о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оборудованию объекта в соответствии с правилами пожарной безопасности



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                     г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.

при секретаре Бедрик М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области Киртьянова А.Г., представителя ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области Гладышева С.В.,

гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по оборудованию объекта в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской (далее ФКУ СИЗО-4) области, в котором просит

признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-4 по материально-техническому обеспечению объектов следственного изолятора в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в части:

-отсутствия в корпусе №, столярном участке установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа;

- использования горючей отделки – масляной краски на стенах в отряде по хозяйственному обслуживанию, панелей пластиковых декоративных и корпусах №;

- невыполнения планов эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех помещениях ФКУ СИЗО-4;

обязать администрацию ФКУ СИЗО-4 оборудовать объекты следственного изолятора в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а именно:

- выполнить планы эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех помещениях ФКУ СИЗО-4;

- смонтировать установки автоматической пожарной сигнализации в корпусе № столярном участке;

- смонтировать систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в корпусе №, столярном участке (л.д. 2-7).

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ Челябинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с ОНД № 1 ЗГО УНД ГУ МЧС России по Челябинской области осуществлен обход всех административных, вспомогательных и складских помещений, принадлежащих на праве оперативного управления ФКУ СИЗО-4. Проведенной проверкой пожарной безопасности объектов ФКУ СИЗО-4 установлено, что корпус № в 4-х этажном здании, столярный участок в нарушение ч.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п.14 ППБ 110-03 п. 6.1 таблицы 1, п.5.1 НПБ 104-03, п. 18 таблицы 2, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. В отряде по хозяйственному обслуживанию, корпусах № в 4-х этажных зданиях, корпусе № в 3-х этажном здании, в нарушение ч.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ, п. 53 ППБ 01-03 для отделки путей эвакуации используется горючая отделка - масляная краска на стенах в отряде по хозяйственному обслуживанию, панели пластиковые декоративные в корпусах №1,2. Планы эвакуации в нарушение требований ГОСТ Р 12.2.143-2009 выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов. Таким образом, администрацией ФКУ СИЗО-4 не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, состояние защищенности от пожара, гарантированное ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» (л.д. 2-7).

В судебном заседании старший помощник Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Киртьянов А.Г. настаивал на удовлетворении заявленных требований в части, не настаивает на рассмотрении по существу требования о возложении на ответчика обязанности по монтажу установок автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа в корпуса №, поскольку эти работы ответчиком на момент рассмотрения дела по существу выполнены.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области Гладышев С.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-75), из которого следует, что согласно п. 5.8. Устава ФКУ СИЗО-4 финансируется из средств федерального бюджета целевым назначением. Распорядителем бюджетных средств для учреждения является вышестоящий орган – ГУФСИН России по Челябинской области. ДД.ММ.ГГГГ учреждение направило в ГУФСИН области предложения о потребности в средствах федерального бюджета на плановый период ДД.ММ.ГГГГ., которым предусмотрена потребность для оснащения объектов противопожарной автоматикой, в том числе режимный корпус №, столярная мастерская. Реестром от ДД.ММ.ГГГГ учреждению направлено финансирование по статье 310 (увеличение стоимости основных средств) в размере 40000 руб., по статье 226 (прочие работы, услуги) в размере 250000 руб. Данные средства реализованы следующим образом: закуплены огнетушители и пожарные рукава; для выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией учреждением подготовлен пакет документов для размещения заказа путем запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.20-05г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ДД.ММ.ГГГГ направлен в ГУФСИН области для согласования. Письмом ГУФСИН области от ДД.ММ.ГГГГ учреждению разрешено разместить данный заказ на официальном сайте РФ с поправками. ДД.ММ.ГГГГ извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте. По результатам рассмотрения оценки котировочных заявок с потребителем ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт. Выполнены работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте: режимный корпус №.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ учреждение обратилось в ГУФСИН области с просьбой разрешить заключить договор выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте: режимный корпус № (1 этаж). Письмом ГУФСИН области от ДД.ММ.ГГГГ учреждению разрешено заключить договор. Учитывая значимость данных работ, до получения официального разрешения, ДД.ММ.ГГГГ между учреждением и ООО «РосПожСервис» заключен договор № В настоящее время данные работы выполнены. Реестром от ДД.ММ.ГГГГ учреждению направлено финансирование по статье 226 в размере 80000 руб. В последующем из данных средств отозвано 10000 руб. ДД.ММ.ГГГГ между учреждением и ООО «РосПожСервис» заключен договор №. В настоящее время также выполнены работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте: режимный корпус № (2-4 этаж).

Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией ФСИН России проведена плановая инспекторская проверка ГУФСИН области и подведомственных учреждений. По результатам инспектирования составлен план реализации предложений по устранению выявленных недостатков. Планом предусмотрены предложения: дооборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре объекты учреждений в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 31.03.2005г. №222 – срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; произвести демонтаж горючей отделки путей эвакуации в зданиях учреждений ГУФСИН области – срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ На основании указанного плана в учреждении разработан и ДД.ММ.ГГГГ утвержден план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. В план включены указанные выше мероприятия с аналогичными сроками выполнения.

Планы эвакуации в учреждении имеются, они выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов, поскольку учреждение в своей деятельности руководствуется Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными приказом ФСИН России от 30.03.2005г. №214, Приложением №2 к которым установлены требования к составлению планов эвакуации. Согласно п. 8 Требований допускается использовать для выполнения планов эвакуации несветящиеся материалы, фон плана эвакуации должен быть белым – для несветящихся материалов (п.9 Требований). ГОСТ Р 12.2.143-2009 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009г. № 260-ст. В ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками группы пожарной профилактики учреждения изучен рынок товаров, работ, услуг. В результате проведенного мониторинга цен установлена цена одного плана эвакуации на основе фотолюминесцентных материалов, которая ориентировочно составляет 2300 руб. Для заказа и приобретения данных планов необходимы средства в размере ориентировочно 80500 руб. Кроме того, сотрудниками группы пожарной профилактики в целях определения потребности учреждения в денежных средствах для проектирования монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения вправления эвакуацией на объекте: столярная мастерская проведен мониторинг, по результатам которого определена потребность в сумме 43000 руб. Денежные средства на указанные цели до настоящего времени учреждению не выделены. ДД.ММ.ГГГГ в ГУФСИН области дополнительно направлен запрос на выделение денежных средств.

ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Киртьяновым А.Г. была проведена проверка в отношении помещений учреждения, выявлены уже известные недостатки. По результатам проверки составлен акт, каких-либо предписаний, предостережений, представлений учреждению не направлялось, сроки для устранения выявленных нарушений не устанавливались.

Учреждение считает, что выполнило все необходимые действия для оборудования объектов учреждения в соответствии с установленными требованиями, провело много мероприятий, реализовало все выделенные на эти цели средства и в настоящее время продолжает данную работу.

Представители третьих лиц ОНД №1 ЗГО УНД ГУ МЧС России по Челябинской области, ГУФСИН России по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 112-114а).

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области, находящееся по адресу: <адрес>, является федеральным казенным учреждением (п. 1.1 Устава – л.д. 28-42). Учредителем Учреждения является Российская Федерация, собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (п.1.2. Устава).

Имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ (п. 5.2. Устава).

Источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения (п. 5.8., 5.9. Устава).

Требованиями ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ предусмотрено, что для обеспечения безопасности граждан, а также предотвращения и минимизации последствий пожара, федеральными органами исполнительной власти – МЧС России установлены требования пожарной безопасности, то есть специальные условия социального и технического характера необходимые для обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности», под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ч. 2, 3 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с вышеуказанным законом приказом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с п. 6.1. таблицы 1 приложения к п. 14 НПБ 110-03 защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией подлежат общежития, специализированные жилые дома для престарелых и инвалидов. Также в данных зданиях должна быть смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа согласно п.18.табл.2 п.5.1. НПБ

ДД.ММ.ГГГГ прокурором была проведена проверка пожарной безопасности на объектах ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН по Челябинской области», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11). В числе других нарушений были выявлены: отсутствие в корпусе № на столярном участке установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; использование горючей отделки – масляной краски на стенах в отряде по хозяйственному обслуживанию, панелей пластиковых декоративных в корпусах №№ ; наличие планов эвакуации из помещений, на случай возникновения пожара, выполненных не на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Основываясь на результатах проверки, прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии в корпусе №3, столярном участке установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа; использовании горючей отделки – масляной краски на стенах в отряде по хозяйственному обслуживанию, панелей пластиковых декоративных в корпусах №№ а также в том, что планы эвакуации из помещений, на случай возникновения пожара выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Суд считает, что в ходе судебного разбирательства доводы прокурора о бездействии ответчика подтверждения не нашли.

Ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившего в законную силу с 01 мая 2009 года, предусмотрено, что до вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (п. 2 ст. 4).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (п. 3 ст. 4).

На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона).

Как следует из отзыва ФКУ СИЗО-4 на исковое заявление и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, ФКУ СИЗО-4 финансируется из средств федерального бюджета целевым назначением. Распорядителем бюджетных средств для учреждения является вышестоящий орган – ГУФСИН России по Челябинской области (Устав – л.д.28-42).

Судом установлено, что ответчиком и до проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области проверки соблюдения пожарной безопасности на объектах в ФКУ СИЗО-4 велась соответствующая работа по материально-техническому обеспечению в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ учреждение направило в ГУФСИН области предложения о потребности в средствах федерального бюджета на плановый период ДД.ММ.ГГГГ которым предусмотрена потребность для оснащения объектов противопожарной автоматикой, в том числе режимного корпуса №, общей площадью 2640 кв.м., столярной мастерской общей площадью 100 кв.м(л.д. 76-78).

Реестром от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-4 направлено финансирование 40000 руб. и 250000 руб. по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств», ст. 226 «Прочие работы, услуги», ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества на оплату расходов по оснащению объектов средствами пожаротушения и безопасности при пожаре, а также средствами автоматической пожарной сигнализации и обслуживание (л.д.79).

Согласно пояснениям представителя ответчика и отзыва на исковое заявление данные средства реализованы следующим образом: закуплены огнетушители и пожарные рукава; для выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией учреждением подготовлен пакет документов для размещения заказа путем запроса котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.20-05г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ДД.ММ.ГГГГ направлен в ГУФСИН области для согласования. Письмом ГУФСИН области от ДД.ММ.ГГГГ учреждению разрешено разместить данный заказ на официальном сайте РФ с поправками. ДД.ММ.ГГГГ извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте. По результатам рассмотрения об оценке котировочных заявок с потребителем ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт. Выполнены работы по монтажу пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте: режимный корпус №. По результатам размещенного заказа сэкономлено 80500 руб. (л.д.73-75).

Кроме того, указанные прокурором при проведении проверки недостатки были выявлены ранее, что подтверждается планом от ДД.ММ.ГГГГ реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования комиссией ФСИН России деятельности ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100-101), которым предусмотрены работы: по дооборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре объектов учреждения в соответствии с требованиями приказа ФСИН России от 31.03.2005г. №222 со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ; по производству демонтажа горючей отделки путей эвакуации в зданиях Главного управления и учреждений ГУФСИН области со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-101). ДД.ММ.ГГГГ также был утвержден план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования ГУФСИН России по Челябинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97-99), которым также предусмотрены указанные выше работы и сроки их выполнения во всех учреждениях ГУФСИН РФ по Челябинской области.

Из письма и.о. начальника ФКУ СИЗО-4 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80) ГУФСИН России по Челябинской области следует, что ФКУ СИЗО-4 просит разрешение на использование сэкономленных средств на работы по устройству средств автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией в корпусе № (1 этаж) на сумму 80500 руб. А также просит разрешить заключить договор на выполнение вышеуказанных работ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения запроса котировок с ООО «РосПожСервис» - победителем проведенного запроса котировок.

Учитывая значимость данных работ, до получения официального разрешения, ДД.ММ.ГГГГ между учреждением и ООО «РосПожСервис» заключен договор на выполнение работ № (л.д.83-87), на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте режимный корпус № (1 этаж). ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-4 ГУФСИР России по Челябинской области было повторно направлено письмо с просьбой об использовании сэкономленных средств. Письмом ГУФСИН области от ДД.ММ.ГГГГ учреждению разрешено заключить договор с ООО «РосПожСервис» (л.д.82).

Факт проведения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте режимный корпус № (1 этаж) подтверждается локальной сметой на устройство средств АПС и СОУЭ в корпусе № (1 этаж) (л.д.115-120), справкой о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132), актом о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.133-135).

Реестром от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-4 направлено финансирование по ст. 226 «Прочие работы, услуги» на оплату расходов по оснащению объектов средствами автоматической пожарной сигнализации в размере 80000 руб. (л.д.88).

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-4 в ГУФСИН России по Челябинской области направлено письмо № из которого следует, что в целях скорейшего освоения выделенных денежных средств на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы управления эвакуацией в корпусе № (2-4 этаж) ФКУ СИЗО-4 просит разрешения заключить договор на выполнение указанных работ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения запроса котировок с ООО «РосПожСервис» по наименьшей цене мониторинга цен (л.д.89).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ГУФСИН России по Челябинской области дало разрешение на заключение договора без проведения запроса котировок с ООО «РосПожСервис» (л.д.90).

ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ СИЗО-4 и ООО «РосПожСервис» заключен договор на выполнение работ № (л.д.91-95) на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуацией на объекте: режимный корпус № (2-4 этаж).

Факт выполнения работ подтверждается локальными сметными расчетами № , № , № б/н (л.д.121-122, 123-124, 125-126, 127-128), локальной сметой (л.д.129-131), справкой о стоимости выполненных работ и затрат № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.136), актом о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 137-139).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 и 9.1 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 4 Закона).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (п.1 ст.6).

Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (п. 2 ст.6).

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009 № 260-ст для добровольного применения утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» с датой введения в действие 1 июля 2010 года.

Согласно п. 3.21 ГОСТ Р 21.2.143-2009, фотолюминесцентная эвакуационная система (ФЭС): совокупность фотолюминисцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации (п. 3.2.1).

В примечании к п. 4.1 ГОСТ указано, что ФЭС рассчитана на установку по всему зданию, но может ограничиваться определенными частями путей аварийного выхода, где это обоснованно анализом риска.

В соответствии с п. 6.2.7 планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминисцентных материалов.

Как следует из отзыва ответчика на исковое заявление, планы эвакуации в учреждении имеются, они выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов, поскольку учреждение в своей деятельности руководствуется Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными приказом ФСИН России от 30.03.2005г. №214. Приложением №2 установлены требования к составлению планов эвакуации. Согласно п. 8 Требований допускается использовать для выполнения планов эвакуации несветящиеся материалы, фон плана эвакуации должен быть белым – для несветящихся материалов (п.9 Требований). ГОСТ Р 12.2.143-2009 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009г. № 260-ст. В ДД.ММ.ГГГГ.сотрудниками группы пожарной профилактики учреждения изучен рынок товаров, работ, услуг. В результате проведенного мониторинга цен установлена цена одного плана эвакуации на основе фотолюминесцентных материалов, которая ориентировочно составляет 2300 руб. Для заказа и приобретения данных планов необходимы средства в размере ориентировочно 80500 руб. Факт проведения мониторинга цен на изготовление планов эвакуации на фотолюминесцентной основе подтверждается письмами ООО «РосПожСервис» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102), ООО «Фобос-М» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103), ООО «Аларм» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104).

Также, сотрудниками группы пожарной профилактики в целях определения потребности учреждения в денежных средствах для проектирования монтажа автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте: столярная мастерская проведен мониторинг, по результатам которого определена потребность в сумме 43000 руб., что подтверждается письмами ООО «РосПожСервис» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105), ООО «Фобос-М» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106), ООО «Аларм» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107).

С учетом изложенного, суд полагает, что ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области выполняет все необходимые действия для оборудования объектов учреждения в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Следовательно, оснований для удовлетворения требований Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-4 по материально-техническому обеспечению объектов следственного изолятора в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности у суда не имеется.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, неисполнение в полном объеме требований пожарной безопасности вызвано отсутствием у учреждения собственных средств, достаточных для выполнения необходимых работ.

Согласно Уставу, ФКУ СИЗО-4 финансируется из средств федерального бюджета целевым назначением. Распорядителем бюджетных средств для учреждения является вышестоящий орган – ГУФСИН России по Челябинской области (л.д.28-42).

Из отзыва ответчика на исковое заявление и пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что следует, что денежные средства на устранение в полном объеме недостатков, выявленных проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-4 до настоящего времени учреждению не выделены. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ СИЗО-2 в ГУФСИН России по Челябинской области направлен запрос на выделение денежных средств на заказ и приобретение планов эвакуации на основе фотолюминесцентных материалов и проектирование и монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией на объекте столярная мастерская. В связи с отсутствием финансирования, указанные работы до настоящего времени не выполнены.

На основании вышеизложенного, с целью устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, которые носят длительный характер, вызывают угрозу жизни и здоровью граждан, следует возложить на ФКУ СИЗО-4 обязанность по оборудованию объектов следственного изолятора в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, а именно: выполнить планы эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех помещениях учреждения, смонтировать установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2-го типа в столярном участке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Челябинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.

Обязать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области оборудовать объекты следственного изолятора в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, а именно:

- выполнить планы эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех помещениях учреждения;

- смонтировать установку автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2-го типа в столярном участке.

В удовлетворении исковых требований Челябинскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконным бездействия по материально-техническому обеспечению объектов следственного изолятора в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности, выразившегося в отсутствии в корпусе №, столярном участке установок автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа; использовании горючей отделки – масляной краски на стенах в отряде по хозяйственному обслуживанию, панелей пластиковых декоративных и корпусах №; невыполнении планов эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями п. 16ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009 во всех помещениях ФКУ СИЗО-4, – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, вынесший решение.

Председательствующий      Е.Ю.Квашнина

Решение не вступило в законную силу.