иски физ лиц к Пенсионному фонду



Дело № 2-2565/2011

Р Е Ш Е Н И Е

(заочное)

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года                          г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области, в составе:

председательствующего судьи     Руновой Т.Д.,

при секретаре                 Аненковой М.Н.,

с участием:

прокурора                     Казаковой Т.Б.,

истца                     Беловой И.И.,

представителя третьего лица         Юдиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту интересов Беловой И.И. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды работы, назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах Беловой И.И обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Златоусте Челябинской области (далее – УПФР в г.Златоусте), с учетом уточнения исковых требований просил:

- признать незаконным решение УПФР в г.Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Беловой И.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г.Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ за в части отказа Беловой И.И. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования с отрывом от производства;

- обязать УПФР в г.Златоусте включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить Беловой И.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований указал, что Белова И.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в чем ей было необоснованно отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального 30-летнего стажа работы. В связи с этим просил обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж Беловой И.И. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. и истица Белова И.И. исковые требования поддержали.

Представитель третьего лица МЛПУЗ «Городская детская больница № 3» Юдина Г.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), требования прокурора поддержала.

Представитель ответчика УПФР в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил. В ранее представленном письменном отзыве указал, что исковые требования не признает, так как отсутствуют основания для включения спорных периодов в специальный стаж работы истицы (л.д. 26-28).

На основании определения суда дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора, истицу, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Беловой И.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Белова И.И. обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как выработавшая необходимый для этого 30-летний специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (л.д.19-20, 29).

Решением руководителя УПФР в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии ГУ УПФР в г. Златоусте по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30 летнего специального трудового стажа (л.д.9).

Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ , специальный трудовой стаж истицы составляет 28 лет 11 месяцев 5 дней. В специальный трудовой стаж не учтены оспариваемые периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на основании положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», ряда определений Верховного Суда РФ от 05.03.2009 № 19-В09-2, от 14.01.2010 № 4-В09-51, письма Пенсионного Фонда РФ от 20.10.2010 № ЛЧ-25-24/1107 зачету в стаж на соответствующих видах работ подлежат периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г. (время вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ») продолжительностью до 3 лет (независимо от того оплачиваемые или неоплачиваемые).

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования с отрывом от производства; поскольку согласно абзаца 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из копии свидетельства о рождении (л.д. 16) Белова И.И. имеет сына Дмитрия, родившегося ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке МЛПУЗ «Городская детская больница № 3» от ДД.ММ.ГГГГ Белова И.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).

Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 11 мес. 25 дней также подлежит включению в специальный стаж Беловой И.И., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Такой подход суда к разрешению спора в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Из п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет.

Согласно справке из МЛПУЗ «ГБ № 3» (л.д. 13) Белова И.И. направлялась на курсы повышения квалификации:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ );

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ );

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ );

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

По результатам прохождения повышения квалификации истице выдавались свидетельства (л.д.17-18).

Согласно пп. д п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением СМ ССР от 17.12.1959г. № 1397, работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Согласно п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Как следует из п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со статьей 112 КЗОТ РФ, статьей 187 вступившего в действие с 01.02.2002 г. ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, в пункте 21 рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

На основании изложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы по специальности.

Общая продолжительность указанных периодов в календарном исчислении согласно таблице трудовой деятельности застрахованного лица составляет 2 мес. 25 дн., исходя из расчета: 19 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + 25 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + 25 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + 16 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

С учетом спорных периодов специальный стаж работы Беловой И.И. на день подачи заявления в ГУ УПФР в г. Златоусте составляет 30 лет 1 месяц 25 дней (28 лет 11 месяцев 5 дней + 11 месяцев 25 дней + 2 месяца 25 дней), что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», следовательно, пенсия истице должна быть назначена с момента обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Беловой И.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Беловой И.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за в части отказа Беловой И.И. во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – цикл усовершенствования с отрывом от производства.

Обязать Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области включить Беловой И.И. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» указанные периоды работы.

Обязать Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Златоусте Челябинской области назначить Беловой И.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, через суд вынесший решение.

    Председательствующий      Т.Д. Рунова

Решение не уступило в законную силу