о признании недействительным распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении



дело № 2-2517/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                                        29 ноября 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Фроловой Г.А.,

при секретаре                    Решетниковой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмова Е.И. к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности восстановить в числе участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»,

у с т а н о в и л :

    Храмов Е.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать распоряжение администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы» недействительным, обязать администрацию ЗГО восстановить его и членов его семьи в числе участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы».

    В обоснование своих требований истец сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ семья истца в составе истца, его жены Храмовой А.Б. и детей ФИО5, ФИО6, Храмову Е.И. была признана нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЗГО было принято распоряжение о признании семьи истца участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» долгосрочной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы» на основании решения комиссии по реализации указанной программы. Семья истца зарегистрирована в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ, с момента рождения третьего ребенка семья истца проживает в двухкомнатной квартире по договору найма по адресу: <адрес>, в связи с тем, что проживание в однокомнатной квартире с тремя детьми невозможно. Иных помещений для проживания у семьи нет. ДД.ММ.ГГГГ истцу поступило извещение о том, что распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи сняты с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» в связи с достижением возраста, превышающего 35 лет. Истец считает, что указанным распоряжением нарушены конституционные права его и членов его семьи. Доводы ответчика о превышении возраста истца установленной границы не имеют правового значения, так как в соответствии с Программой, действующей на дату обращения истца с заявлением, необходимо было соответствие условию о недостижении супругами возраста 35 лет. Семья истца была правомерно включена в число участников Программы, так как супругам Храмовым на момент включения в состав участников еще не исполнилось 35 лет. Поэтому, несмотря на достижение истцом возраста 35 лет, на дату включения в Программу его семья приобрела и сохраняет право на участие в Программе. Изменение в последующем правил Программы не влияет на правомерность включения семьи в состав участников.

    В порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Храмова А.Б.

    Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает.

    Представитель ответчика администрации ЗГО Гареева О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поскольку порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В список молодых семей – участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не включаются молодые семьи – участников Программы, возраст одного из супругов в которой либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет. Молодая семья при достижении возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников программы. Однако, несмотря на то, что истцу Храмову Е.И. на момент формирования списка исполнилось 36 лет, администрация включила семью Храмовых в список, состоящий из 13 семей, который был направлен на утверждение в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. У администрации ЗГО претензий к семье истца не было. Однако от Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области поступила информация о том, что семья Храмовых не соответствует условиям программы о возрасте участников. В связи с чем Администрация ЗГО была вынуждена снять истца и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы.

    Третье лицо Храмова А.Б. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

    Представитель третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

    Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Храмова Е.И.

    Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010г. утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы». Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г.г.».

Согласно п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 года № 250-П утверждена областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2011 - 2015 годы», в рамках которой принята Подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», предусматривающая аналогичные условия для признания молодой семьи участником подпрограммы.

Постановлением администрации Златоустовского городского округа от 10.02.2011г. № 54-п утверждена подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий целевой программы «Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015гг.»

Согласно п. 21 Подпрограммы, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные администрацией ЗГО нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Храмов Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения и Храмова А.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о заключении брака, л.д.12) и имеют на иждивении троих несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении, л.д.13), ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении, л.д.14), Храмову Е.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении, л.д.15).

Семья Храмовых зарегистрирована в однокомнатной квартире по адресу: <адрес> (справка, л.д.10), принадлежащей на праве общей долевой собственности Храмову Е.И., доля в праве ? (свидетельство о регистрации права, л.д.11). Фактически, как следует из пояснений истца, семья Храмовых после рождения третьего ребенка проживает на основании договора поднайма в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Храмов Е.И. обратился с заявлением к Главе Златоустовского городского округа с заявлением о признании его семьи нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» (л.д.34)

Распоряжением Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ семья Храмовых в составе пяти человек была признана нуждающейся в предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья с целью принятия на учет в качестве участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д.37).

Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Список молодых семей – участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году» (л.д.35-36).

Согласно указанному распоряжению семья Храмовых в составе пяти человек была признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и участницей подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы». Семья Храмовых была включена в список за № 2. Указанная информация отделом жилищной политики администрации ЗГО была доведена до сведения Храмова Е.И. (л.д.5).

Далее, распоряжением администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Челябинской области от 05.10.2011г. № 355-п в подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010г. № 25-п и на основании решения жилищной комиссии Златоустовского городского округа (протокол № 4 от ДД.ММ.ГГГГ) семья Храмовых в составе пяти человек была снята с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы» утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 10.02.2011г. № 54-п, в связи с достижением возраста превышающего 35 лет (л.д. 9, 33).

Снятие администрацией ЗГО семьи Храмовых с учета граждан, признанных ранее нуждающимися в предоставлении субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья в качестве участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» суд считает законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно п. 21 приложения № 3 Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

В соответствии с п. 2 Приложения 4 «Порядок формирования органом местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году) к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010г. № 250-п (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Челябинской области от 05.10.2011г. № 355-п), формирование списка молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляет орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует список молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его государственному заказчику подпрограммы - Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области на бумажном и электронном носителях по форме согласно приложению 7 к настоящей подпрограмме (п. 3 указанного Приложения).

Список молодых семей-участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируется органом местного самоуправления в той же хронологической последовательности, в какой молодые семьи были признаны участницами подпрограммы, исходя из средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной подпрограммы в планируемом году, утверждается главой муниципального образования Челябинской области и скрепляется печатью.

В список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не включаются молодые семьи - участники подпрограммы, возраст одного из супругов в которой либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет.

Молодая семья при достижении возраста одного из супругов либо одного родителя в неполной семье, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из числа участников подпрограммы (п.4 указанного Приложения).

При этом при формировании списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году орган местного самоуправления руководствовался очередностью включения молодых семей в списки молодых семей - участников подпрограммы, который формируется в той же хронологической последовательности, в какой молодые семьи были признаны участниками подпрограммы, исходя из средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной подпрограммы в планируемом финансовом году, а также с учетом права на получение социальной выплаты в первоочередном порядке молодых семей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Действующее законодательство не предусматривает безусловного права молодой семьи на получение данной социальной выплаты в том же или следующем за годом признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий году.

ДД.ММ.ГГГГ Храмову Е.И. исполнилось 36 лет (паспорт, л.д.16-18), в связи с чем оспариваемым распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ семья Храмовых была снята с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы» утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 10.02.2011г. № 54-п.

Тот факт, что семья Храмовых изъявила желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья ДД.ММ.ГГГГ не может повлиять на выводы суда, так как данные обстоятельства не означают безусловного права на получение мер государственной поддержки.

П.5 действующих на момент постановки семьи Храмовых на учет Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ № 285 от 13.05.2006 года, также было предусмотрено, что

участницей подпрограммы может быть молодая семья, где возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Аналогичное положение было предусмотрено п.п. 4 п. 31 областной подпрограммы, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют формирование списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы до 01.09. года, предшествующего планируемому. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье, являющейся претендентом на получение социальной выплаты в планируемом году на дату предоставления названного списка государственному заказчику подпрограммы, не должен превышать 35 лет.

Таким образом, при утверждении подпрограмм обеспечения жильем молодых семей было установлено возрастное ограничение на участие в подпрограмме и определен момент на который определяется возраст супругов – на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Поскольку право на получение данной социальной выплаты связано с установленным критерием возраста супругов, то Храмов Е.И., который ДД.ММ.ГГГГ достиг предельного возраста, дающего ему право на получение указанной выше меры государственной социальной поддержки, утратил право на его включение в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, независимо от того, принято или нет решение органом местного самоуправления об исключении его из списков граждан, изъявивших желание на участие в подпрограмме.

При этом права граждан, не подпадающих под действие рассматриваемой подпрограммы, но также нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ущемляются, поскольку они, и в частности семья истцов Храмовых, не лишены возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах суд считает, что решение администрации ЗГО о снятии семьи Храмовых с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы» долгосрочной целевой Программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2011-2015 годы» утвержденной постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 10.02.2011г. № 54-п, в связи с достижением возраста, превышающего 35 лет, не может быть расценено, как нарушающее права и свободы истцов, создающее препятствия к осуществлению ими гарантированного ч. 1 ст. 40 Конституции РФ права на жилище, в связи с чем, исковые требования Храмова Е.И. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Храмова Е.И. и членов его семьи с учета граждан, признанных ранее участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2015 годы» недействительным, обязании Администрации Златоустовского городского округа восстановить Храмова Е.И. и членов его семьи в числе участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий на 2011-2012 годы Храмову Е.И. отказать.

    Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:                Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу