о признании незаконным распоряжения в части отказа в отводе земельного участка, возложении обязанности отвести земельный участок



Дело № 2-288/12                                           Р Е Ш Е Н И Е

                              Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года           г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Яковлевой А.А.,

при секретаре        Дербеневой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием истца Губенко Н.А. , представителя ответчика администрации ЗГО Мезенова О.В., гражданское дело по иску Губенко Н.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения незаконным в части, возложении обязанности предоставить земельный участок,

у с т а н о в и л:

Губенко Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа, в котором просит суд признать незаконным распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Губенко Н.А. в предоставлении земельного участка в аренду, примерной площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру : <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в комиссию по землеотводам с заявлением об отводе земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам» утвержден протокол от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по отводу земельных участков для строительства и функциональному изменению их использования, пунктом 4 которого в отводе земельного участка ей отказано ввиду того, что земельный участок находится в федеральной собственности (полоса отвода железной дороги), согласно ст. 7 ЗК РФ ОМС не вправе распоряжаться данным земельным участком. В настоящее время земельный участок по указанному адресу находится в ее пользовании. На данном земельном участке находится жилой дом, общей площадью <данные изъяты> который был приобретен ею ДД.ММ.ГГГГ по частной расписке у ФИО5 и ФИО6 для проживания семьи истца. Истица обратилась в комиссию по землеотводам для отвода земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с целью узаконить свои права на жилой дом. Кроме домовой книги, других документов прежние владельцы истице не предоставили. С ДД.ММ.ГГГГ она постоянно пользуется домом и земельным участком, в доме не зарегистрировалась, т.к. для этого требовались правоустанавливающие документы. Претензий по землепользованию, а также о праве на расположенный на земельном участке дом истице никто не предъявлял. Считает оспариваемое распоряжение незаконным.

В судебном заседании истица Губенко Н.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ЗГО Мезенов Е.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ-л.д.53-55) с заявленными требованиями Губенко Н.А. не согласился, считает оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, и просил в удовлетворении заявления Губенко Н.А. отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.56-57).

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. (л.д.52а)

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Пунктом 3 ст.81 ЗК РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, установлена в ст.34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 года № 811 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).

Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) Администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в Администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10).Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет Администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в Администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).

Решение комиссии публикуется в газете "Златоустовский рабочий" (пп.3 п.6).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Губенко Н.А. обратилась к главе ЗГО с заявлением об отводе земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.60).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола по землеотводам» (пункт 2 п.п. 4 Протокола от ДД.ММ.ГГГГ ) истице отказано в отведении земельного участка примерной площадью <данные изъяты> по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства в виду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, который расположен на испрашиваемом земельном участке, ввиду того, что земельный участок находится в федеральной собственности (полоса отвода железной дороги), согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ ОМС не вправе распоряжаться данным земельным участком (л.д.68). Указанное распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2).

Согласно ст.3 указанного Закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства (п.1) Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п.4).

Статьей 4 Закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п.2 ст.4 Закона). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (п.3 ст.4 Закона).

Из пояснений истицы следует, что вышеуказанный земельный участок находится в пользовании истицы, на котором находится жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., который был приобретен ею ДД.ММ.ГГГГ по частной расписке у ФИО5 и ФИО6 для проживания семьи истца. Истица обратилась в комиссию по землеотводам для отвода земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, с целью узаконить свои права на жилой дом. Кроме домовой книги, других документов прежние владельцы истице не предоставили. С ДД.ММ.ГГГГ она постоянно пользуется домом и земельным участком, в доме не зарегистрировалась, т.к. для этого требовались правоустанавливающие документы. Претензий по землепользованию, а также о праве на расположенный на земельном участке дом истице никто не предъявлял.

В материалах дела имеется договор купли-продажи и расписка о продаже жилого дома, согласно которым, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и Губенко Н.А. приобрели у ФИО5 и ФИО6 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, за <данные изъяты> претензий к друг другу не имеют (л.д.22,23).

Информация о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства жилого дома в Управлении архитектуры и градостроительства отсутствует (л.д.13).

Согласно сведениям ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не числится, сведения об арестах и запрещениях отсутствуют (л.д.14,15).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.37).

Как было установлено в судебном заседании, документы, подтверждающие право собственности Губенко Н.А. на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке в администрацию ЗГО не представлялись.

Кроме того, земельный участок, примерной площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет. Суду не представлено доказательств, что произведено формирование границ вышеуказанного земельного участка и внесены сведения об этом в государственный кадастр недвижимости.

Разработка проекта планировки и межевания территории необходима для определения свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Без разработки проекта планировки и межевания территории, которая не освоена, наличие свободных земельных участков определить невозможно.

В соответствии с п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

В соответствии с п.5 указанной статьи земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно топографической съемки земельного участка, спорный земельный участок согласно зонированию территории г. Златоуста попадает в зону К.1-зона железной дороги, где не предусмотрено строительство жилых домов (л.д. 58).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, К.1-зона железной дороги. (л.д.59):

1. Основные виды разрешенного пользования:

1.1. полоса железной дороги с размещением в ней железнодорожного вокзала, пассажирских станций. Остановочных пунктов, технических станций, парков резервного подвижного состава, грузовых станций и контейнерной площадки, складов и площадок для навалочных грузов долговременного хранения и др.;

1.2 железнодорожные пути к производственным зонам;

1.3 санитарно-защитная зона железной дороги, считая от оси крайнего ж/д пути, шириной : 100 м до жилой застройки, 50 м до границ садовых участков с озеленением не менее 50% ширины зоны. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещение автомобильных дорог, транспортных устройств и сооружений, гаражей, стоянок автомобилей, линий электропередач и связи, складов, учреждений коммунальн0-бытового назначения.

2. Условно разрешенные виды использования:

2.1. парки, скверы, бульвары

2.2. городской автовокзал

2.3 учреждения и предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания

2.4 открытые автостоянки

3. Вспомогательные виды разрешенного использования

3.1 любые здания и сооружения, коммуникации, не связанные с функционированием железной дороги.

Органы местного самоуправления не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления не было оснований для предоставления земельного участка Губенко Н.А. в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для решения вопроса о возможности предоставления земельного участка в аренду Губенко Н.А. необходимо обратиться в уполномоченные государственные органы, осуществляющие функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта.

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Губенко Н.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Губенко Н.А. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности предоставить земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

                                                     р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Губенко Н.А. к Администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Губенко Н.А. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности предоставить земельный участок отказать.

       Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий                                                         А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу