Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Квашниной Е.Ю.,
при секретаре: Бедрик М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с участием представителя администрации ЗГО Мезенова Е.В.,
гражданское дело по заявлению Полховский В.В. о признании незаконным решения администрации Златоустовского городского округа в части отказа в отводе земельного участка, возложении обязанности по составлению акта выбора земельного участка, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта,
у с т а н о в и л :
Полховский В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ему в отводе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (подпункт 9 пункта 2 распоряжения), просит признать распоряжение администрации ЗГО в указанной части незаконным, возложить на администрацию ЗГО обязанность по составлению акта выбора земельного участка по его заявлению, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов его выбора, или об отказе в размещении объекта (л.д. 3-4).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию ЗГО в соответствии со ст. ст. 30,31 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка для строительства торгово-офисного здания и предварительном согласовании места размещения указанного объекта на земельном участке примерной площадью 400 кв.м по <адрес> в целях последующего предоставления его в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Златоустовский рабочий» было опубликовано распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», согласно подпункту 9 пункта 2 которого ему в отводе земельного участка отказано.
Заявитель считает указанное решение органа местного самоуправления незаконным, поскольку оно принято в нарушение установленных ст.ст. 30-32 ЗК РФ порядка и правил предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По мнению заявителя, обязательным условием рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка является выбор земельного участка органом местного самоуправления, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возложено на органы местного самоуправления. После чего, орган местного самоуправления должен принять одно из двух предусмотренных законом решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Вместе с тем, администрацией ЗГО при принятии решения об отказе в отводе земельного участка, указанный порядок предоставления земельного участка для строительства соблюден не был, в связи с чем, выбор земельного участка не является обеспеченным по смыслу п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
Заявитель Полховский В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.81).
Представитель администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-38), просит в удовлетворении заявления Полховский В.В. отказать по основаниям, изложенным в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), из которого следует, что сам по себе выбор земельного участка с целью последующего его предоставления для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта означает избирательность органов местного самоуправления в отношении нескольких возможных вариантов расположения земельных участков. Полховский В.В. заявлено лишь одно место для предоставления испрашиваемого земельного участка. Администрация ЗГО, выявив обстоятельства, свидетельствующие о невозможности выдать акт предварительного согласования места размещения объекта, отказала в выдаче акта, сославшись на то, что невозможно перенести установленные по просьбе жителей домов данного района мусорные баки (контейнеры) в иное близлежащее место без нарушения санитарных норм и правил (раздел 2.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест, утвержденный Минздравом ССССР от 05.08.1988 г. № 4690-88»). При этом администрацией ЗГО проводилось исследование территории, и отсутствие акта предварительного согласования места размещения объекта не свидетельствует о не проведении выбора земельного участка.
Кроме того, ранее Полховский В.В. обращался с заявлением о предоставлении ему этого же земельного участка примерной площадью 400 кв.м, указывая адресный ориентир: <адрес>, в удовлетворении которого ему было отказано по этим же основаниям. Решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Полховский В.В. отказано в удовлетворении его жалобы в полном объеме, его кассационная жалоба оставлена без удовлетворения. Все доводы заявителя уже исследовались судом в рамках указанного дела, решение по нему имеет для суда преюдициальное значение.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление Полховский В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По смыслу и содержанию указанной нормы закона следует, что для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий – несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.
В соответствии с ч.3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ст.ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
То есть законом гарантировано право гражданина получить в пользование земельный участок, в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
Статья 31 ЗК РФ определяет, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 ЗК РФ).
По указанному заявлению орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 01.07.2004 г. N 811 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте" (с последующими изменениями и дополнениями) (л.д. 46-74), предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах. Выставление земельного участка или права аренды земельного участка для строительства на торги может осуществляться в случаях, когда имеются несколько заявок на предоставление соответствующего земельного участка, либо в случаях, когда размещение cooтветствующего объекта предусмотрено генеральным планом города или иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией. Порядок подготовки и проведения торгов определяется Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 7 Положения, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) Заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты;
3-1) Решение комиссии по землеотводам утверждается распоряжением Главы округа. В случае недостаточной обоснованности принятого решения Глава округа направляет соответствующую заявку в комиссию по землеотводам на повторное рассмотрение с мотивированным заключением. Срок действия распоряжения Главы округа один год с момента официальной публикации решения комиссии по землеотводам;
7) В случае, если в процессе проведения процедуры согласования согласующими органами и должностными лицами выдвинуты условия, повлекшие изменения границ земельного участка по сравнению с утвержденными в проекте границ, Глава города после установления границ на местности (изготовления межевого (землеустроительного дела) своим распоряжением утверждает новый проект границ (материалы инвентаризации земельного участка);
8) Распоряжение Главы города о предоставлении земельного участка в аренду (в постоянное (бессрочное) пользование) для строительства принимается в двухнедельный срок со дня обращения гражданина или юридического лица; к заявлению, подаваемому на имя Главы города в МУ "Комитет по управлению имуществом г.Златоуста", должна быть приложена кадастровая карта (план) земельного участка.
Форма акта предварительного согласования места размещения объекта утверждена Постановлением Главы администрации ЗГО от 27.10.1995г. № 1104 «Об утверждении положения «О порядке отвода земельных участков» (л.д. 43-45), и как следует из пояснений представителя администрации ЗГО, используется до настоящего времени.
Из анализа приведенных норм следует, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта органом местного самоуправления определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на земельном участке, выбранном им для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно части 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из содержания ст.ст. 30, 31 ЗК РФ следует, что данные нормы не содержат положений об обязательном оформлении акта выбора земельного участка, его последующего утверждения с одновременным принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, если имеются препятствия для предварительного согласования и выбора земельного участка, а отсутствие акта выбора само по себе не свидетельствует о непроведении выбора земельного участка.
Как следует из материалов дела и пояснений участников процесса в судебных заседаниях, земельный участок по адресному ориентиру: <адрес>, на государственный кадастровый учет не поставлен.
ДД.ММ.ГГГГ Полховский В.В. обратился к Главе ЗГО с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 400 кв.м для строительства торгово-офисного здания и предварительном согласовании места размещения объекта в целях последующего предоставления его в аренду, с указанием предполагаемого места размещения объекта: <адрес>, приложив схему расположения участка и обоснование примерного размера земельного участка (л.д. 6,7,19).
Комиссия по землеотводам ДД.ММ.ГГГГ рассмотрела заявление Полховский В.В. и приняла решение об отказе заявителю в отводе земельного участка примерной площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства торгово-офисного здания, ввиду обременения запрашиваемого земельного участка контейнерной площадкой, перенос которой невозможен в виду нарушения санитарных норм (раздел 2.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утв. Минздравом СССР от 05.08.1988 г., № 4690-88 ), что нашло свое отражение в подпункте 9 пункта 2 протокола № комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ
Протокол комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ и опубликован в газете «Златоустовский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Из материалов дела и пояснений представителя заявителя Болонной И.Ю., действующей по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29), пояснений представителя администрации ЗГО, следует, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ уже обращался в администрацию ЗГО с заявлением об отводе ему этого же земельного участка примерной площадью 400 кв.м., но несколько иной конфигурации, указывая его адресный ориентир: <адрес>, с целью использования его для строительства здания офиса и размещения парковки автомобилей, но в удовлетворении заявления ему распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано ввиду обременения земельного участка этой же контейнерной площадкой, перенос которой невозможен ввиду нарушения санитарных норм. При подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ Полховский В.В. также прикладывал к нему схему расположения участка и обоснование примерного размера земельного участка (л.д.92-94), из которых следует, что испрашиваемый земельный участок по адресному ориентиру: <адрес> (л.д. 7,19) фактически соответствует испрашиваемому ранее земельному участку по адресному ориентиру: <адрес> (л.д. 93,94).
Отказ администрации ЗГО в предоставлении заявителю земельного участка примерной площадью 400 кв.м по адресному ориентиру: <адрес> являлся предметом рассмотрения Златоустовским городским судом дела по иску Полховский В.В. к Главе ЗГО, администрации ЗГО о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка, обязывании предоставить земельный участок.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Полховский В.В. в удовлетворении его исковых требований отказано в полном объеме (л.д. 20-27).
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт нахождения на испрашиваемом заявителем земельном участке вдоль правой его границы контейнерной площадки с расположенными на ней контейнерами для сбора бытовых отходов и мусора заявителем не оспаривается.
В силу абзаца первого п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплутационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных советов народных депутатов.
Согласно плану размещения объекта на территории, представленному Полховский В.В. для рассмотрения на комиссии по землеотводам его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (л.д.7,19), требования указанных норм не соблюдены; перенос контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88, не возможен.
Указанные обстоятельства были также установлены вступившим в законную силу судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-27).
Также судом было установлено, что согласно договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между КГХ и ООО «Зласпецтранс», последним оказываются собственникам и нанимателям, проживающим в многоквартирных жилых домах Златоустовского городского округа, в том числе и в доме <адрес> (количество квартир 48, площадь квартир 2077,30 кв.м.), жилищные услуги по сбору, вывозу, захоронению твердых бытовых отходов.
Несмотря на то, что указанная контейнерная площадка не зарегистрирована за кем-либо на праве собственности, согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе и санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые предусматривают, что оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, бункеры-накопители, контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9).
Указанная контейнерная площадка, исходя из вышеуказанных норм закона, принадлежит собственникам всех жилых помещений в многоквартирном доме, её обслуживание происходит за счет средств собственников жилых помещений, законодатель не требует отдельного закрепления прав на контейнерные площадки.
Таким образом, предварительное согласование места размещения объекта не представляется возможным.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства указывают на то, что оспариваемое распоряжение администрации Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», которым Полховский В.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а фактически отказано в предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания на земельном участке примерной площадью 400 кв.м, восточнее дома <адрес>, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Полховскому В.В. о признании недействительным распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» в части отказа Полховскому В.В. в отводе земельного участка примерной площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства торгово-офисного здания; возложении на администрацию ЗГО обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Челябинский областной суд, через суд, его вынесший.
Председательствующий судья: Е.Ю.Квашнина
Решение не вступило в законную силу.