о признании решения незаконным, обязвании включить периоды работы в трудовой стаж и назначить пенсию



Дело № 2-2484/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Короленко В.А.,

при секретаре Федосеевой Ю.В.,

с участием прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., истицы Карташевой В.С., представителя ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Сидоровой Н.К., представителя третьего лица МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59» Фефеловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Карташова В.С. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста, действуя в интересах Карташова В.С., обратился в суд с иском к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» (далее – «ГУ УПФР в г. Златоусте»), в котором просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж работы периодов работы Карташова В.С. в должности палатной медсестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Детском пульмонологическом санатории» Территориального объединения медико-социальной помощи, продолжительностью 1 год 4 месяца 8 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в «Детском пульмонологическом санатории» муниципального учреждения здравоохранения, продолжительностью 4 года 5 месяцев 2 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Детский пульмонологический санаторий», продолжительностью 10 лет 4 месяца 9 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 59, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59, продолжительностью 3 дня; обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-5, 71-72).

В обоснование заявленных требований прокурор г. Златоуста сослался на то, что оспариваемым решением Карташова В.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 30-летнего специального трудового стажа. В специальный стаж не включены перечисленные выше периоды работы, по причине несоответствия наименований учреждения Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, Списку работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Считает решение ответчика незаконным, поскольку несоответствие наименования учреждений спискам не является основанием для ограничения пенсионных прав истицы. Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж, поскольку в данном случае возможно применение ранее действовавшего Списка 1991 года, в котором указано, что в специальный стаж подлежат включению деятельность врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Наименование учреждений, в которых истица работала в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено списками 1999 года и 2002 года. Согласно указанным Спискам правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал, в том числе палатная медицинская сестра в учреждении – санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом; психоневрологические. Карташова В.С., работая в должности палатной медицинской сестры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела сертификат специалиста (сестринское дело в педиатрии), проходила курсы повышения квалификации.

Помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании истица Карташова В.С. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в спорные периоды она работала палатной медицинской сестрой, в ее обязанности входило своевременное и точное выполнение работы, подчинение ординатору и старшей сестре, проведение различных процедур детям, а именно, ингаляций, манипуляций, термометрии, проведение антропометрических измерений, промываний носа, ушей, глаз, взятие всех мазков, обработка медицинского инвентаря, оказание первой медицинской помощи. Должностная инструкция медицинской палатной сестры в период с 1995 года по 2011 год не изменялась.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Златоусте Сидорова Н.К. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска прокурора г. Златоуста, действующего в интересах Карташова В.С., по основаниям, изложенным в Решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ (протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ) и в отзыве на иск. Считает, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж Карташова В.С., так как наименование учреждений «Территориальное объединение медико-социальной помощи» и «Муниципальное учреждение управления здравоохранения» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения от 0.01.1999 г. № 395 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Документально не подтвержден статус юридического лица «Детский пульмонологический санаторий». Применение п. 1 Правил исчисления сроков выслуги невозможно, так как «Детский пульмонологический санаторий», как структурное подразделение муниципальных (государственных) учреждений не предусмотрено.

Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59» Фефелова Е.В. в судебном заседании иск прокурора г. Златоуста поддержала.

Заслушав помощника прокурора г. Златоуста Казакову Т.Б., истицу, представителей ответчика и третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Златоуста, действующего в интересах Карташова В.С., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение трудовой пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из копии трудовой книжки Карташова В.С. она с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности палатной медицинской сестры в различных медицинских учреждениях (л.д. 11-13).

ДД.ММ.ГГГГ Карташова В.С. обратилась с заявлением в ГУ УПФР в г. Златоусте о назначении ей досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 28).

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 16519 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» ей было отказано (л.д. 10), ввиду отсутствия 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 929 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что специальный трудовой стаж Карташова В.С. был определен в 16 лет 6 месяцев 29 дней.

Периоды работы истицы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной Детского пульмонологического санатория Территориального объединения медико-социальной помощи; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной Детского пульмонологического санатория Муниципального учреждения Управления Здравоохранения не учтены в специальный трудовой стаж, поскольку наименование учреждений «Территориальное объединение медико-социальной помощи» и «Муниципальное учреждение управления здравоохранения» не предусмотрены Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения от 03.01.1999 г. № 395, Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, и Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Документально не подтвержден статус юридического лица «Детский пульмонологический санаторий». Применение п. 1 Правил исчисления сроков выслуги невозможно, так как «Детский пульмонологический санаторий» как структурное подразделение муниципальных (государственных) учреждений не предусмотрено.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры МЛПУЗ «Детский пульмонологический санаторий», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 59, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59 не учтены в специальный трудовой стаж, поскольку наименование учреждений не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Суд находит отказ Карташова В.С. в назначении с ДД.ММ.ГГГГ досрочной трудовой пенсии по старости и не включение в специальный стаж вышеуказанных периодов работы незаконным.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

    Таким образом, в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 464.

    С ДД.ММ.ГГГГ применяются Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066.

    Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».

    Пенсии за выслугу лет, в частности, работникам, занимающимся лечебной деятельностью, преобразованы, согласно п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по приведенному Федеральному закону по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились.

В силу ст. 76 Конституции РФ федеральные законы, в том числе и Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» имеют прямое действие.

Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 464 и от ДД.ММ.ГГГГ № 1066, которыми установлены требования к наименованию учреждения, сужена сфера действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Между тем, из Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» не следует, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания ст. 15 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Статьи 80 и 83 названного выше Закона, во исполнение которых были приняты данные Постановления, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью в зависимости от организационно - правовой формы лечебного учреждения, его наименования, наличия статуса юридического лица. Законодатель не уполномочивал Правительство РФ при утверждении Списков оговаривать форму собственности лечебного учреждений, его организационно-правовую форму, в том числе требования к статусу юридического лица или конкретное наименование.

Следовательно, названные Постановления в части установления требований к организационно-правовой форме учреждения, наличию статуса юридического лица, как нарушающие право граждан на досрочную трудовую пенсию и не соответствующие закону, применяться не должны.

    Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, и независимо от организационно-правовой формы, наличия статуса юридического лица.

    Пенсионное законодательство является специальным по отношению к другим нормам, регулирующим деятельность учреждений здравоохранения, поэтому при решении вопроса о назначении пенсии приоритет должен отдаваться данным нормам права.

    Статьями 12, 13, 14 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» предусмотрена возможность создания государственной, муниципальной системы здравоохранения, что предполагает и различие наименований учреждения и его статуса.

Приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, пунктом 23 примечаний к которой предусмотрено, что полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного названной номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности, виде собственности, функциях, о специализации. В пунктах 8, 21 примечаний указано, что лечебно-профилактические учреждения могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в территориальные медицинские организации (ТМО), при этом, входящие в ТМО организации сохраняют свою самостоятельность и статус юридических лиц.

Согласно справке о переименовании учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33), с ДД.ММ.ГГГГ Детский пульмонологический санаторий входит в состав Территориального объединения медико-социальной помощи, на основании приказа № 29 от ДД.ММ.ГГГГ по Златоустовскому округу. С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией Территориального объединения медико-социальной помощи, Детский пульмонологический санаторий входит в состав Муниципального учреждения здравоохранения, на основании постановления Главы администрации г. Златоуста № 822 (1) от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ Детский пульмонологический санаторий реорганизован в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Детский пульмонологический санаторий», на основании постановления Главы города Златоуста № 1 (2) от ДД.ММ.ГГГГ На основании приказа № 36 от ДД.ММ.ГГГГ Детский пульмонологический санаторий с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в форме присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад компенсирующего вида № 59. Распоряжением № 562-р муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 59 переименован в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59.

Как следует п. 2.6 Устава территориального объединения медико-социальной помощи, принятого собранием представителей трудовых коллективов ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного председателем Комитета по управлению госимуществом г. Златоуст, заведующим городским отделом здравоохранения г. Златоуста, в составе объединения находятся социально значимые лечебно-профилактические учреждения, финансируемые из бюджета города, в их числе Детский пульмонологический санаторий (Горбольница) (л.д.34-35).

Уставом Муниципального лечебно-профилактического учреждения Детский пульмонологический санаторий (период времени по ДД.ММ.ГГГГ) (п. 1.1) предусмотрено, что Детский пульмонологический санаторий является муниципальным лечебно-профилактическим учреждением. Создан с целью охраны здоровья детского населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (л.д. 43-44).

Указанный период работы истицы Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав учтен в специальный трудовой стаж (л.д. 8-9).

Положениями об организационной структуре и деятельности Детского пульмонологического санатория, входящего в состав Территориального объединения медико-социальной помощи, действовавшим в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также об организационной структуре и деятельности детского пульмонологического санатория, входящего в состав муниципального учреждения «Управление здравоохранения» (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что Детский пульмонологический санаторий является стационарным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим долечивание детей преимущественно по выписке из больниц или поликлинического лечения, основной задачей которого является проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, способствующих восстановлению нарушенных функций организма ребенка и закреплению достигнутых результатов в лечении (л.д. 48-52, 53-57).

Уставом Муниципального лечебно-профилактического учреждения Детский пульмонологический санаторий, действующим с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-61), предусмотрено, что Детский пульмонологический санаторий осуществляет свою деятельность по осуществлению медицинских услуг: доврачебная медицинская помощь (сестринское дело в педиатрии, лечебная физкультура, диетология), стационарная медицинская помощь детскому населению (педиатрия, физиотерапия), традиционная медицина (гомеопатия, медицинский массаж, акупунктура) и др.

Таким, образом, из учредительных документов Детского пульмонологического санатория, действовавших в разное время, в том числе в период по ДД.ММ.ГГГГ, учтенный в специальный трудовой стаж, и в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что основной целью его деятельности являлась и является охрана здоровья детского населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Согласно материалам дела, пояснениям истицы Карташова В.С. в Детском пульмонологическом санатории работает с 1988 года в должности палатной медсестры. За все время род ее деятельности не менялся, менялось только название санатория. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля, допрошенного в судебном заседании.

    Так, свидетель ФИО10, работавшая ранее палатной медицинской сестрой в МЛПУЗ «Детский пульмонологический санаторий», суду показала, что знает истицу с момента ее трудоустройства в санаторий. За время работы их трудовые обязанности не изменялись, менялось только наименование учреждения. Об изменении наименования учреждения ставили в известность, знакомили с трудовой книжкой. Никто из палатных медицинских сестер на тот момент не знал, что из-за смены наименования учреждения возникнет проблема с назначением пенсии. Палатная медицинская сестра обеспечивает уход за детьми, выдает лекарства, выписывает и отвечает за хранение медикаментов, занимается кормлением детей, обязана соблюдать санэпидемрежим, а также выполняет все другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией.

    Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, факт совместной работы истицы Карташова В.С. и свидетеля ФИО10 подтверждается материалами дела (л.д. 68 оборот).

    Неизменный характер рода деятельности палатных медицинских сестер подтверждается также должностными инструкциями, утвержденными в разное время: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-65).

Вхождение Детского пульмонологического санатория в состав Территориального объединения медико-социальной помощи, как лечебно-профилактического учреждения, а в последующем в состав муниципального учреждения Управление здравоохранения не может препятствовать в назначении истице досрочной трудовой пенсии.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 14.05.2001 г. № 38 работа, предусмотренная в Списках, в лечебно - профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, к которым, по существу относится и территориальное объединение медико-социальной помощи, включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона.

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Карташова В.С., работая в должности палатной медицинской сестры имела сертификаты специалиста (сестринское дело, сестринское дело в педиатрии), проходила курсы повышения квалификации (охрана здоровья детей и подростков, сестринская помощь детям) (л.д. 14-19).

Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

Ссылки ГУ УПФ РФ в г. Златоусте на несоответствие наименования медицинского учреждения, в котором работала истица, Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, от 03.11.1999 г. № 395 необоснованны, поскольку по смыслу Конституции РФ (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23.05.1996 г., общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют. Работник не может быть лишен предусмотренных законом льгот из-за несоответствия наименования учреждения нормативным актам, принятым в более поздний период, которым органами Пенсионного Фонда РФ на практике придается обратная сила. По смыслу Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на медицинского работника, зависит именно от выполняемой работы, а не от наименования учреждения, наличия у него статуса юридического лица или обособленного структурного подразделения.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях, указанных в списке, в том числе в медицинских частях, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.

    Учитывая изложенное, не включение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной Детского пульмонологического санатория территориального объединения медико-социальной помощи; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной Детского пульмонологического санатория Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры МЛПУЗ «Детский пульмонологический санаторий», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 59, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59 по причинам, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает незаконным.

С учетом спорных периодов работы, специальный трудовой стаж Карташова В.С. составляет более 30 лет.

Срок, с которого должна быть назначена пенсия – ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в этот день истица обратилась с заявлением в ГУ УПФР в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на этот момент стаж ее медицинской деятельности составлял более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные судебные расходы на оплату госпошлины в размере 200 руб.     

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Удовлетворить исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Карташевой В.С. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии.

Признать незаконным решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ) в части отказа во включении в специальный стаж работы Карташевой В.С. периодов работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности палатной медицинской сестры в Детском пульмонологическом санатории Территориального объединения медико-социальной помощи;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры в Детском пульмонологическом санатории муниципального учреждения Управления здравоохранения;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Детский пульмонологический санаторий»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры в МДОУ детский сад компенсирующего вида № 59, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 59.

Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» включить карташевой В.С. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные периоды работы.

Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» назначить Карташевой В.С. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте» в пользу ФИО2 расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Короленко В.А.

Решение не вступило в законную силу.