Дело № 2-2469/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2011 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Максимова А.Е.
при секретаре Ковалевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста в интересах Окишевой В.В. к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Златоуста обратился в суд в интересах Окишевой В.В. с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрации ЗГО) о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (37,3 кв.м.) отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной на основании обращения Окишевой В.В., установлено, что она на основании постановления главы г. Златоуста от 19 апреля 1993 года № 257/1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. С 12 апреля 2004 года Окишевой В.В. установлена инвалидность 2 группы бессрочно. На основании договора купли продажи от 25 июля 1997 года Окишева является собственником <адрес> в г. Златоусте общей площадью 37,3 кв.м. В связи с тем, что Окишева В.В. была обеспечена общей площадью жилого помещения больше учетной нормы, распоряжением главы Златоустовского городского округа от 25 июня 2010 года № 1637 она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решением комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания от 17 мая 2011 года <адрес> в г. Златоусте признана непригодной для проживания, так как не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению (квартира расположена в цокольном этаже многоквартирного жилого дома). 14 октября 2011 года Окишевой В.В. предъявлено требование о сносе жилого дома в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ в течение 6 месяцев с момента получения требования, однако решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу уполномоченный орган о признании жилого помещения непригодным для проживания не принимал, отсутствуют сведения и о принятии решения о развитии застроенной территории.
При таких обстоятельствах требование Окишевой В.В. о сносе жилого дома и изъятии жилого помещения путем выкупа является неправомерным. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как указал Конституционный суд РФ в определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в указанном Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Окишева В.В., 1937 года рождения, является инвалидом-колясочником, не способна к самостоятельному передвижению, не работает, получает пенсию. В силу сложившихся жизненных обстоятельств не способна самостоятельно обеспечить себя жилым помещением, отвечающим установленным требованиям.
В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Истец Окишева В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Крестьянникова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Костина Н.Д. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
В письменном отзыве на иск указала, что распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 27 июня 2011 года № 839-р «О признании жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, так как не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Квартира, расположенная по указанному адресу, включена в Реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории Златоустовского городского округа на 01 августа 2011 года.
Для граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, на территории Златоустовского городского округа действует подпрограмма «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания», являющаяся частью долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации ЗГО от 10 февраля 2011 года № 54-п. В соответствии с пунктом 5 указанной подпрограммы жилые помещения, приобретенные для целей подпрограммы предоставляются, в том числе, собственникам, переселяемым из жилых помещений многоквартирных домов, признанных аварийными, при условии включения их в Реестр аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда на территории ЗГО.
Согласно пункту 15 подпрограммы жилые помещения предоставляются собственникам в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с пунктом 5 распоряжения Администрации ЗГО от 27 июня 2011 г. № 839-р, Межведомственная комиссия по распределению жилья ЗГО будет рассматривать вопрос по распределению квартир гражданам, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания, согласно вышеуказанной подпрограмме долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы.
В результате чего, с Окишевой В.В. возможно заключение соглашения о выкупе квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, либо предоставление другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого. До предоставления Окишевой В.В. жилого помещения взамен изымаемого она вправе обратиться в отдел жилищной политики Администрации ЗГО с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда. Кроме того, на сегодняшний день свободных благоустроенных квартир, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам на территории Златоустовского городского округа нет (л.д. 28-29).
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1).
В силу п.п. 1 ч. 2 указанной статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч. 3).
На основании ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Окишева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно (копия справки МСЭ, л.д. 19-20)
На основании договора купли-продажи от 25 июля 1997 года Окишева В.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 12-13). Договор удостоверен нотариусом и зарегистрирован в БТИ г. Златоуста.
Как установлено судом, 12 марта 2010 года Окишева В.В. обратилась с заявлением на имя главы Златоустовского городского округа о включении в список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории Челябинской области в соответствии с Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года (л.дл. 11).
Распоряжением Администрации ЗГО от 25 июня 2010 года № 1637-р (л.д. 10) Окишева В.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Вступившим в законную силу решением Златоустовского городского суда от 27 сентября 2011 г. прокурору г. Златоуста в удовлетворении исковых требований в интересах Окишева В.В. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным в части распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признании права на получение мер социальной поддержки отказано (л.д. 50-51).
Согласно Акту обследования помещения по адресу: <адрес> от 27 апреля 2011 года № 12 (л.д. 14-15), жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, так как не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению согласно п. 12, 23, 25 ч. II «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, а именно:
отметка пола жилого помещения квартиры находится ниже планировочной отметки земли, в помещениях кухни, ванны, туалета отсутствует вентиляция, помещение кухни не имеет естественного освещения.
Комиссией рекомендовано произвести отселение жителей из квартиры и ее перевод в разряд нежилых помещений.
Заключением Межведомственной комиссии от 17 мая 2011 года № 12 указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания по тем же основаниям (л.д. 16-17).
14 сентября 2011 года заместителем главы Златоустовского городского округа по инфраструктуре на имя Окишевой В.В. направлено требование о сносе занимаемого жилого помещения в связи с тем, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).
Согласно справке МУП «РКБ», копии лицевого счета (л.д. 21), Окишева В.В. с 12.08.1997 г. постоянно зарегистрирована в <адрес> в г. Златоусте. Общая площадь указанной квартиры составляет 37,3 кв.м., жилая площадь – 12,2 кв.м.
Общая площадь указанной квартиры превышает установленную Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 6 мая 2009 г. N 22-ЗГО "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений" учетную норму площади жилого помещения - 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и в отдельных квартирах многоквартирных домов.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора и предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма суд полагает обоснованными.
В силу прямого указания законодательства, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 05 марта 2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В ходе производства по делу установлено, что Окишева В.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 37,3 кв.м., зарегистрирована в указанном жилом помещении одна, в связи с чем Распоряжением Администрации ЗГО от 25 июня 2010 года № 1637-р снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Размер пенсии Окишевой В.В., составляет 10 352 рубля 34 копейки в месяц (справки УПФР в г. Златоусте), что не позволяет отнести ее к категории малообеспеченных граждан. С заявлением о признании ее малоимущей истец в установленном порядке не обращалась.
Таким образом, применительно к истцу отсутствуют условия, наличие которых обязательно для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма – нахождение на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и материальное положение, позволяющее признать истца малоимущей и не позволяющее обеспечить себя самостоятельно жилым помещением.
Окишева В.В. самостоятельно за счет собственных средств приобрела жилое помещение, характеристики и состояние которого с момента его приобретения в 1997 г. не ухудшились, и на момент рассмотрения дела не может быть признана лишившейся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы ее контроля.
С заявлением о предоставлении ей жилого помещения в маневренном жилом фонде Окишева В.В. также не обращалась.
При таких обстоятельствах признание принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения непригодным для проживания не влечет получение ею права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с подпрограммой «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 10 февраля 2011 года № 54-п, жилые помещения, приобретенные (построенные) для целей Подпрограммы, предоставляются собственникам, переселяемым из жилых помещений многоквартирных домов муниципального жилищного фонда, признанных аварийными и подлежащими сносу, в собственность (п.п. 2 п. 5).
Жилые помещения предоставляются собственникам в случае, предусмотренном ч. 8 ст. 32 ЖК РФ (п. 15 Подпрограммы).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, нарушенные права Окишевой В.В. могут быть восстановлены путем участия в подпрограмме «Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания».
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Окишевой В.В. о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (37,3 кв.м.) отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и находящееся в черте г. Златоуста удовлетворению не подлежат.
Ссылку прокурора г. Златоуста в обоснование своих требований на Определение Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» суд находит несостоятельной, поскольку в данном определении Конституционный суд не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Окишева В.В. малоимущей не является, жилое помещение не утратила.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора города Златоуста в интересах Окишева В.В. к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов
Решение не вступило в законную силу