О признании права на внеочередное получение жилья и возложении обязанности по его предоставлению



Дело № 2-2109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                08 ноября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Закировой С.Л.

при секретаре Батуровой О.С.

с участием прокурора Козловой С.Г.

представителя ответчика Гареевой О.В.

представителей третьих лиц Клименко Ю.Ф., Диденко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> интересах Алексеевой И.В. к администрации Златоустовского городского округа, <адрес> о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа и его отмене, признании права на внеочередное получения жилья, обязывании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах Алексеевой И.В. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа об обязании предоставить Алексеевой И.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже нормы предоставления жилого помещения на территории Златоустовского городского округа.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по заявлению Алексеевой И.В., было установлено, что Алексеева И.В. ДД.ММ.ГГГГ была принята на учёт по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве в детское государственное учреждение несовершеннолетних Алексеевых» за несовершеннолетней Алексеевой И.В. было закреплено право пользования домом по адресу: <адрес>, ст. Салган. Вместе с тем, на момент закрепления дом находился в неудовлетворительном техническом состоянии. Согласно письменной информации управления по сельским населенным пунктам и регулирования рынка администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ физический износ дома составлял 80 %. Согласно письму директора детского дома «Теремок» от ДД.ММ.ГГГГ закрепленное за Алексеевой И.В. жильё разрушено и не пригодно для дальнейшего проживания. Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жильё, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных случаях. На учёт в качестве нуждающейся в жилье Алексеева И.В. поставлена была в 2005 году в <адрес> на основании заявления директора детского дома «Теремок», в котором Алексеева И.В. имела регистрацию по месту пребывания: <адрес>. До настоящего времени жилое помещение Алексеевой И.В. не предоставлено.

В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> исковые требования неоднократно уточнял и окончательно просил признать незаконным и отменить распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа «О постановке на учёт несовершеннолетних Алексеевых И. и Евгения, нуждающихся в жилье» от ДД.ММ.ГГГГ -р; признать за Алексеевой И.В. право на внеочередное получение по договору социального найма жилой площади как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Алексеевой И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 10 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес> (л.д. 67-69).

В судебном заседании прокурор Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении исковых требований.

         Истец Алексеева И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 103), просит рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 53).

Представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа Гареева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных отзывах, из которых следует, что распоряжение ДД.ММ.ГГГГ -р является законным и обоснованным, поскольку правовым управлением администрации Златоустовского городского округа было выявлено нарушение законодательства при постановке несовершеннолетних Алексеевых на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправлении на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанных орган по месту своего жительства. С таким заявлением Алексеевы сами не обращались. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с сентября 2000 года дети находились в центре социальной реабилитации <адрес>. Фактически проживали в <адрес>. Решением Саткинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Алексеевой И.В. была ограничена в родительских правах в отношении своих детей. Таким образом, местом выявления и первичного устройства несовершеннолетних является <адрес> и, следовательно, обязанность по обеспечению их жильём должна быть возложена на администрацию <адрес>. В документах учётного дела не имелось акта комиссии о признании непригодным закрепленного за Алексеевыми жилого помещения (л.д. 58, 78). Также представитель ответчика указала, что был нарушен порядок постановки на учет Алексеевых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть поставлены на учет только после окончания образовательного учреждения. При вынесении ДД.ММ.ГГГГ постановления -р руководствовались пунктом 6 ст. 56 ЖК РФ о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён (л.д. 107, 108).

Представитель третьего лица УСЗН ЗГО Клименко Ю.Ф., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46), в судебном заседании указала, что вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения социального обслуживания «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» Златоустовского городского округа Диденко А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 109), в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> в интересах Алексеевой И.В. поддержала, указала, что ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Евгений и Алексеева Ирина были помещены в МУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в связи с тем, что в отношении их матери собирались материалы на лишение родительских прав. Мать несовершеннолетних была ограничена в родительских правах в отношении детей на 6 месяцев решением Саткинского городского суда от 2001 года. Лишить мать родительских прав не представилось возможным, поскольку было неизвестным ее место жительство, розыскное дело находится в ГУВД <адрес>. На основании распоряжения Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ дети были направлены в детский дом «Теремок». Несовершеннолетние Алексеевы были направлены из <адрес> в учреждение <адрес>, так как у них была регистрация в <адрес>, который находится на территории Златоустовского городского округа, а детей всегда направляют в учреждение по месту их регистрации.

Представитель третьего лица Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом «Теремок» дл детей с ограниченными возможностями здоровья Златоустовского городского округа в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать в свое отсутствие (л.д. 129).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ РФ № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из их числа) в возрасте до 23 лет установлены Законом Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

В соответствии со ст. 1 указанного закона меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Челябинской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в установленном законодательством порядке наделены органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как установлено в ходе судебного разбирательства, матерью Алексеевой И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО1, отцом ФИО2 (запись акта о рождении - л.д. 20, свидетельство о рождении - л.д. 26).

На основании распоряжения Главы <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеева И.В. и ее брат ФИО11 находились на полном государственном обеспечении в Центре социальной реабилитации несовершеннолетних <адрес>, в связи с тем, что ФИО1 не занималась их воспитанием и содержанием, оставляла без присмотра (л.д. 126, 128).

Решением Саткинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ограничена в родительских правах в отношении дочери Ирины и сына Евгения сроком на шесть месяцев, а также с неё взысканы на их содержание в пользу органа опеки и попечительства алименты в размере 1/3 части всех видов дохода ежемесячно. Её дети переданы на попечение органа опеки и попечительства администрации <адрес> и <адрес>. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Алексеевы были помещены в МУ СО «Социальный приют для детей» <адрес> (л.д. 118,120).

На основании распоряжения и.о. главы г. Златоуста В.М. Кудряшова от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 8) Алексеева И.В. и ФИО11 направлены в детское учреждение на полное гособеспечение (п. 1), также за ними было закреплено право на жилое помещение <адрес> (п. 2).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алексеева И.В. проживала в детском доме «Теремок» и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, детский дом «Теремок» (л.д. 42).

Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетних Алексеевых - ФИО1 признана безвестно отсутствующей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).

ДД.ММ.ГГГГ директор детского дома «Теремок» ФИО13 обратилась с заявлением на имя председателя комиссии по распределению жилья администрации города ФИО14, в котором просила поставить Алексееву И.В. и ФИО11 на регистрационный учёт по жилью для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что закрепленное за несовершеннолетними жильё по адресу: <адрес>, ст. Салган, в настоящее время разрушено и непригодно для дальнейшего проживания (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ главой Златоустовского городского округа было издано распоряжение -р о постановке Алексеевой И.В. и ФИО11 на учёт в качестве нуждающихся в жилье (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Златоустовского городского округа было издано распоряжения -р, которым Алексеевой И.В. было отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обладающей правом внеочередного предоставления жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилье (л.д. 15).

ДД.ММ.ГГГГ главой Златоустовского городского округа ФИО15 на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было издано распоряжение -р об отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа «О постановке на учёт несовершеннолетних Алексеевых И. и ФИО29 нуждающихся в жилье» от ДД.ММ.ГГГГ -р (л.д. 59).

Из уточненного искового заявления (л.д.67-68), объяснений прокурора следует, что каких - либо оснований для снятия Алексеевой И.В. с учёта, как нуждающейся в жилье, в октябре 2011 года не было, с 2005 года в положении Алексеевой И.В. ничего не поменялось, никаких дополнительных документов не появилось. За Алексеевой И.В. закреплено жильё в <адрес>, однако, по имеющимся данным в <адрес> расположено 40 жилых домов. В настоящее время идентифицировать какой конкретно дом был закреплён за Алексеевой И.В., не представляется возможным. Администрацией Златоустовского городского округа не представлено доказательств, что за Алексеевой И.В. имеется какое - либо жилое помещение пригодное для проживания. На основании данных обстоятельств распоряжение главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р является незаконным и подлежит отмене.

Возражая относительно заявленных требований представитель ответчика указывает, что при издании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ был нарушен порядок постановки на учет Алексеевых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть поставлены на учет только после окончания образовательного учреждения при наличии их письменного заявления. При отмене постановления руководствовались пунктом 6 ст. 56 ЖК РФ о неправомерных действиях должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Суд полагает, что распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р подлежит признанию незаконным и отмене на основании следующего.

В силу положения пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, в силу анализа вышеуказанных правовых норм следует вывод, что именно на администрации Златоустовского городского округа лежало бремя доказывания обстоятельств и представления суду доказательств, свидетельствующих о законности и обоснованности распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с неправомерными действиями должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, необходим вступивший в законную силу акт судебного органа, которым будет установлена виновность конкретного должностного лица.

Однако таких доказательств ответчиком не представлено. В судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что при решении вопроса о принятии несовершеннолетних Алексеевых на учет должностным лицом органа, осуществляющего принятие граждан на учет, были совершены какие - то неправомерные действия.

Судом также не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что за несовершеннолетними Алексеевыми закреплено жилое помещение по <адрес>, а каких - либо данных свидетельствующих о том, что указанное жилое помещение признано непригодным для проживания не имеется.

В пункте 2 распоряжения и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р указано, что за несовершеннолетними Алексеевыми закреплено жилое помещение по <адрес> (л.д. 8).

Из письма начальника МУ «Гражданская защита Златоустовского городского округа» ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что нумерация домов в посёлке Салган отсутствует, на четырёх улицах расположено 40 жилых домов (л.д. 56, 57).

В письме начальника Управления по сельским населенным пунктам и регулированию потребительского рынка ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что состояние объекта в <адрес>, закрепленного за Алексеевыми И. и Евгением, неудовлетворительное и имеет 80 процентов износа (л.д. 34).

Доказательств опровергающих вышеуказанные сведения представителем ответчика суду не представлено, и, таким образом, судья соглашается с позицией прокурора <адрес> о том, что в настоящее время не представляется возможным идентифицировать какое конкретно жилое помещение в <адрес> было закреплено за несовершеннолетними Алексеевыми а, кроме того, имеются данные, указывающие на то, что указанное жилое помещение в <адрес> имеет неудовлетворительное состояние и непригодно для проживания.

Таким образом, какие - либо данные свидетельствующие о наличии у несовершеннолетних Алексеевых пригодного для проживания жилья у суда отсутствуют, а имеющееся материалы дела подтверждают обратное.

Также представитель ответчика указывает, что местом выявления и первичного устройства несовершеннолетних Алексеевых является <адрес> и, следовательно, обязанность по обеспечению их жильём должна быть возложена на администрацию <адрес>.

Вышеуказанные доводы суд находит необоснованными на основании следующего.

В силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания.. . в том числе в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства) обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно Положения о порядке обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года № 273, указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. При этом учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Судом установлено, что ФИО1 была зарегистрирована на территории Златоустовского городского округа по <адрес> (л.д. 121-оборот, 114).

Из объяснений представителя МУ СО «Социально - реабилитационный центр» Диденко А.В. следует, что несовершеннолетние Алексеевы были направлены из <адрес> в учреждение <адрес>, так как у них была регистрация в <адрес>, а детей всегда направляют по месту регистрации.

Поскольку право ребенка на жилое помещение является производным от прав его родителей и, учитывая, что ФИО1 была зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с момента рождения Алексеева И.В. и ФИО11 состояли на регистрационном учёте на территории Златоустовского городского округа.

Кроме того, Алексеева И.В. в период с 2001 года по 2008 год находилась различных детских учреждениях <адрес>, а также была зарегистрирована по месту своего пребывания на территории Златоустовского городского округа. В дальнейшем она была временно зарегистрирована в <адрес> в связи с обучение в ГОУ НПО «ПУ » (л.д. 12, 13, 14, 42, 43).

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что местом выявления и первичного устройства Алексеевой И.В. является <адрес> и в силу положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению ей жилого помещения должна быть возложена на администрацию Златоустовского городского округа.

Также суд учитывает, что в соответствии с уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Алексеевой И.В. на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Златоустовского городского округа (л.д. 21, 44).

По данным архива Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное» следует, что сведения о наличии либо отсутствии недвижимого имущества в собственности Алексеевой И.В. отсутствуют (л.д. 45).

Из акта проверки жилищных условий Алексеевой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она проживает в общежитии ГОУ НПО «ПУ » и занимает койко-место. Зарегистрирована по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Своего жилья не имеет, стоит на регистрационном учёте в <адрес> как нуждающаяся в жилье по распоряжению Главы Златоустовского городского округа -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Данных о предоставлении Алексеевой И.В. жилого как сироте на территории <адрес> у суда не имеется. Также судом учтено, что и <адрес>, и Златоустовский городской округ являются территориями, входящими в состав <адрес>.

Оценив представленные доказательства, суд считает установленным, что Алексеева И.В. распоряжением главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ -р в установленном законом порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Каких - либо оснований для отмены указанного распоряжения не имелось, поскольку какие - либо положительные изменения в жилищных условиях у Алексеевой И.В. не произошли. Представителем ответчика доказательств, указывающих на незаконность данного распоряжения и свидетельствующих о необоснованности постановки Алексеевой И.В. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суду не представлено. Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время Алексеева И.В. закончила обучения в ГОУНПО «ПУ-61 <адрес>», срок её временной регистрации в <адрес> заканчивается ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 70). Однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, ей не предоставлено.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Таким образом, Алексеева И.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу Федерального закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма урегулирован ст.57 ЖК РФ. В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границе соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Пункт 6 данной статьи предусматривает право органа местного самоуправления предоставить соответствующему нуждающемуся лицу комнату в коммунальной квартире, в случае предусмотренном ч.4 ст.59 ЖК РФ. Таким образом, закон прямо не возлагает на местную администрацию обязанность предоставления жилья в виде отдельных квартир. Возложение такой обязанности на ответчика повлекло бы ограничение его права, предусмотренного п.6 ст.57 ЖК РФ, и нарушение баланса прав и интересов сторон.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06 мая 2009 года № 22-ЗГО «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: не менее 10 и не более 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека в индивидуальных жилых домах и отдельных квартирах многоквартирных домов, не менее 9 и не более 19 квадратных метров площади жилого помещения на 1 человека в коммунальных квартирах или комнатах в жилых домах коридорного типа.

Законодательство не ограничивает возможность предоставления жилого помещения в коммунальных квартирах.

В силу п. 1. п.п.1, п. 2 п.п.2 ст. 4 Закона челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение финансовых средств в местные бюджеты из областного фонда компенсаций, предназначенные для осуществления переданных государственных полномочий, использовать их по целевому назначению.

В соответствии со ст. 6 вышеназванного Закона Челябинской области осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных, в том числе обеспечение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

С учетом изложенного, нарушенные права Алексеевой И.В. подлежат восстановлению путем возложения на администрацию Златоустовского городского округа обязанности предоставить ей вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 9 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

Требование прокурора о минимальном размере предоставляемого помещения в 10 кв.м. удовлетворено быть не может по вышеизложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Алексеевой И.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа «О постановке на учет несовершеннолетних Алексеевых И. и Евгения, нуждающихся в жилье» от ДД.ММ.ГГГГ -р».

Признать за Алексеевой И.В. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа предоставить Алексеевой И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, площадью не менее 9 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий                                                   С.Л. Закирова

РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ