Дело № 2-2507/2011
Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 09 декабря 2011 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Закировой С.Л.
при секретаре Батуровой О.С.
с участием заявителей Гальблауб А.К., Таможникова А.Б.
представителя заявителей Лаврова П.А.
представителя администрации Мезенова Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Гальблауб А.К., Таможникова А.Б., Гаврилова В.В. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным, обязании совершить действие,
у с т а н о в и л:
Гальблауб А.К. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № № р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе земельного участка примерной площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес> (строительный), для ведения личного подсобного хозяйства; обязании выделить указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в комиссию по землеотводам с заявлением об отводе земельного участка примерной площадью 2500 кв.м., расположенного по адресному ориентиру<адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Из газеты «Златоустовский рабочий», в котором было опубликовано распоряжение администрации ЗГО № 1529-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 24 от ДД.ММ.ГГГГ» узнал, что ему отказали в отводе вышеуказанного земельного участка, ввиду принятого решения о разработке проекта планировки и межевания данной территории. С данным решением не согласен, так как законом гарантировано право гражданина, получить в пользование земельный участок, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно - правовыми актами.
С аналогичными требованиями к администрации Златоустовского городского округа в Златоустовский городской суд <адрес> также обратились Таможников А.Б. и Гаврилов В.В. (л.д.16-17, 29-30).
Определением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные заявления объединены в одно производство и объединенному гражданскому делу присвоен номер 2-2507/2011 (л.д. 12).
В ходе рассмотрения дела заявители уточнили свои требования и окончательно просили признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 1529 - р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа в отводе каждому земельного участка примерной площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, обязать администрацию ЗГО выделить указанные земельные участки в их собственность для строительства индивидуальных жилых домов (л.д. 42).
Заявители Таможников А.Б., Гальблауб А.К., их представитель Лавров П.А., допущенный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлениях.
Заявитель Гаврилов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства извещён, просил дело рассматривать в своё отсутствие (л.д. 50, 55).
Представитель администрации Златоустовского городского округа Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку считает отказ в выделении участков законным и обоснованным. Дополнительно указал, что денежные средства из местного бюджета на разработку проекта планировки и межевания спорной территории не выделялись. Из практики Златоустовского городского округа следует, что примерный срок разработки проекта планировки и межевания территории составляет около года. После окончания разработки проекта планировки и межевания территории проводятся публичные слушания, затем проект утверждается решением Собрания депутатов ЗГО. После этого вносятся изменения в генеральный план <адрес>. Деньги на разработку проекта могут быть выделены администрацией ЗГО, либо инвестором.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Согласно ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлены следующие обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ Гальблауб А.К., Таможников А.Б., Гаврилов В.В. обратились с заявлениями на имя Главы Златоустовского городского округа Караваева А.Н., в которых просили отвести каждому из них земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся по <адрес> (строительный адрес) для строительства индивидуальных жилых домов (л.д. 6-7, 19-20, 32-33). При этом испрашиваемое право на земельные участки заявителями указано не было.
Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № №р «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № 24 от ДД.ММ.ГГГГ», опубликованному в газете «Златоустовский рабочий», заявителям отказано в отводе вышеуказанных земельных участков ввиду принятого решения о разработке проекта планировки и межевания территории (подпункты 9,10,11 пункта 1) (л.д.34).
Из текста заявлений, объяснений в судебных заседаниях заявителей Гальблауб А.К., Таможникова А.Б., Гаврилова В.В., их представителя Лаврова П.А. следует, что с данным распоряжением они не согласны, так как, по их мнению, спорные земельные участки не ограничены в обороте, ни за кем не зарезервированы. А в соответствии с положениями ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением особых предусмотренных законом случаев. На сегодняшний день распоряжение администрации ЗГО о разработке проекта планировки и межевания не исполнено. Ссылка администрации ЗГО на это распоряжение в решении администрации об отказе в отводе земельных участков не корректна.
Из объяснений представителя ответчика следует, что на данный момент спорные участки не могут быть предоставлены, поскольку не разработан проект планировки и межевания спорной территории. После разработки проекта планировки и межевания территории заявители имеют право принять участие в аукционе для приобретения спорных участков. В соответствии с земельным кодексом РФ земельные участки для строительства могут быть приобретены в собственность только с торгов.
Суд соглашается с указанной позицией администрации ЗГО и находит изложенные её представителем доводы обоснованными и соответствующими положениям действующего законодательства.
Так, в соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ. То есть законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в том числе для целей строительства, в порядке и на условиях установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с п. 3 вышеуказанной статьи следует, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Суд полагает, что положения ст. 30.1 Земельного кодекса РФ необходимо применять во взаимодействии со ст. 30 (ч. 4) Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Из положений ч. 1 ст. 17 Закона Челябинской области от 28.04.2011 года № 120-ЗО «О земельных отношениях» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских округов.
На территории Златоустовского городского округа действует положение «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте», утвержденные решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811.
В п. 5 положения указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение соответствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует вывод, что в собственность либо аренду для строительства индивидуального жилого дома гражданам могут быть предоставлены земельные участки только после 1) формирования земельного участка, в том числе проведения необходимых землеустроительных работ, включающих установление границ земельных участков и их межевание на местности, и 2) информировании администрацией ЗГО населения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка для строительства с помещением информации в газете.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Златоустовского городского округа Гусевой М.Г. было издано распоряжение № 471-р, в соответствии с которым на администрацию Златоустовского городского округа была возложена обязанность осуществить в установленном порядке разработку проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресному ориентиру: <адрес>, планировочный район города – Северный – 01, градостроительные зоны – 18, 20, 21. Планировочные ограничения: с северной стороны – ручей «Безымянный», с восточной стороны – им. П.П. Бажова, им. В.А. Жуковского, Электровозная, им. И.А. Гончарова, с западной стороны – <адрес>, дорога в Магнитку. На управление архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа возложена обязанность по подготовке задания на разработку проекта планировки и межевания указанной территории (л.д. 38).
Из ответа зам. Главы Златоустовского городского округа по строительству Решетникова О.Ю. следует, что на исполнение вышеуказанного распоряжения денежные средства из местного бюджета не выделялись, так как ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Златоустовского городского округа поступило письмо от Общества с ограниченной ответственностью «Евразийский Союз», в котором оно выразило желание выступить в качестве инвестора по разработке данного проекта планировки, в связи с чем в апреле 2011 года администрацией Златоустовского городского округа было подготовлено задание на разработку проекта планировки и межевания территории, которое до настоящего времени ООО «Евразийский союз» не подписано. Следовательно, проект планировки и межевания территории не разрабатывался, публичные слушания не проводились. ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника МУ «Центр инвестиционно-инновационных проектов ЗГО» ФИО14 было направлено письмо с просьбой организовать работу по привлечению инвесторов к разработке проекта (л.д. 58).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела: заданием на разработку проекта планировки и межевания указанной территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-63), письмом директора ООО «Евразийский союз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64), письмом в адрес начальника МУ «Центр инвестиционно-инновационных проектов ЗГО» ФИО14 (л.д. 65).
Подготовка документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с ч.5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, возложена на органы местного самоуправления городского округа.
Согласно ч.1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 1 ст. 42 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы зон действия публичных сервитутов (часть5).
Таким образом, разработка проектов планировки и межевания территории необходима для определения свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам на праве собственности либо аренды.
Из объяснений участников процесса и материалов дела судом установлено, что спорные земельные участки находятся на неосвоенной территории в пределах границ <адрес> в зоне В.1.1., предусматривающей малоэтажную застройку с основным видом деятельности – строительство индивидуального жилого дома, вспомогательный вид деятельности – огородничество. В отношении испрашиваемых земельных участков отсутствуют проекты их планировки и межевания, на кадастровый учет они не поставлены, кадастровых номеров не имеют, данных о границах участков не имеется, таким образом, участки не сформированы.
Вместе с тем, нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам могут быть предоставлены земельные участки только при условии, что в отношении них проведены работы по формированию, включающие подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что администрация Златоустовского городского округа законно и обоснованно приняла решение об отказе в предоставлении заявителям спорных земельных участков.
Более того, исходя из положений ст. 38 Земельного кодекса РФ, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу п. 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Таким образом, после разработки проекта планировки и межевания спорных земельных участков принятие решения об их предоставлении для строительства в собственность заявителей будет относиться к исключительной компетенции администрации Златоустовского городского округа. К компетенции суда выделение земельных участков в собственность для строительства индивидуальных жилых домов не относится.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа заявителям в отводе земельных участков примерной площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства является законным и обоснованным, не нарушающим каких - либо прав и законных интересов заявителей Гальблауб А.К., Таможникова А.Б., Гаврилова В.В. В связи с чем, заявленные ими требования о признании данного распоряжения незаконным, а также обязании выделения указанных земельных участков в собственность для строительства индивидуальных жилых домов, удовлетворению не подлежат.
Ссылки заявителей на то, что до настоящего времени не выделены средства из городского бюджета для разработки проекта планировки и межевания данной территории, фактически никаких действий администрацией не совершено, не могут повлечь удовлетворение заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения комиссией спорных вопросов прошло четыре месяца с момента принятия решения о разработке проекта, что, по мнению суда, не является достаточным периодом времени, в течение которого возможно данный проект разработать, у администрации имелись данные о лице, желающим выступить в качестве инвестора по разработке данного проекта. Суд в данном случае принимает решение по тем обстоятельствам, которые имели место быть на момент издания оспариваемого распоряжения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Гальблауб А.К., Таможникову А.Б., Гаврилову В.В. в удовлетворении заявлений о признании незаконным распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа каждому в отводе земельных участков примерной площадью № кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства и обязании выделения указанных земельных участков в собственность для строительства индивидуальных жилых домов.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Закирова С.Л.
РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ