.

Распоряжением администрации ЗГО № 647-р от 19.05.2011г. «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 11 от 14.04.2011г. КУИ ЗГО поручено сформировать, после чего организовать проведение торгов на предоставление в аренду земельного участка примерной площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, с наложением сервитута на часть земельного участка, по которой проходят два кабеля, для ведения личного подсобного хозяйства с возведением индивидуальных жилых домов (пп.1 п.10).

Решение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий 07.06.2011г. (л.д.21).

21.06.2011г. представителем Шарафутдиновой Н.Г. – ФИО6 с ООО «ГЕО» заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка <адрес> в <адрес> (доверенность л.д.26, договор л.д.106, квитанция л.д. 107).

При повторном рассмотрении заявки Цикунова А.А. решением комиссии по землеотводам, утвержденным распоряжением администрации Златоустовского городского округа № 775-р от 15.06.2011 «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 12 от 06.05.2011» истцу отказано в отводе земельного участка, так как согласно генеральному плану города земельный участок попадает в зону А.1 (леса,луга), в которой не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства (пп. 7 п.2)

Решение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от 28.06.2011г. (л.д.9).

Согласно Генеральному плану г. Златоуста и Правилам землепользования и застройки г. Златоуста, часть испрашиваемого Цикуновым А.А. земельного участка примерной площадью 520 кв.м. находится в территориальной зоне А.1 (природоохранная зона – леса, луга), часть земельного участка примерной площадью 280 кв.м. – в зоне В.1.1 – зона усадебной застройки, коттеджей. (ответ УАиГ л.д. 23, выкопировка из карты градостроительного зонирования территории л.д. 24). Зона А.1 предназначена для сохранения естественных природных ландшафтов города, сохранения благоприятной экологической обстановки, а также для отдыха населения. В состав зоны А.1 включены территории, занятые лугами и городскими лесами, в т.ч. землями лесов, не покрытых растительностью (л.д.48-52).

Из пояснений представителя администрации ЗГО Мезенова Е.В. следует, что при вынесении распоряжения администрации ЗГО № 647-р от 19.05.2011г., решение о выставлении участка на торги было принято по двум основаниям: по заявке Шарафутдиновой Н.Г., которая просила отвести ей участок для ведения личного подсобного хозяйства связанного со строительством; также имелось заявление Цикунова А.А. о выделении того же земельного участка. Указанная в решении площадь земельного участка 800 кв.м. является примерной, будет уточнена при его формировании с учетом выявленного после принятия решения факта нахождения части участка в зоне А.1. На торги будет выставлен участок, находящийся в зоне В.1 примерной площадью 280 кв.м.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон, суд полагает, что при наличии нескольких заявок на один участок администрация с учетом положений ст. 30 ЗК РФ правильно приняла решение о предоставлении земельного участка в порядке торгов. Подпункт 1 п. 10 распоряжения администрации ЗГО № 647-р от 19.05.2011г. о поручении КУИ ЗГО сформировать земельный участок, после чего провести торги, является законным и обоснованным.

Доводы представителя истца Васильева Ю.В. о том, что истец имеет преимущественное право на получение испрашиваемого земельного участка, поскольку первым подал заявку, суд считает не обоснованным, поскольку земельным законодательством такое положение не предусмотрено.

Согласно п. 11 Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте, в редакции решения Собрания депутатов ЗГО № 13-ЗГО от 26.03.2009г., в случае, если в отношении одного и того же земельного участка поступило более одного заявления, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается в пользу заявителя, подавшего ранее других заявителей, если иное не установлено законом или Положением.

Указанное положение решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2009г. (л.д. 79-104), оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19. 11.2009г. (л.д.71-78) признано недействующим как не соответствующее ст.ст.1, 34 ЗКРФ.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 03.02.2010 № 3-ЗГО оспариваемое положение п. 11 исключено.

То обстоятельство, что в оспариваемом распоряжении указана примерная площадь земельного участка 800 кв.м., т.е. выходящая за границы зоны застройки, само по себе не является основанием для признания распоряжения в оспариваемой части незаконным, поскольку площадь участка указана приблизительно, при выставлении участка на торги после проведения работ по формированию участка площадь будет уточняться.

С учетом отсутствия у истца преимущественного права на получение спорного участка без проведения торгов, оспариваемое им распоряжение № 647-р от 19.05.2011 г. прав и законных интересов истца не нарушает.

Отказ в предоставлении земельного участка Цикунову А.А. распоряжением администрации Златоустовского городского округа № 775-р от 15.06.2011 в связи с нахождением его в зоне А.1 (леса, луга) суд также считает обоснованным.

Согласно Правил землепользования (л.д. 82), в зоне А.1 осуществляется ведение лесного хозяйства, а также использование лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Как видно из панорамной фотосъемки земельного участка, расположенного <адрес> (л.д.70) и не оспаривается участниками процесса, на земельном участке имеется пять берез, преимущественно он свободен от деревьев.

В соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ леса, на участках, свободных от деревьев, могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

Согласно Закону РФ «О личном подсобном хозяйстве» в рамках ведения подсобного хозяйства граждане осуществляют не только выращивание сельскохозяйственных культур, но и возводят необходимые служебные, хозяйственные постройки и жилые дома.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40, ст. 41 Земельного кодекса РФ, арендатор, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка с его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

С учетом данных правовых норм, в случае отвода истцу испрашиваемого земельного участка с целевым назначением «для ведения личного подсобного хозяйства», он или иные лица (в случае заключения в отношении данного участка сделок) будут вправе на основании положений Закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» возводить на них различные постройки, в т.ч жилые дома, что будет противоречить установленному режиму использования участков, расположенных в зоне А.1.

Таким образом, участок, расположенный в зоне А.1, может быть предоставлен истцу только в целях, указанных в ст. 38 Лесного кодекса РФ. Однако с заявлением о предоставлении земельного участка под эти цели истец в орган местного самоуправления не обращался.

При таких обстоятельствах исковые требования Цикунова А.А. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Цикунова А.А. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № 775-р от 15.06.2011 «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 12 от 06.05.2011» в части отказа Цикунова А.А. в отводе земельного участка примерной площадью 1100 кв.м., находящегося по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, распоряжения администрации Златоустовского городского округа № 647-р от 19.05.2011 «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 11 от 14.04.2011» в части поручения МУ «КУИ ЗГО» сформировать, после чего организовать проведение торгов земельного участка примерной площадью 800 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, понуждении предоставить испрашиваемый земельный участок, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий О.Н. Карпова

Решение не вступило в законную силу