Дело № 2-169/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2012 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
при секретаре Курчатовой Т.О.
с участием истца Мусаева А.А., представителя ответчика УСЗН ЗГО – Серебряковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа о возложении обязанности выплачивать еж признании отказа в выплате незаконным, возложении обязанности произвести назначение денежной выплаты,
установил:
Мусаев А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее УСЗН) о возложении обязанности выплачивать ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6 594, 47 рублей с дальнейшей индексацией в установленном порядке; взыскании задолженности по выплате компенсации возмещения вреда здоровью в размере 10 331, 24 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование своих требований сослался на то, что являлся участником ликвидации аварии на АПЛ К-147, является инвалидом 2 группы с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Инвалидность явилась следствием работы, связанной с выполнением работ на АПЛ К-147. Ссылаясь на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1, а также на Постановление Конституционного Суда РФ, указал, что ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью как ветерану подразделений особого риска, признанным инвалидом 2 группы вследствие заболевания, связанного с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период выполнения работ при прохождении воинской службы в подразделениях особого риска, устанавливается судом в порядке, определенном ГПК РФ.
В судебное заседание истец Мусаев А.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа – Серебрякова Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что законодательством не предусмотрено возможности назначении компенсации в возмещение вреда во внесудебном порядке, указанные выплаты возможно назначить только на основании судебного решения (л.д. 11-12).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве (л.д. 22-23) представитель указал, что назначение истцу указанной компенсации возможно только на основании судебного решения.
Заслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Мусаева А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи со статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющееся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Как установлено в ходе судебного заседания, Мусаев А.А. являлся непосредственным участником в действиях подразделения особого риска в РФ, о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии № (л.д. 5).
Бюро МСЭ № 19 смешанного профиля ДД.ММ.ГГГГ Мусаеву А.А. установлена инвалидность 2 группы. В справке серии № (л.д. 6) указано, что заболевание Мусаева А.А. связано с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период выполнения работ при прохождении военной службы в Подразделениях особого риска. Инвалидность установлена бессрочно.
Решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7), Челябинский региональный межведомственный экспертный совет на заседании №. пришел к заключению о том, что заболевание, приведшее к инвалидности, связано с воздействием комплекса неблагоприятных факторов в период выполнения работ при прохождении воинской службы в Подразделениях особого риска. С учетом характера выполняемых работ, раннего возникновения и быстрого прогрессирования симптомов поражения сердечно - сосудистой системы, представляется возможным связать имеющийся симптомокомплекс с радиационным воздействием и комплексом неблагоприятных факторов при ликвидации аварии на АПЛ.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закона) (диапазон действия данной редакции: c 29.05.2004 по 31.12.2004г.), возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 руб.;
инвалидам II группы - 2 500 руб.;
инвалидам III группы - 1 000 руб.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-I "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями, внесенными ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), на граждан из подразделений особого риска", лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 1 части третьей статьи 27.1, статьей 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей статьи 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Однако, в своем Определении от 7 октября 2005 г. N 385-О Конституционный Суд РФ указал, что Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно признанных и защищаемых прав каждого относятся права на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение реализации и защита этих прав, возлагаемые на государство, предполагают выполнение им как обязанности предусматривать и осуществлять комплекс различных мероприятий, предотвращающих нанесение вреда здоровью граждан и окружающей среде, так и обязанности принимать меры к возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, в том числе в результате ухудшения состояния окружающей среды.
Таким образом, оспариваемое положение пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I не предполагает лишение на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ граждан-инвалидов из подразделений особого риска права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций и массовости причинения вреда в начальный период освоения и использования ядерной энергии. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений, неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Статья 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, внесшая изменение в пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-I, не может рассматриваться как лишающая указанных граждан права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью. Этот вывод подтверждается и содержанием пункта 1 статьи 153 того же Федерального закона, предусматривающего сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после введения данного Федерального закона в действие.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2011 г. N 986 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые определяют порядок осуществления расходов федерального бюджета, связанных с выплатой гражданам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 4 указанных Правил, органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо со вступившими в законную силу судебными решениями об изменении размера денежной компенсации, ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации.
Как указано в разъяснении Минтруда РФ от 30 ноября 2001 г. N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2001г. N 83 право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие (проходящие) службу в зоне отчуждения.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 г. N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установлена с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) инвалидам II группы в размере 6 594 руб. 41 коп.. С ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" вышеуказанная выплата для инвалидов II группы установлена в размере 6 990 рублей 07 копеек. Учитывая, что в отношении категории лиц, к которой отнесен истец порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью нормативными - правовыми актами не определен, назначение истцу, указанной компенсации возможно только на основании судебного решения. Следовательно, Мусаеву следует назначить к выплате с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 6 990 рублей 07 копеек, а за период с ДД.ММ.ГГГГ взыскать задолженность по выплате указанной компенсации в сумме 10 331 руб. 24 коп. из расчета: 3 736, 83 руб. ( за ноябрь с 14.11 по 30.11.11) + 6594, 41 руб. (за декабрь) =10 331 руб. 24 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: | |
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа производить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ФИО1 суммы в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере по 6 990 рублей 07 копеек ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, с ежегодной индексацией указанной суммы в порядке, предусмотренном законодательством.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 задолженность по выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 331 ( десять тысяч триста тридцать один) рубль 24 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий С.В. Васильев