о возмещении вреда, причиненного работодателю



дело № 2-2636/2011

Р Е Ш Е Н И Е

(заочное)

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                                     28 декабря 2011 года

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Фроловой Г.А.,

при секретаре                    Решетниковой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» к Гаджилаеву М.М. о взыскании задолженности,

у с т а н о в и л :

    ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (далее по тексту ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь») обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Гаджилаева М.М. задолженность в размере <данные изъяты>.

    В обоснование своих требований истец сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, согласно условиям которого ответчик был принят на работу начальником Отдела оборудования. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ указанный трудовой договор был расторгнут по инициативе работника. После расторжения трудового договора за ответчиком числится задолженность в размере <данные изъяты>., которая образовалась в результате удержания денежных средств за неотработанные дни ежегодного отпуска, а также не возврата выданных ему в подотчет денежных средств. Согласно справке бухгалтерии ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» Гаджилаеву М.М. за весь период работы предоставлялся оплачиваемый отпуск в количестве 99 календарных дней, а также отпуск без сохранения заработной платы в количестве 25 дней. Период работы ответчика в заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У ответчика возникло право только на 93 календарных дня оплачиваемого отпуска, и у работника образовалась задолженность в виде выплаченных сумм за 6 неотработанных дней отпуска. Поскольку среднедневной заработок ответчика составлял <данные изъяты> размер задолженности ответчика перед истцом составляет <данные изъяты> На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ директора по снабжению ФИО3 начальнику отдела оборудования Гаджилаеву М.М. на приобретение сапог литейщика в ЭСПЦ-1 выданы денежные средства в размере <данные изъяты> из них <данные изъяты>. перечислено ДД.ММ.ГГГГ на банковскую карту, <данные изъяты>. выдано через кассу завода ДД.ММ.ГГГГ Однако оплата за приобретенные заводом сапоги литейщика была произведена по безналичному расчету. За выданные в подотчет денежные средства ответчик не отчитался, сапоги литейщика на полученные Гаджилаевым М.М. деньги приобретены не были. Из заработной платы ответчика в счет возмещения задолженности было удержано в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Сумма оставшейся задолженности составляет <данные изъяты>

    Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.

    Ответчик Гаджилаев М.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало. Данных о наличии уважительных причин его неявки в судебное заседание не поступало.

    В связи с неявкой ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд, в соответствии с ч.1 ст. 233 ГПК РФ определил рассматривать дело в порядке заочного производства.

    Изучив материалы дела, суд находит требования ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как установлено в ходе судебного разбирательства ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» и Гаджилаевым М.М. был заключен трудовой договор , согласно условиям которого Гаджилаев М.М. был принят на работу в ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» начальником отдела Оборудования с трехмесячным испытательным сроком. Трудовой договор заключался на неопределенный срок по основной работе (л.д.8).

    На основании личного заявления и указанного трудового договора приказом от ДД.ММ.ГГГГ Гаджилаев М.М. был принят на работу в заводоуправление – Дирекцию по снабжению – Отдел оборудования ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» начальником отдела с трехмесячным испытательным сроком (л.д.9).

    Приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» и Гаджилаевым М.М. был расторгнут на основании личного заявления работника (л.д.10).

    Согласно условиям трудового договора (п. 4.4.) работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск как работнику с ненормированный рабочим днем в количестве семи календарных дней.

    Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) за период работы ответчик находился в оплачиваемых отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 15 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 18 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 7 дней, всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 99 дней.

    Факт оплаты отпуска, предоставленного Гаджилаеву М.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается ведомостью о начислении денежных средств в размере <данные изъяты>. (л.д.12) и платежным поручением о зачислении указанных денежных средств на банковскую карту ответчика Гаджилаева М.М. (л.д.13). Факт выплаты отпускных за предшествующие периоды Гаджилаевым М.М. не оспаривается.

    Кроме того, за период работы ответчик находился в отпусках без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 3 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ9г. – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 дней, всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 дней.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 122 Трудового кодекса РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Как следует из трудового договора, заключенного с Гаджилаевым М.М. суммарная продолжительность его отпуска основного и дополнительного составляет 35 календарных дней. Период трудовой деятельности ответчика, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 2 полных рабочих года 8 месяцев. С учетом изложенного, всего ответчику должен быть предоставлен отпуск продолжительностью 75 дней за два рабочий года и 23 дня за 8 рабочих месяцев, то есть всего 93 календарных дня. Фактически же ответчику всего был предоставлен отпуск в размере 99 календарных дней.

Таким образом, ответчик Гаджилаев М.М. имеет 6 неотработанных дней отпуска.

В соответствии с п.п 4 ч. 2 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.

Истцом представлен расчет задолженности за шесть неотработанных дней отпуска, согласно которому задолженность ответчика перед истцом, исходя из его среднедневного заработка, составляет <данные изъяты>. (л.д.12). Расчет представленный ответчиком, судом проверен и признан правильным.

Следовательно, с учетом изложенных обстоятельств ответчик Гаджилаев М.М. имеет перед истцом задолженность за шесть неотработанных дней в размере <данные изъяты>., которая подлежит удержанию из его заработной платы.

Согласно п. 3.1.5. трудового договора, заключенного между истцом и Гаджилаевым М.М., работник обязан при увольнении передать в установленном законом порядке принадлежащее предприятию имущество, подотчетные денежные средства, документы.

Как следует из материалов дела, директор по снабжению ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на имя директора по финансам и экономике ФИО4 о выдаче начальнику отдела оборудования Гаджилаеву М.М. в подотчет <данные изъяты>. на приобретение сапог литейщика в ЭСПЦ-1 (л.д.15). Согласно отметкам на заявлении было принято решение о выдаче ответчику указанной суммы следующим образом: <данные изъяты>. через кассу предприятия, <данные изъяты>. путем зачисления на банковскую карту Гаджилаева М.М.

    Факт выдачи Гаджилаеву М.М. указанной суммы подтверждается материалами дела: ведомостью оборотов по счету 71.0 – «Расчеты с подотчетными лицами» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), из которой следует, что Гаджилаеву М.М. ДД.ММ.ГГГГ выдано через кассу <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ перечислено на банковскую карту <данные изъяты>. Согласно расходному кассовому ордеру (л.д.17) из кассы предприятия ответчику Гаджилаеву М.М. было выдано <данные изъяты>., согласно ведомости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) на банковскую карту Гаджилаева М.М. перечислено <данные изъяты>.

    ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» и ЗАО «Волгоград-Восток-Сервис» был заключен договор на поставку спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Согласно п. 5.1 договора оплата поставленной продукции производится платежными поручениями на р/с поставщика или по дополнительно указанным поставщиком реквизитам, после поставки – 100% в течение 30 дней. Оплата по факту поставки производится после предоставления оригинала счета-фактуры (л.д.20-22).

    Согласно счету-фактуре от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Волгоград-Восток-Сервис» во исполнение указанного договора поставки ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» была произведена поставка спецобуви: сапог литейщика и ботинок ц/юфт МБС, всего на сумму <данные изъяты>.

    Однако оплата указанной продукции была произведена не Гаджилаевым М.М. из подотчетных средств, а платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ со счета ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» на счет поставщика спецобуви «Волгоград-Восток-Сервис» (л.д.27).

    Выданные Гаджилаеву М.М. в подотчет денежные средства в размере <данные изъяты>. на оплату сапог литейщика ответчиком возвращены не были.

    В соответствии со ч.1, 2 ст. 242, п.2 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса РФ Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

С учетом изложенного, денежные средства в размере <данные изъяты>., полученные Гаджилаевым М.М. в подотчет и не сданные ответчиком истцу перед увольнением являются задолженностью ответчика перед истцом и должны быть взысканы с ответчика в пользу истца.

Тот факт, что между истцом и ответчиком трудовой договор расторгнут не является основанием для освобождения ответчика от возмещения причиненного истцу материального ущерба, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 232 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Таким образом, общая сумма ущерба, причиненного Гаджилаевым М.М., составляет <данные изъяты>

Из расчетных листков Гаджилаева М.М. следует, что в счет возмещения ущерба из его заработной платы было удержано ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты>. Оставшаяся сумма задолженности составляет <данные изъяты>

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в его пользу в счет возмещения причиненного ущерба <данные изъяты> Следовательно, указанная сумма и подлежит взысканию с Гаджилаева М.М. в пользу ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь».

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при обращении в суд с иском была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>. (л.д.5). Исковые требования истца удовлетворены в полном объеме, следовательно, с Гаджилаева М.М. в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» удовлетворить.

    Взыскать с Гаджилаева М.М. в пользу закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» в счет возмещения ущерба <данные изъяты>., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>

Ответчик Гаджилаев М.М., не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

    Заочное решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.

    

Председательствующий:                    Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу