О выселении



Дело № 2-2385/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Квашниной Е.Ю.,

при секретаре Бедрик М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Казаковой Т.Б., представителя истца администрации ЗГО Костиной Н.Д., ответчиков Ивановой Г.Б., Иванов С.А., гражданское дело

по иску администрации Златоустовского городского округа к Ивановой Г.Б., Иванову С.А. о выселении,

по иску Иванову Г.Б. к администрации Златоустовского городского округа о признании членом семьи нанимателя, признании права пользования жилым помещением,

у с т а н о в и л :

Администрация ЗГО обратилась в суд с исковым заявлением к Иванову Г.Б., впоследствии заявлением от ДД.ММ.ГГГГ уточнив исковые требования, предъявив их к Иванову Г.Б., Иванов С.А., просит выселить ответчиков из комнат общей площадью 36,9 кв.м в <адрес> без предоставления другого жилого помещения (л.д.2,40).

В обоснование заявленных требований администрация ЗГО сослалась на то, что комнаты в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, являются собственностью муниципального образования Златоустовский городской округ. Ответственный квартиросъемщик спорных двух комнат Ермакова Г.Я. умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти нанимателей в этих комнатах не осталось, имеется долг по квартплате, коммунальные платежи не начисляются. Данные комнаты подлежат распределению в соответствии с ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Нанимателем других двух комнат в этой же квартире является Иванову Г.Б., с ней проживает её сын Иванов С.А. Иванову Г.Б. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на одного человека составляет 18,3 кв.м., что более учетной нормы 9 кв.м., установленной решением Собрания депутатов ЗГО. Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ освободившиеся две комнаты в четырехкомнатной квартире занимает наниматель двух других комнат Иванову Г.Б. В комнатах находятся её личные вещи. При этом она отказалась впускать специалистов для осмотра комнат и сообщила, что не допустит вселения в квартиру других граждан. Ответчики договор социального найма спорных комнат не заключали, в них не зарегистрированы, коммунальные платежи ни за свои комнаты, ни за незаконно занимаемые комнаты не оплачивают, членами семьи умершего нанимателя не являются, в связи с чем право пользования спорными комнатами не приобрели и подлежат выселению из них.

Иванову Г.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации ЗГО, в котором просит признать её членом семьи Ермакова Г.Я.- нанимателя комнат общей площадью 36,9 кв.м в <адрес>, и признать за нею право пользования указанными комнатами.

В обоснование заявленных требований пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ проживала совместно одной семьей с Ермакова Г.Я. без регистрации брака, по день его смерти. Имеют одного общего ребенка ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ их семье по месту работы в МУП «Флора» была выделена квартира, они получили ордера на её заселение. Поскольку брак между ними не был зарегистрирован, то ей был выдан ордер на 2 комнаты, площадью 36,6 кв.м и Ермакова Г.Я. был выдан ордер на две другие комнаты, площадью 36,9 кв.м. Фактически их семья занимала в квартире все четыре комнаты, без определения порядка пользования ими. Считает, что она приобрела право пользования спорными комнатами, поскольку проживала с ФИО19 одной семьей, у них был общий бюджет, они вели общее хозяйство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 50).

Представитель истца администрации ЗГО Костина Н.Д., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15) настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом заявления об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ С исковыми требованиями Иванову Г.Б. не согласилась.

    

     Ответчик Иванову Г.Б. с исковыми требованиями администрации ЗГО не согласилась, настаивала на удовлетворении своих исковых требований о признании членом семьи нанимателя ФИО19 и права пользования сворными комнатами.

     Ответчик Иванов С.А. с исковыми требованиями администрации ЗГО не согласился. Исковые требования Иванову Г.Б. поддержал, просит их удовлетворить.

Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования Иванову Г.Б., а в удовлетворении исковых требований администрации ЗГО к Иванову Г.Б., Иванов С.А. о выселении, - отказать, исследовав материалы дела, суд находит иск администрации ЗГО не подлежащим удовлетворению, а иск Иванову Г.Б. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно его лишен.

    Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.

Согласно выписки из раздела «Муниципальная казна» реестра муниципального имущества Муниципального образования Златоустовский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> является муниципальной собственностью на основании решения Челябинского Областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).

Указанная квартира состоит из четырех комнат, что подтверждается техническим паспортом на <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35), техническим паспортом здания (строения) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43). Площади комнат в указанной квартире согласно техническому паспорту на квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: -18,8 кв.м, 17,3 кв.м, -17,8 кв.м, -18,9 кв.м(л.д. 33-35).

Постановлением Главы администрации г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе из нежилого помещения в жилое» помещение по адресу: <адрес> из нежилого помещения переведено в жилое для проживания семей, проживающих в доме на территории цветочного хозяйства (л.д.28). Архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ из постановления Главы администрации г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении списков на выдачу ордеров» утвержден список от МУП «Флора» на выдачу ордеров на одну семью(л.д.29-30).

Как следует из ордера от ДД.ММ.ГГГГ он выдан Иванову Г.Б., рабочей МУП «Флора», на право занятия жилой площади из 2 комнат размером 36,6 кв.м. в <адрес> на семью составом 1 чел. (л.д.30).

Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ он выдан Ермакова Г.Я., водителю МУП «Флора», на право занятия жилой площади из 2 комнат размером 36,9 кв.м. в <адрес> семьей состоящей из 2 чел. В списке лиц, вселяемых по ордеру с правом на жилплощадь указан сын ФИО10 (л.д.29).

Из представленных поквартирных карточек на <адрес> следует, что в 2-х комнатах, площадью 36,6 кв.м. зарегистрированы по месту жительства Иванову Г.Б. с ДД.ММ.ГГГГ, Иванов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, в других 2-х комнатах, площадью 36,9 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства наниматель Ермакова Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., который умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 16), в связи с чем снят с регистрационного учета. Иных лиц, зарегистрированных по месту жительства на указанной жилой площади на момент смерти нанимателя Ермакова Г.Я., не указано (л.д. 23).

Согласно справкам (выпискам из поквартирных карточек) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4) справок о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44,47), пояснений представителя истца и ответчиков в судебном заседании, на момент рассмотрения данного дела состав зарегистрированных лиц по месту жительства в спорном жилом помещении не изменился.

Согласно ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

Из пояснений представителя истца следует, что Иванову Г.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, в связи с чем, гр. ФИО11 выдавался талон для осмотра комнат площадью 36,9 кв.м. в <адрес>. ФИО11 оказалась от указанной жилой площади в связи с тем, что ответчица не пустила её осмотреть комнаты (талон для осмотра жилой площади - л.д.7).

Как пояснила ответчик Иванову Г.Б., она считает, что оснований для вселения в комнаты площадью 36,9 кв.м. посторонних лиц у администрации ЗГО не имеется, поскольку она, как член семьи нанимателя спорных комнат Ермакова Г.Я., приобрела наравне с ним право пользования указанными комнатами.

В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, единственным основанием для вселения в жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, является ордер. После вступления в силу ЖК РФ, согласно ст. 57, таким основанием является решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Вселение в жилое помещение без ордера (договора социального найма) является самоуправным. На основе ордера (договора) заселяется лишь свободное помещение. Вселение в жилое помещение, на которое уже заключен договор найма, производится без ордера, в порядке, установленном ст. 54 ЖК РСФСР.

    Согласно ст. 54 ЖК РСФСР (ныне действующая ст. 69 ЖК РФ), наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

    Лица, не являющиеся родственниками, нетрудоспособными иждивенцами нанимателя, в исключительных случаях могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и веду с ним общее хозяйство (ч.2 ст. 53 ЖК РСФСР, ч.1 ст.69 ЖК РФ).

Согласно пунктам 11, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, части 1 статьи 69 ЖК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

     В судебном заседании истица пояснила, что с Ермакова Г.Я. проживала одной семьей ДД.ММ.ГГГГ. Они оба работали в цветочном хозяйстве МУП «Флора». В <адрес> был офис МУП «Флора». В трех комнатах были кабинеты, а в четвертой комнате помещение для хранения цветов, в ней стояли ванна и холодильник. По служебному письму работодателя данное помещение из нежилого перевели в жилое, и предоставили квартиру их семье из четырех человек. Однако на квартиру им выдали два ордера, потому что они с ФИО19 не состояла в браке. ДД.ММ.ГГГГ их семья проживала по адресу: <адрес> но зарегистрированы по месту жительства они были в доме цветочного хозяйства, где проживали до заселения в указанную выше квартиру. В <адрес> они пользовались всеми комнатами. Ванная с момента их заселения и до настоящего времени стоит в четвертой комнате, эта комната нежилая, она также использует ее как кладовую. На момент смерти Ермакова Г.Я. ее сын Иванов С.А. в квартире не проживал, а проживал с сожительницей в ее квартире. Иванов С.А. зарегистрирован по месту жительства в комнатах, на которые ордер был выдан на ее имя. Оплату за жилищно-коммунальные услуги при жизни Ермакова Г.Я. они производили за всю квартиру из общих средств. Когда Ермакова Г.Я. умер, квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг на две комнаты приходить перестали, оплату за них она не производила. Считает, что она являлась членом семьи Ермакова Г.Я., поскольку они проживали одной семьей как муж и жена, имеют совместного ребенка ФИО10, вели общее хозяйство до самой смерти Ермакова Г.Я., из семейного бюджета они производили оплату за жилищно-коммунальные услуги за всю квартиру.     

    

     Доводы Иванову Г.Б. подтверждаются пояснениями ответчика Иванов С.А., из которых следует, что он является сыном Иванову Г.Б.(свидетельство о рождении (л.д. 32). Когда мать стала проживать одной семьей с Ермакова Г.Я., ему было 4 года, он называл Ермакова Г.Я. «папой». При заселении их семьи в квартиру на имя матери выдали ордер на две комнаты, но они с ФИО19 постоянно проживали одной семьей и фактически пользовались всеми четырьмя комнатами. ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения в ДД.ММ.ГГГГ., год он проживал в г. Аше. В ДД.ММ.ГГГГ он приехал в г. Златоуст, был прописан в доме по <адрес> <адрес>, однако фактически проживал с матерью и отчимом в квартире по адресу: <адрес>. Потом стал проживать с ФИО12 в ее квартире по адресу: <адрес>. Исковые требования к администрации ЗГО о признании за ним право пользования спорными комнатами предъявлять не намерен.

    Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 суду показали, что в квартире по адресу: <адрес> со времени заселения в неё в ДД.ММ.ГГГГ проживала семья ФИО19 из четырех человек: муж, жена и двое детей, они все вместе пользовались всеми комнатами в указанной квартире. Иванову Г.Б. с Ермакова Г.Я. проживали одной семьей и заботились друг о друге до самой его смерти, вели общее хозяйство, у них был один бюджет. Когда Ермакова Г.Я. умер, то его похоронами занималась Иванова Г.Б. с сыном Иванов С.А..

Оснований ставить под сомнение показания данных свидетелей у суда не имеется, они соответствуют и не противоречат материалам дела и пояснениям участников процесса, в том числе представителя истца.

    Так истец, предъявляя первоначальные исковые требования к Иванову Г.Б.(л.д.2) не мог определить предмет спора и указать, из каких конкретно двух жилых комнат в квартире по <адрес> просит выселить ответчицу без предоставления жилого помещения. Факт того, что Иванову Г.Б. и Ермакова Г.Я. вселились в квартиру вместе и фактически занимали все четыре комнаты, представителем администрации ЗГО не оспорен. Из его пояснений в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-37) следует, что определить, на какие конкретно две комнаты в квартире был выдан ордер Ермакова Г.Я. не представляется возможным, поскольку семья из четырех человек занимала квартиру полностью, сообща пользовались всеми четырьмя комнатами. Уточняя исковые требования заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40) и указав номера комнат площадью 17,3 кв.м и площадью 18,9 кв.м в четырехкомнатной квартире по <адрес>, истец исходил исключительно из площадей указанных комнат в квартире, согласно техническому паспорту здания (строения) по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 41-43), указав, что общая площадь именно этих двух комнат подходит по размеру двум комнатам, на которые в ДД.ММ.ГГГГ. был выдан ордер на имя Ермакова Г.Я.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает подтвержденным факт совместного проживания Иванову Г.Б. с Ермакова Г.Я. в спорном жилом помещении, наличие у них общего бюджета и ведение совместного хозяйства, в связи с чем, Иванову Г.Б. подлежит признанию членом семьи Ермакова Г.Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти – л.д. 16), вследствие чего Иванову Г.Б. приобрела право пользования спорными комнатами площадью 36,9 кв.м. при жизни Ермакова Г.Я.

Поскольку ответчик Иванов С.А., является сыном Иванову Г.Б., с её согласия вселен ДД.ММ.ГГГГ в две комнаты площадью 36,6 кв.м в квартире по <адрес>, нанимателем которых она является, и настоящим решением суд признал за ней право пользования спорными комнатами площадью 36,9 кв.м, то оснований для его выселения из комнат площадью 36,9 в указанной квартире по иску администрации ЗГО не имеется.

    

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ивановой Г.Б., - удовлетворить.

Признать Иванову Г.Б. членом семьи Ермакова Г.Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ - нанимателя двух комнат площадью 36,90 кв.м в четырехкомнатной квартире по <адрес>, и признать за нею право пользования двумя комнатами площадью 36,90 кв.м в четырехкомнатной квартире по <адрес>.

В удовлетворении исковых требований администрации Златоустовского городского округа к Ивановой Г.Б., Иванову С.А. о выселении без предоставления другого жилого помещения из комнаты площадью 17,3 кв.м. и комнаты площадью 18,9 кв.м в четырехкомнатной <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через суд, его принявший.

Председательствующий Е.Ю.Квашнина

Решение не вступило в законную силу.