о назначении пенсии



дело № 2-2492/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                                        23 ноября 2011 года

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Фроловой Г.А.,

при секретаре                    Решетниковой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чинёновой Л.Н. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте» о назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

    Чинёнова Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения «Управления пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее по тексту УПФР в г. Златоусте) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей трудовой пенсии, включить в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УПФР в г. Златоусте назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

    В обоснование своих требований истица сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ей было отказано, так как к зачету в трудовой стаж не принят период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя специализированного дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики Муниципального учреждения управления здравоохранения города Златоуста. Наименование учреждения, в котором в указанный период работала истица не соответствует Спискам профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность в которых дает право на выслугу лет. Специальный трудовой стаж истицы составляет 22 года 05 месяцев 16 дней, которого недостаточно для назначении досрочной трудовой пенсии.

    В судебном заседании истица на удовлетворении своих требований настаивает.

    Представитель ответчика УПФР в г. Златоусте Сидорова Н.К. исковые требования не признала, считает, что решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии принято законно и обоснованно. Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ был исключен из специального стажа, поскольку работодателем была представлена справка о том, что ДД.ММ.ГГГГ Дом ребенка вошел в состав Муниципального учреждения управление здравоохранения, то есть учреждение стало структурным подразделением и утратило статус юридического лица. Кроме того, в выписке из лицевого счета истицы, в которой зафиксирован весь трудовой стаж истицы, указанный период проставлен без кода особых условий труда. Указанный период был исключен из специального стажа истицы, так как наименование учреждения не соответствует Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067. Право истицы на получение досрочной трудовой пенсии рассмотрено с учетом ранее действовавшего законодательства, что не нарушает конституционные права истицы. Кроме того, Специализированный «Дом ребенка» для детей с пораженной центральной нервной системы и нарушением психики» как структурное подразделение Муниципального учреждения Управление здравоохранения не предусмотрено пунктом 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 и документально не подтвержден статус юридического лица данного учреждения. С 31.07.1992г. педагогические учреждения должны иметь статус юридического лица. Учреждения, созданные после 08.12.1994г. наличие статуса подтверждают документами о регистрации. В данном случае документы о регистрации учреждения, в котором работала истица в указанный период, как юридического лица отсутствуют.

    Представитель третьего лица Государственного учреждения здравоохранения «Областной дом ребенка № 7 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» Щербакова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и пояснила, что, несмотря на то, что учреждение неоднократно меняло свое наименование, оно исполняло одни и те же функции педагогическую и медицинскую. В Доме ребенка содержатся дети от рождения и до четырех лет. Чинёнова Л.Н. работает в должности воспитателя и на протяжении всего времени выполняла одни и те же функции, в том числе в спорный период.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования Чинёновой Л.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники имеют право на получение пенсии по выслуге лет в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ (далее по тексту Закон о трудовых пенсиях», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании пояснений истицы и материалов дела Чинёнова Л.Н. начиная ДД.ММ.ГГГГ постоянно осуществляет педагогическую деятельность, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем ясли-сада № 69 в Жилищно-коммунальной конторе треста ЗАО «Златоустметаллургстрой», а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности воспитателя ГУЗ «Областной дом ребенка № 7 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». При этом учреждение, в котором работает истица неоднократно меняло свое наименование, так в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица работала в должности воспитателя ГУЗ «Областной дом ребенка № 7 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного «Дома ребенка» для детей с пораженной центральной нервной системы и нарушением психики» Муниципального учреждения управления здравоохранения города Златоуста (трудовая книжка, л.д.4-8, протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, л.д.10-12).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с наличием требуемого 25-летнего специального стажа (л.д.15-16).

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Златоусте рассмотрела вопросы реализации пенсионных прав Чинёновой Л.Н. и пришла к выводу, что в специальный трудовой стаж Чинёновой Л.Н. не могут быть учтены периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска без содержания заработной платы;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного «Дома ребенка « для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» Муниципального учреждения здравоохранения города Златоуста, поскольку наименование учреждения как МУУЗ не соответствует Спискам профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, Спискам должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067. Специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики как структурное подразделение Муниципального учреждения управления здравоохранения не предусмотрено п.5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 и документально не подтвержден статус юридического лица данного учреждения (л.д.10-12).

Таким образом, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ решением УПФР в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ Чинёновой Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п.1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях было отказано (решение, л.д.4).

Специальный трудовой стаж Чинёновой Л.Н. засчитан продолжительностью 22 года 5 месяцев 16 дней.

Суд находит отказ Чинёновой Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии и не включение в специальный трудовой стаж указанного периода незаконным по следующим основаниям.

В списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., действовавшего до 13.11.2002г., в п. 1 Перечня должностей указана должность «воспитатель», в п.2 «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наименования учреждений предусмотрено наименование учреждения: специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии.

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, в пункте 1 Перечня должностей указана должность «воспитатель», в п. 1.3 «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Перечня учреждений предусмотрены виды учреждений: детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии.

    Как следует из пояснений истицы, записей в ее трудовой книжке (л.д.4-8), справке о работе, дающей право для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д.20) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, истица работает в должности воспитателя в Доме ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики. За периоды работы истицы учреждение неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, в том числе в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности воспитателя Специализированного «Дома ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» Муниципального учреждения управления здравоохранением города Златоуста.

    Из исторической справки (л.д.21) следует, что «Дом ребенка» был организован ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Президиума Златоустовского исполкома.

    - согласно утвержденной номенклатуре «Домов ребенка» приказом № 1060 от 22.09.87г. МЗ СССР с сентября 1987 года «Дом ребенка» города Златоуста стал именоваться: специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики;

    - на основании постановления Главы администрации г. Златоуста № 215(1) от 05.04.1993г. «Дом ребенка» получил свидетельство о государственной регистрации № 437 сери ЗЛ-ЧЛ и стал наименоваться Муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) специализированный «Дом ребенка» с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.

    - согласно постановлению Главы города № 41 от 27.01.1999г. специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики вошел в состав МУУЗ (Муниципального учреждения управления здравоохранения) города Златоуста.

    - согласно постановлению Главы г. Златоуста № 1082 от 14.08.2001г. муниципальное учреждение здравоохранения специализированный «Дом ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики выделен из структуры муниципального учреждения здравоохранения г. Златоуста и имеет статус юридического лица;

    - согласно постановлению Правительства Челябинской области от 17.11.2005г. № 215-П муниципальное учреждение здравоохранения специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики принято в государственную собственность Челябинской области;

    - на основании приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 07.12.2005г. № 422 муниципальное учреждение здравоохранения специализированный Дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики переименовано в государственное учреждение здравоохранения «Областной дом ребенка № 7 специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

    Согласно постановлениям Главы г. Златоуста № 93 от 21.07.1999г., № 94 от 27.01.1999г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Дом ребенка» было ликвидировано путем присоединения к муниципальному учреждению «Управление здравоохранения» (л.д.36, 37).

    Приказом начальника управления здравоохранения № 105 от 30.08.2000г. МЛПУЗ «Дом ребенка» было выделено в самостоятельное юридическое лицо (л.д.22).

    Однако, несмотря на переименования, основной целью деятельности Дома ребенка когда оно действовало в качестве самостоятельного юридического лица и когда входило в качестве структурного подразделения в состав управления здравоохранения, являлось воспитание и оказание медицинской помощи детям-сиротам с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детям с дефектами умственного и физического развития независимо от наличия обоих родителей, основными видами деятельности являлись и являются медицинская и образовательная деятельность (Уставы, л.д. 42-51, 52-67).

Такие же цели деятельности определены в предусмотренных Списками образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Само по себе не соответствие наименования учреждения Спискам не может повлечь ограничение прав истицы на досрочное пенсионное обеспечение.

Из пояснений истицы и представителя третьего лица следует, что за весь период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ независимо от наименования и статуса учреждения в котором она работала, ее должностные обязанности оставались неизменными: она работала с детьми, осуществляла воспитательную работу, работу по уходу за детьми, по охране жизни и деятельности детей. Указанные обстоятельства подтверждаются должностными обязанностями воспитателя (л.д. 23-25, 33-35).

Ссылку представителя ответчика на то, что работодатель сам исключил из специальной трудовой деятельности Чинёновой Л.Н. спорный период, указав в таблице трудовой деятельности застрахованного лица периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без кода педагогической деятельности суд не находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Основным критерием назначения пенсии по п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с особыми условиями труда педагогическим работникам является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом, пенсионным законодательством урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения – вид профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимых для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

Право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся педагогической деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности (вида работ), а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица.

Закон РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно – правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения для детей, его организационно – правовую форму, наличие статуса юридического лица, наличие в наименовании учреждения типа и вида учреждения.

Данный вывод подтверждается положением ст. 55 Федерального Закона «Об образовании» о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений, наличием статуса юридического лица.

С учетом изложенного, исключение из специального трудового стажа истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя специализированного «Дома ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Муниципального учреждения управление здравоохранением г. Златоуста, является незаконным. Следовательно, указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж истицы.

С учетом периода, подлежащего включению в специальный стаж истицы, ее специальный трудовой стаж составит 25 лет 03 дня (22 года 05 месяцев 16 дней + 2 года 06 месяцев 17 дней).

Поскольку специальный педагогический стаж продолжительностью 25 лет Чинёновой Л.Н. на момент подачи заявления о назначении пенсии выработан, ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Чинёновой Л.Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чинёновой Л.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Златоусте» назначить Чинёновой Л.Н. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный трудовой стаж Чинёновой Л.Н. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Специализированного «Дома ребенка» для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики Муниципального учреждения управления здравоохранения города Златоуста.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий:                    Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу