установление административного надзора



Дело № 2-2459/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст 01 декабря 2011 года

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Подымовой Н.В., при секретаре Стерляжниковой А.А., с участием помощника прокурора г. Златоуста Челябинской области Шаповаловой Л.Н., представителя МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области Грудина М.И., заинтересованного лица Петрова Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области гражданское дело по заявлению Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Петрова Ю.М.,

у с т а н о в и л :

Межмуниципальный отдел МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области (далее МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области) обратился в суд с заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Петрова Ю.М.

В обоснование заявления указано, что 11 августа 2006 года Петров Ю.М. освободился после отбытия наказания из исправительного учреждения ФГУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, где отбывал наказание по приговору Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ (изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста), в виде лишения свободы сроком 10 лет. На основании ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить административный надзор в отношении Петрова Ю.М. на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, установив административные ограничения в виде: запрещения выезда за пределы г. Златоуста Челябинской области; запрещения пребывания вне жилого помещения в период времени с 22-00 часов до 06-00 часов; обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства 2 раза в месяц – каждую 1 и 3 пятницу месяца.

В судебном заседании представитель МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области Грудин М.И. настаивал на удовлетворении заявления по основаниям, в нем изложенным.

В судебном заседании заинтересованное лицо Петров Ю.М. с заявлением МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области не согласился, возражал против установления в отношении него административного надзора и временного ограничения его прав и свобод путем установления указанных в заявлении административных ограничений.

В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Челябинской области Шаповалова Л.Н. поддержала заявление МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области, находит его обоснованным.Просит установить за Петровым административный надзор, установить в отношении Петрова указанные в заявлении ограничения.

Заслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд находит требования МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.

Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон № 64-ФЗ от 06.04.2011г.), вступившим в силу 01 июля 2011 года, предусмотрена возможность установления в отношении определенной категории лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и перечисленных в тексте указанного Федерального закона, административного надзора, который заключается в наблюдении органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод (административных ограничений), а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 1).

    В соответствии со ст. 2 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте настоящего Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статьей 6 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Согласно положениям ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи. То есть по смыслу закона в отношении указанной категории лиц административный надзор устанавливается судом по заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел в обязательном порядке независимо от каких-либо условий.

Как следует из представленных суду материалов, приговором Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года Петров Ю.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ) – изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста, с применением насилия и использованием ее беспомощного состояния, - и ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбывания в исправительной колонии общего режима.

Приговор вступил в законную силу 29 июля 1997 года (л.д. 6-13).

Петров Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом, указанное преступление им было совершено также в совершеннолетнем возрасте.

Согласно справке об освобождении, Петров Ю.М. из мест лишения свободы был освобожден 11 августа 2006 года по отбытии срока наказания (л.д. 4).

Преступление, за которое осужден Петров Ю.М., в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ относилось к категории особого тяжкого. В действующей редакции УК РФ совершенное Петровым Ю.М. преступление также является особо тяжким.

В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Поскольку от отбывания наказания по приговору Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года Петров Ю.М. был освобожден 11 августа 2006 года по отбытии срока наказания, следовательно, срок погашения судимости Петрова Ю.М. по данному приговору истекает 11 августа 2014 года.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011г., учитывая, что судимость по приговору Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года, которым Петров Ю.М. был осужден за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, на настоящий момент в установленном законом порядке не снята и не погашена, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Петрова Ю.М. административного надзора для предупреждения совершения последним повторных преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. При этом суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Часть 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ от 06.04.2011г. содержит закрытый перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре: запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается в соответствии с задачами административного надзора. При этом исходя из смысла закона при установлении административного надзора суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, перечисленных в ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г., так и отдельную их комбинацию с учетом обстоятельств и характера совершенных преступлений, личности поднадзорного лица. Вместе с тем, в любом случае в соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного Закона установление судом поднадзорному лицу административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Преступление, предусмотренное п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ), за совершение которого Петров Ю.М. был осужден приговором Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года, обладает высокой степенью общественной опасности, поскольку в данном случае основным объектом преступного посягательства является половая неприкосновенность, половая свобода, а также нормальное физическое развитие и нравственное воспитание малолетних.

Согласно представленной характеристике (л.д. 21), по месту жительства со слов соседей Петров Ю.М. характеризуется с посредственной стороны, в злоупотреблении спиртных напитков замечен не был, нарушений общественного порядка не допускал, по характеру спокойный, ведет скрытный образ жизни, с соседями не общается. Из пояснений Петрова в судебном заседании следует, что он трудоустроен водителем в АТП.

Административные ограничения, которые предлагает установить МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области в отношении Петрова Ю.М., соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, закрепленному ст. 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. и, по мнению суда, являются разумными с учетом обстоятельств и характера преступления, за которое осужден Петров Ю.М., а также данных о его личности. Указанные меры являются временным ограничением прав и свобод Петрова Ю.М. как лица, освобожденного из мест лишения свободы, и полностью соответствуют задачам административного надзора – предупреждение совершения Петровым Ю.М. новых преступлений, в том числе в отношении малолетних и несовершеннолетних, других правонарушений и оказание на него индивидуального профилактического воздействия. При этом устанавливаемые в отношении Петрова Ю.М. административные ограничения не могут расцениваться как противоречащие положениям ст. 55 Конституции РФ и международным договорам о правах человека, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.

Вместе с тем, устанавливая в отношении Петрова Ю.М. такое административное ограничение, как обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, суд считает необходим согласно п. 5 ч.1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года, ограничиться лишь определением количества таких явок – два раза в месяц, как и предлагает заявитель, поскольку график прибытия по решению суда поднадзорного лица в территориальный орган на регистрацию в соответствии с п. 6.2 и приложением № 3 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818, утверждается начальником территориального органа МВД и доводится до сведения поднадзорного лица под роспись.

    Согласно ст. 5 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г., регламентирующей сроки установления административного надзора, в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 указанного Закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как уже указывалось выше, судимость Петрова Ю.М. по приговору Судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 10 апреля 1997 года погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть 11 августа 2014 года. Следовательно, административный надзор в отношении Петрова Ю.М. должен быть установлен на срок до 11 августа 2014 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 261.8 ГПК РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», суд

р е ш и л :

Заявление Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Петрова Ю.М., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на срок до 11 августа 2014 года.

Установить в отношении Петрова Ю.М. на срок административного надзора административные ограничения:

- запрещение выезда за пределы Златоустовского городского округа Челябинской области;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Петрова Ю.М., с 22-00 часов вечера до 06-00 часов утра;

- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Подымова

    Решение в законную силу не вступило.