о назначении пенсии



дело № 2-204/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст                                    01 февраля 2012 года

    Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи        Фроловой Г.А.,

при секретаре                    Решетниковой Д.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окуневой С.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте о назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л :

    Окунева С.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными решение комиссии Государственного учреждения Управление Пенсионного фонд РФ в г. Златоусте (далее по тексту УПФР в г. Златоусте) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан – протокол № 1400 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в специальных трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция Скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования, решение об отказе в назначении пенсии № 22740 от ДД.ММ.ГГГГ, включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ей трудовую пенсию по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. с момента подачи заявления в УПФР в г. Златоусте.

    В обоснование своих требований истица сослалась на то, что коллегиальным решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. ей не были учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция Скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования. Решением УПФР в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. по причине отсутствия требуемого тридцатилетнего трудового стажа на соответствующих видах работ. Причиной отказа послужило то, что наименование должности и учреждения, где истица работала, не соответствует разделам «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Истица считает отказ незаконным, поскольку пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которой они состояли в трудовых отношениях. Кроме того, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников, правовая форма учреждения не являлась юридически значимой. Работа фельдшера отличается большой интенсивностью и ответственностью, тяжёлый характер выполняемой работы дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В оспариваемый период истица выполняла именно такую работу. Лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан истица занималась в течение всего рабочего времени.

    В судебном заседании истица Окунева С.В. на удовлетворении своих исковых требований настаивает.

    Представитель ответчика УПФР в г. Златоусте Сидорова Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования Окуневой С.В. не признала, пояснила, что периоды работы истицы рассмотрены согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 и Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. № 395, Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, что как раз и не нарушает пенсионные права истицы, так как периоды работы рассмотрены с учетом ранее действовавшего законодательства. В указанных периодах наименование учреждения не соответствует Номенклатуре учреждений здравоохранения от 03.11.1999г. № 395, Списку учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а также документально не подтвержден статус юридического лица и нет возможности применить п.1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, так как «Станция скорой медицинской помощи» как структурное подразделение учреждений не предусмотрено. Согласно абз. 2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости наравне с работой, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах усовершенствования не предусмотрена указанными правилами и, по общему правилу, зачету в стаж на соответствующих видах работ не подлежат, но при этом они включены в страховой стаж. Время нахождения на курсах усовершенствования может быть засчитано в специальный трудовой стаж, если в данный период одновременно осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья и в указанный период выполнялись условия, предусмотренные п. 4 Правил от 2002 года, то есть выполнение нормы рабочего времени. Данный порядок применяется и в рамках постановления КС РФ № 2-П за периоды с ДД.ММ.ГГГГ Наименование должности «дежурный фельдшер» в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования окуневой С.В. законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ (далее по тексту Закон о трудовых пенсиях), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Окунева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, в том числе работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления Здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (трудовая книжка, л.д. 8-10, решение УПФР в г. Златоусте, л.д.11, протокол заседания комиссии, л.д.12-13).

ДД.ММ.ГГГГ истица Окунева С.В. обратилась в УПФР в г. Златоусте с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (л.д.98-99).

Комиссия УПРФ в г. Златоусте рассмотрев вопросы реализации пенсионных прав Окуневой С.В. приняла решение о том, что Окунева С.В. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального трудового стажа, поскольку в специальный трудовой стаж истицы не были включены периоды ее деятельности

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция Скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», поскольку в указанные периоды наименование учреждение «Территориальное объединение медико-социальной помощи» и «Муниципальное учреждение Управление здравоохранения» не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. № 395, Спискам должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, постановлением правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. П. 1 Правил № 1066 от 1999г., также не может быть применен, так как «Станция скорой медицинской помощи» не предусмотрена в числе структурных подразделений учреждений, а также документально не подтвержден статус юридического лица Лечебно-профилактического учреждения «Станция скорой медицинской помощи», которая являлась структурным подразделением Муниципального учреждения Управление здравоохранения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наименование должности не соответствует разделу «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования, поскольку согласно абз. 2 п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков

По мнению представителя УПФР в г. Златоусте требуемый специальный трудовой стаж 30 лет на момент принятия оспариваемого решения у истицы отсутствует. Специальный трудовой стаж Окуневой С.В. засчитан продолжительностью 24 года 3 месяца 14 дней.

Суд находит отказ Окуневой С.В. в назначении пенсии и не включение периодов работы истицы в специальный стаж незаконным по следующим основаниям.

Основным критерием назначения пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях в связи с особыми условиями труда медицинским работникам является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом, пенсионным законодательством урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения – вид профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимых для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты. Право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе и лицам, занимающимся лечебной деятельностью, назначается в зависимости от вида деятельности (вида работ), а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях и не зависимо от организационно - правовой формы, наличия статуса юридического лица.

При этом в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию) в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.

С 1 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066. Указанный список содержит наименование должности – «фельдшер» и наименование учреждения «Станция скорой медицинской помощи».

Приказом Минздрава № 395 от 03.11.1999г. утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. П. 1.5 Номенклатуры предусмотрено наименование лечебно-профилактического учреждения – «Станция скорой медицинской помощи».

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность, утверждены постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено наименование должности – «фельдшер»; наименование учреждения – «Станция скорой медицинской помощи».

Как следует из пояснений истицы Окуневой С.В., трудовой книжки (л.д. 8-10), справки (л.д.104) истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция Скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи». В эти периоды истица была занята полный рабочий день в режиме нормальной продолжительности рабочего времени. Отпуска без сохранения заработной платы исключены из стажа, исключение указанных периодов истица не оспаривает. В указанные периоды Окунева С.В.работала на одном и том же месте, ее функциональные обязанности не менялись, она исполняла свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией фельдшера, за весь период работы менялось лишь наименование учреждения (Устав МЛУПЗ «станция скорой медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ., л.д.44-50, Устав МУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», л.д.52-58, Устав «Территориального объединения медико-социальной помощи» ДД.ММ.ГГГГ., л.д. 60-64, Устав МУУЗ от ДД.ММ.ГГГГ., л.д.67-76)

Как следует из справки, выданной МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д. 104) на основании книги приказов, лицевых счетов, штатных расписаний и тарификационных списков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность дежурный фельдшер, старший фельдшер (за врача) относится к среднему медицинскому персоналу на основании штатных расписаний за ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку судом установлено, что должность истицы относилась к среднему медицинскому персоналу, требования истицы о включении данных периодов в ее специальный трудовой стаж подлежат удовлетворению.

В соответствии с представленной справкой о переименовании (л.д.105), Уставами (л.д. 44-50, 52-58, 60-64, 67-76),

- с 1928 года образована станция скорой помощи;

- на основании приказа Министерства здравоохранения РСФСР № 898 от 14.10.57г. станция скорой помощи переименована в станцию скорой медицинской помощи;

- постановлением главы города № 156(9) от 16.03.1993г. станция скорой медицинской помощи переименована в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи»;

- в соответствии с постановлением Главы Администрации г. Златоуста № 275 от 20.03.1995г. МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Территориального объединения медико-социальной помощи как лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи»;

- на основании постановления Администрации главы г. Златоуста № 822(1) от 31.07.1996г. Территориальное объединение медико-социальной помощи реорганизовано, лечебно-профилактическое учреждение «Станция скорой медицинской помощи» вошло в состав Муниципального учреждения Управления здравоохранения;

- согласно Постановлению администрации г. Златоуста № 1310 от 12.10.2000г. МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» вышло из состава Муниципального учреждения Управления здравоохранения;

- Постановлением главы города Златоуста № 1599(3) от 18.12.2000г. зарегистрирован Устав МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи».

Закон о трудовых пенсиях, во исполнение которого было принято Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с медицинской деятельностью в зависимости от организационно – правовой формы медицинского учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждения здравоохранения, его организационно – правовую форму, наличие статуса юридического лица.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников медицинских учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно – правовыми формами учреждений, наличием статуса юридического лица.

Следовательно, указанные спорные периоды работы истицы, общей продолжительностью 5 лет 7 месяцев 18 дней подлежат включению в ее специальный стаж лечебной деятельности.

Представителем ответчика не оспаривается осуществление Окуневой С.В. лечебной деятельности в спорные периоды, они не зачтены в специальный стаж только по формальным основаниям - несоответствия наименования учреждения, в которых осуществляла медицинскую деятельность истица, Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом МЗ РФ от 03.11.99г. №395, а также несоответствие наименования должности разделу «наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

Отказ ГУ УПФ РФ во включении спорных периодов работы истицы в специальный стаж ущемляет конституционные права Окуневой С.В. и ставит ее в неравное положение с лицами, проработавшими с теми же условиями труда.

Суд также находит незаконным отказ УПФР в г. Златоусте во включении в специальный трудовой стаж Окуневой С.В. периодов учебы с отрывом от производства с сохранением средней заработной платы (усовершенствования) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уточняющей справке МЛПУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104) Окунева С.В. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлялась на курсы усовершенствования на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ, б/н от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В соответствии с ч.2 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002г.

В силу п. 4 ныне действующих Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих правил к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

У истицы в периоды усовершенствования сохранялась заработная плата. В соответствии с действовавшим на этот период законодательством из заработной платы производилась уплата взносов на государственное социальное страхование или страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Указанное положение содержится в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1.

В Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п. 21).

Пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, и утвержденная приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985г. № 94 Инструкция о порядке заработной платы работникам здравоохранения закрепляла в Приложении 6 к инструкции Порядок зачета в специальный стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях (п. 2).

Учеба (усовершенствование) для работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья, по своей сути соотносимы с учебными отпусками.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Окуневой С.В. на курсах усовершенствования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 1 месяц 11 дней подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, специальный трудовой стаж Окуневой С.В. будет составлять более 30 лет (24 года 3 месяца 14 дней + 5 лет 7 месяцев 8 дней + 1 месяц 11 дней).

Поскольку специальный стаж продолжительностью 30 лет Окуневой С.В. на момент обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии выработан, ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования Окуневой С.В. удовлетворить.

    Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Окуневой С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

    Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Златоусте назначить Окуневой С.В. досрочную трудовую пенсию по старости по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды работы:

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» Территориального объединения медико-социальной помощи,

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в ЛПУ «Станция Скорой медицинской помощи» Муниципального учреждения Управления здравоохранения,

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дежурного фельдшера в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи»,

    - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы усовершенствования.

    Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом через суд, принявший решение.

Председательствующий:                Г.А. Фролова

решение не вступило в законную силу