Дело № 2-247/12 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Дербеневой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием заявителя Гизатулиной Г.М., представителя заявителя Пеньковская О.В., представителя заинтересованного лица администрации ЗГО Мезенова О.В., гражданское дело по заявлению Гизатулина Г.М. о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности восстановить допущенное нарушение прав,
у с т а н о в и л:
Гизатулиной Г.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжение администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 7, обязать администрацию ЗГО восстановить допущенное нарушение ее права на получение земельного участка по адресу: <адрес>, примерной площадью <данные изъяты> указанного в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации ЗГО.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником квартиры в четырехквартирном доме по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ и земельного участка по данному адресу: площадью <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в администрацию ЗГО с заявлением об отводе смежного земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства, с приложением всех необходимых документов. До настоящего времени Администрация ЗГО не предприняла никаких действий в отношении ее заявления. Распоряжением администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ», где в п. 7 указано, что ОМС «КУИ ЗГО» поручается сформировать земельный участок, примерной площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, севернее дома № после чего организовать проведение торгов на предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением индивидуального жилого дома. Считает, что подобное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, т.к. исходя из текста распоряжения совершено не очевидно, что оно принято на основании ее заявления- не указано имя заявителя, а также с действующим земельным законодательством со времени подачи ею заявления в администрацию ЗГО до настоящего времени никаких действий администрация ЗГО не произвела, как того требует законодательство РФ, подзаконные и нормативно-правовые акты. Вышеприведенное бездействие администрации муниципального образования влечет нарушение порядка землепользования и границах поселения, исключает возможность распоряжения земельными участками в границах поселения, а именно, права на получение земельного участка, либо на достоверную информацию о мотивированном отказе со стороны муниципального орган власти.
Заявитель Гизатулиной Г.М., представитель заявителя Пеньковская О.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрации ЗГО Мезенов Е.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.17-19) с заявленными требованиями Гизатулиной Г.М. не согласился, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, и просил в удовлетворении заявления Гизатулиной Г.М. отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.31-32).
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. (ст.255 ГПК РФ)
Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Пунктом 3 ст.81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства составляет 0,25 га.
Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).
Судом установлено, что Гизатулиной Г.М. является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ГУ ФРС по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.8).
Также Гизатулиной Г.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов-для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты>, кадастровый (или условный) номер: № расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного УФРС по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.9,21-22).
Гизатулиной Г.М. обратилась ДД.ММ.ГГГГ к Главе Златоустовского городского округа с заявлением об отводе для ведения личного подсобного хозяйства дополнительного земельного участка, примерной площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7а).
Распоряжением Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам № от ДД.ММ.ГГГГ» был утвержден протокол комиссии по отводу земельных участков, в п.7 которого указано, что ОМС «КУИ ЗГО» необходимо сформировать земельный участок, примерной площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, после чего организовать проведение торгов на представление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с возведением индивидуального жилого дома (л.д. 11).
Данный протокол опубликован в газете Златоустовский рабочий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).
Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).
Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (п.4 ст.4 Закона).
Земельный участок, примерной площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, находится в пределах городской черты г.Златоуста, то есть для целей ведения личного подсобного хозяйства может быть только приусадебным, предназначенным для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
Суду не представлено доказательств, что произведено формирование границ вышеуказанного земельного участка и внесены сведения об этом в государственный кадастр недвижимости.
Из пояснений заявителя, представителя заявителя в судебном заседании следует, что Гизатулиной Г.М. просила выделить ей спорный земельный участок для огородничества (ведения личного подсобного хозяйства) без возведения жилого дома, на правах аренды.
Как видно из заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Гизатулиной Г.М. на имя Главы ЗГО, заявитель просила отвести ей дополнительный земельный участок, примерной площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
По смыслу п. 2.,3..4 ст. 34 ЗК РФ, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка ( в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Обязанность по подаче заявления, соответствующего по содержанию положениям ст.34 ЗК РФ, лежит на гражданине, заинтересованном в предоставлении земельного участка. Заявление Гизатулиной Г.М., представленное в орган местного самоуправления, не соответствует требованиям ст.34 ЗК РФ, поскольку в нем не указано испрашиваемое право на земельный участок, а также местоположение, что является весьма существенным, так как из содержания заявления Гизатуллиной Г.М. следует, что она просит предоставить земельный участок с адресным ориентиром : <адрес>, как уже указывалось выше, истица является собственником земельного участка с аналогичным адресным ориентиром(л.д.8).
Таким образом, основания для предоставления земельного участка Гизатулиной Г.М. у органа местного самоуправления отсутствовали.
Разработка проекта планировки и межевания территории необходима для определения свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Без разработки проекта планировки и межевания территории, которая не освоена, наличие свободных земельных участков определить невозможно.
В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок, испрашиваемый истцом, находятся в жилой зоне В.1.1. – зона усадебной застройки (усадебных и блокированных домов, коттеджей) (л.д.33-34)
Таким образом, суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления не было оснований для предоставления земельного участка Гизатулиной Г.М. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе, причем вне зависимости от ого, выполнены в отношении этого участка кадастровые работы и осуществлен ли его кадастровый учет.
Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка ( в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.
Действующее законодательство не ограничивает органы местного самоуправления на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности.
На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Гизатулиной Г.М. о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ в части п.7 недействительным, возложении обязанности предоставить участок.
Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Гизатулиной Г.М. о признании незаконным распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 7, возложении обязанности предоставить земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий А.А. Яковлева
Решение не вступило в законную силу