Дело № 2-2597/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Ковалевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковского А.Г. к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным в части, возложении обязанности предоставить земельный участок,
у с т а н о в и л :
Жуковский А.Г. обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрации ЗГО) о признании недействительным распоряжения «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» в части утверждения п. 8 протокола комиссии по землеотводам от 20 апреля 2010 года № 1016-р, которым ему отказано в отводе земельного участка, возложении обязанности выделить земельный участок примерной площадью 1 500 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что в январе 2010 года обратился в Администрацию ЗГО с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства с приложением документов, подтверждающих, что права на земельный участок ни за кем не зарегистрированы. В 1998-м году он купил дом по указанному адресу, получил свидетельство о государственной регистрации права собственности. Решением администрации ЗГО от 20 апреля 2010 года № 1016-р, п. 8 в предоставлении земельного участка ему отказано в связи с выставлением участка на аукцион. В настоящее время по указанному адресу находится жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, имеются хозяйственные постройки, засажен огород. Он обратился в комиссию по землеотводам для отвода указанного земельного участка, однако распоряжением администрации ЗГО от 20 апреля 2010 года № 10-16 «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» пунктом 8 в отводе земельного участка ему отказано. Отказ считает незаконным, нарушающим его права.
Решением Златоустовского городского суда от 18 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований Жуковскому А.Г. отказано (л.д. 38-46).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 января 2011 года решение суда от 18 октября 2010 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 52-56).
Решением Златоустовского городского суда от 11 февраля 2011 года исковые требования удовлетворены (л.д. 72-76).
Определением суда от 08 ноября 2011 года удовлетворено заявление Администрации ЗГО о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, решение суда от 11 февраля 2011 года отменено (л.д. 131-133).
В судебном заседании Жуковский А.Г. на удовлетворении своих требований настаивал.
Представитель ответчика Администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
В письменном отзыве на исковое заявление указал, что Жуковский А.Г. провел работы по формированию земельного участка по адресу: <адрес>, заказав межевой план земельного участка, после чего им было подано заявление в кадастровую палату о постановке участка на государственный кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер – №, указана площадь земельного участка – 802 кв.м., на участке расположен жилой дом, принадлежащий Жуковскому А.Г. на праве собственности. Земельный участок с кадастровым номером № образован следующим образом: Жуковский А.Г. купил жилой дом на земельном участке площадью 332 кв.м., распоряжением Администрации ЗГО ему отведен дополнительный земельный участок площадью 470 кв.м., согласно поданному заявлению. Объединив два земельных участка, Жуковский А.Г. поставил на кадастровый учет участок площадью 802 кв.м. В случае удовлетворения требований Жуковского о предоставлении ему земельного участка площадью 1 500 кв.м. решение суда будет неисполнимо. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится в зоне В.1.1. – зона усадебной застройки, коттеджей. Генеральный план г. Златоуста утвержден Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО. Согласно пояснительной записки к Правилам землепользования и застройки в данной зоне возможно, в том числе, возведение индивидуального жилого дома и строительство спортивных сооружений, в связи с чем Администрацией ЗГО принято решение о подготовке документов с целью резервирования земельного участка для муниципальных нужд – размещения спортивных сооружений (л.д. 221).
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Жуковским А.Г. требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 3 ст.81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,25 га.
Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете «Златоустовский рабочий». Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа.
Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9).
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).
Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11).
Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются:
1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения;
2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении.
Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 27 февраля 2010 года Жуковский А.Г. обратился в Комиссию по землеотводам с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 1 500 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 65).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от 20 апреля 2010 года № 1016-р «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков для строительства и функционального изменения их использования от 12 марта 2010 года № 6, Жуковскому А.Г. отказано в отводе испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (п.п. 8 п. 4 распоряжения) в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок попадает на земельный участок по <адрес>, по которому ранее, протоколом от 12 августа 2009 года № 9 принято решение о выставлении данного земельного участка на аукцион для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 11, 27-29).
Обязанность по подаче заявления о предоставлении земельного участка, соответствующего по содержанию положениям п.3 ст.34 ЗК РФ, лежит на гражданине, заинтересованном в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В заявлении истца, представленном в орган местного самоуправления, не было указано испрашиваемое право на земельный участок, а также цели его использования – для ведения личного подсобного хозяйства, связанного со строительством, или без такового.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).
Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).
Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 Закона).
Земельный участок, испрашиваемый Жуковским А.Г., находится в пределах городской черты г.Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Из пояснений истца в ходе производства по делу следует, что на испрашиваемом земельном участке он планирует заниматься приусадебным хозяйством, а также осуществить строительство энергетической пирамиды.
Согласно копии договора купли-продажи от 03 июня 1998 года (л.д. 63), Жуковский А.Г. приобрел у ФИО5 жилой дом по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 332 кв.м. Право собственности Жуковского А.Г. на дом по указанному адресу зарегистрировано надлежащим образом, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 10).
Распоряжением администрации ЗГО от 04 августа 2009 года № 1703-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от 05 июня 2009 года № 5» Жуковскому А.Г. оказано в отводе земельного участка примерной площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства энергетического храма и сада влюбленных (л.д.217).
14 июня 2009 года Жуковский А.Г. обратился с заявлением на имя главы ЗГО об отводе дополнительного земельного участка площадью 473 кв.м. по указанному адресу для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 203)
Комиссией по землеотводам (протокол от 09 июля 2009 года № 6) заявка Жуковского А.Г. на отвод дополнительного земельного участка примерной площадью 470 кв.м. по указанному адресу для ведения личного подсобного хозяйства удовлетворена (л.д. 166).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 28 декабря 2009 года № 575 (л.д. 159), осуществлен кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка) по адресному ориентиру: <адрес>, площадью 802 кв.м.Вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
30 декабря 2009 года в государственный кадастр недвижимости внесен кадастровый номер указанного земельного участка № с площадью 802±10 кв.м. (кадастровый паспорт, л.д. 105-106). Права на земельный участок Жуковским А.Г. до настоящего времени не оформлены.
Заявителем не оспаривалось, что образование земельного участка площадью 1 500 кв. м возможно лишь за счет присоединения к участку площадью 802 кв. м по адресу: <адрес>, части смежного земельного участка по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из материалов дела, пояснений представителя ответчика следует, что земельный участок, испрашиваемый истцом находятся в жилой зоне В.1.1. – зоне усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 г., жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду
Доводы представителя администрации ЗГО о невозможности предоставления Жуковскому А.Г. земельного участка в виду резервирования его для муниципальных нужд суд находит обоснованными.
Распоряжением Администрации ЗГО от 04 октября 2011 года № 1431-р «О проведении работ по подготовке документации с целью резервирования земельного участка для муниципальных нужд» (л.д. 165) на руководителя МУ «КУИ ЗГО» возложена обязанность приступить к проведению работ по формированию земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> (западнее участка по <адрес>) в целях дальнейшего резервирования земельного участка.
24 октября 2011 года на указанный земельный участок площадью 1504±10 подготовлен межевой план (л.д. 182-197) с видом разрешенного использования «для размещения спортивно-развлекательных детских сооружений», в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Челябинской области» направлены документы о постановке земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровый учет.
Кроме того, на основании заявления председателя КТОС «Старый город» от 11 июля 2010 года (л.д. 117), на спорном земельном участке в феврале установлен детский городок, что истцом не оспаривалось.
По смыслу пунктов 2, 3, 4 ст. 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от того, выполнены в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена
11 апреля 2011 г. Жуковский А.Г. вновь обратился с заявлением на имя Главы Златоустовского городского округа об отводе земельного участка по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению копию решения Златоустовского городского суда от 11.02.2011 г., которым на Администрацию ЗГО возложена обязанность по отводу Жуковскому А.Г. земельного участка по указанному адресу площадью 1 500 кв. м, а также изготовленный в 2009 г. проект межевания участка площадью 802 кв.м (л.д.125).
Распоряжением администрации ЗГО от 15 июня 2011 года № 775-р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от 06 мая 2011 года № 12» Жуковскому А.Г. оказано в отводе земельного участка примерной площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства ввиду наличия на испрашиваемом земельном участке детского городка (л.д. 97).
Указанное распоряжение в части отказа Жуковскому А.Г. в отводе земельного участка по адресу: <адрес> заявителем до настоящего времени не оспорено.
Кроме того, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(с изменениями от 22, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 8 мая, 17 июля, 21, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 4 июня, 1, 18, 19, 21 июля 2011 г.) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 05.03.2011 г. по адресу: <адрес> площадью 802 кв. м и пояснений начальника отдела по Златоустовскому городскому округу ФГУ «Земельная кадастровая палата по Челябинской области» ФИО6, внесенные в кадастр сведения о данном земельном участке носят временный характер, что в случае принятия решения об отводе земельного участка по тому же адресному ориентиру площадью 1 500 кв.м повлечет отказ в осуществлении кадастрового учета данного земельного участка.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что какие-либо права на земельный участок по адресу: <адрес> на момент принятия оспариваемого распоряжения № 1016-р от 20.04.2010 г. зарегистрированы не были (справка Территориального управления Роснедвижимости, л.д. 19, уведомление, л.д. 20, сообщение об отказе в предоставлении информации, л.д. 21).
Распоряжением Администрации ЗГО от 02.09.2009 г. № 1947-р, которое истцом не оспаривалось, утвержден протокол комиссии по землеотводам, которым Жуковскому А.Г. отказано в отводе дополнительного земельного участка примерной площадью 400 кв.м по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства ввиду наличия двух заявок и принятием решения о проведении торгов.
Оспариваемым же заявителем распоряжением № 1016-р от 20.04.2010 г. Жуковскому А.Г. отказано в отводе земельного участка площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства ввиду попадания запрашиваемого земельного участка на участок <адрес> <адрес>, по которому ранее принято распоряжение о выставлении его на аукцион для строительства индивидуального жилого дома.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель ответчика пояснял, что заявка ФИО7 на момент принятия комиссией решения об отказе Жуковскому А.Г. в отводе земельного участка была отозвана, заявлений от иных лиц не поступило. Земельный участок № 38 по <адрес> на 20.04.2010 г. сформирован не был, торгов в отношении данного участка не проводилось.
Как следует из справки МУ «КУИ ЗГО» от 18 октября 2010 года (л.д. 30), в течение 2009-2010 г.г. аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> не проводился.
, На момент издания оспариваемого распоряжения № 1016-р от 20.04.2010 г. МУ КУИ ЗГО не провело работы по формированию земельного участка <адрес> по <адрес>, в связи с чем он не мог являться предметом торгов, а выводы распоряжения о наложении земельных участков носили предположительный характер.
Таким образом, из текста данных распоряжений следует, что они вынесены при рассмотрении двух разных заявлений и в отношении различных земельных участков - <адрес> по <адрес> в г. Златоусте, при этом доказательств наложения земельного участка <адрес> по <адрес> при принятии комиссией по землеотводам решения об отказе в отводе Жуковскому А.Г. земельного участка не представлено.
При таких обстоятельствах у Администрации ЗГО отсутствовали основания для отказа Жуковскому А.Г. в отводе земельного участка примерной площадью 1 500 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства по указанным в нем основаниям, а именно ввиду попадания запрашиваемого земельного участка на участок <адрес> по <адрес>, по которому ранее принято распоряжение о выставлении его на аукцион для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что отвод Жуковскому А.Г. земельного участка примерной площадью 1 500 кв.м по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства невозможен, следовательно, отказ в отводе земельного участка не нарушает прав заявителя, в связи с чем требования Жуковского А.Г. в признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № 1016-р от 20.04.2010 г. в части отказа в отводе ему земельного участка удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
В соответствии с п. 24 указанного Постановления судам необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Как следует из копии оспариваемого распоряжения, оно опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» в апреле 2010 г. (л.д.11).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что с заявлением об оспаривании указанного распоряжения он обратился в Златоустовский городской суд 11.06.2010 г., т.е. в установленный ст. 256 ГПК РФ срок (л.д. 67).
При подготовке дела по его заявлению к судебному разбирательству представителем администрации ему было предложено оставить жалобу без рассмотрения, направив на имя Главы округа новое заявление об отводе земельного участка, которое будет удовлетворено.
В связи с его неявкой в судебное заседание 30.06.2010 г. и 01.07.2010 г. определением Златоустовского городского суда от 01.07.2010 г. (л.д. 66) его заявление было оставлено без рассмотрения.
В тот же день 01.07.2010 г. Жуковский А.Г. повторно обратился в администрацию г. Златоуста с заявлением об отводе дополнительного земельного участка площадью 1 200 кв.м. (расширении земельного участка по <адрес> за счет земельного участка по <адрес>) для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 64).
Однако, в установленные сроки его заявление рассмотрено не было, решение об отводе земельного участка не принято, в связи с чем 03.09.2010 г. он вновь обратился в Златоустовский городской суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 20 апреля 2010 года № 1016-р в части отказа в отводе ему земельного участка.
При этом в силу юридической неграмотности, не видя различий между возобновлением производства по делу после оставления заявления без рассмотрения и подачей нового заявления в суд полагал, что обратившись с заявлением 11.06.2010 г. не пропустил срок для оспаривания распоряжения, тем более, что никакого решения по его заявлению от 01.07.2010 г. принято не было, о чем его не уведомили.
С учетом обращения с заявлением в Златоустовский городской суд 11.06.2010 г. и в администрацию округа 01.07.2010 г. Жуковский А.Г. просил восстановить ему срок на обращение с заявлением в суд, полагая данные причины пропуск срока уважительными.
Учитывая изложенное суд считает, что установленный ст. 256 ГПК срок для оспаривания Распоряжения администрации Златоустовского городского округа «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» от 20 апреля 2010 года № 1016-р в части отказа в отводе земельного участка (п.п. 8 п. 4) истцом пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Жуковский А.Г. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа «Об утверждении протокола комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования» от 20 апреля 2010 года № 1016-р в части отказа в отводе Жуковскому А.Г. земельного участка (п.п. 8 п. 4), возложении обязанности предоставить земельный участок по адресу: <адрес> примерной площадью 1 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий А.Е. Максимов
Решение не вступило в законную силу