об оспаривании решения комиссии по землеотводам



Дело № 2-173/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 февраля 2012 г.                             г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                 Руновой Т.Д.,

при секретаре                         Аненковой М.Н.,

с участием:     

истца                                    Рябинина В.С.,

представителя ответчика Администрации ЗГО         Мезенова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябинина В.С. к администрации Златоустовского городского округа о признании незаконным распоряжения в части отказа в отводе земельного участка, о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л :

Рябинин В.С. обратился в суд с иском к Администрации ЗГО, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ » в части отказа ему в отводе земельного участка площадью 24 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для размещения индивидуального гаража, и отвести ему указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что ему было отказано в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, находящийся на испрашиваемом земельном участке. С указанным решением он не согласен, поскольку на данном земельном участке находится капитальный гараж, который был куплен его отцом Рябининым С.А. ДД.ММ.ГГГГ по частной расписке у ФИО4, получившего разрешение на возведение гаража в установленном порядке. С этого времени отец владел и пользовался гаражом на правах собственника. ДД.ММ.ГГГГ отец умер, наследство по закону принял он. С 1999 г. он пользуется гаражом и земельным участком, на котором расположен гараж, другие лица на гараж и земельный участок не претендуют. Нахождение на спорном земельном участке строения без правоустанавливающих документов на него не является препятствием для его отвода, поскольку земельный участок не обременен правами третьих лиц и является юридически свободным (л.д.3-4).

В судебном заседании истец Рябинин В.С. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что земельный участок, за отводом которого он обращался в администрацию ЗГО, необходим ему для оформления права собственности на гараж, размещенный на данном участке, строительство нового гаража им не планируется.

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указал, что оспариваемое решение является законным, поскольку Рябининым В.С. не были представлены документы, подтверждающие его право собственности на объект недвижимости, расположенный на данном участке (л.д.32). Кроме того, в судебном заседании пояснил, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне В.2 – зона многоквартирной застройки, поэтому предоставление спорного земельного участка для размещения индивидуального гаража может быть произведено только после проведения публичных слушаний, поскольку данный вид использования относится к условно-разрешенному (л.д. 74-76).

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает требования Рябинина В.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

По смыслу и содержанию указанной нормы закона следует, что для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение необходимо установление совокупности двух условий – несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.

Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, установлена в ст.34 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Согласно пункту 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Пункт 3 ст.34 ЗК РФ предусматривает, что в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно пунктам 5 и 6 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте (с изменениями и дополнениями).

Главой 3 указанного Положения регламентируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Согласно главе 3 Положения (в действующей редакции) администрация округа на основании решения комиссии по землеотводам обеспечивает подготовку информации о земельных участках, содержащей сведения о праве, на котором предоставляется земельный участок, его местоположение, площади, цель использования, об условиях предоставления (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации в газете "Златоустовский рабочий". Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (далее заявители), подают заявление в администрацию округа. Заявления о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, принимаются в течение четырнадцати дней со дня публикации указанной в настоящем пункте информации (п.9). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.10). Регистрацию заявлений в установленном Главой округа порядке ведет администрация округа. Рассмотрению подлежат все поступившие в администрацию округа заявления (п.11). Критериями предоставления испрашиваемого земельного участка являются: 1) соответствие места нахождения и цели использования земельного участка, определенной в заявлении, видам его разрешенного использования исходя из принадлежности указанного земельного участка к конкретной территориальной зоне, а также к месту нахождения и цели, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положения. 2) Соответствие площади земельного участка, определенной в заявлении, установленным законодательством Российской Федерации предельным нормам предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также площади, указанной в публикации информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего положении. Решение о предоставлении заявителю земельного участка для целей, не связанных со строительством, оформляется распоряжением Главы Златоустовского городского округа (п.12). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после принятия распоряжения Главы округа, предусмотренного пунктом 12 настоящего положения (п.14).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Рябинин В.С. обратился к Главе ЗГО с заявлением об отводе ему земельного участка площадью 16,9 кв.м. по адресу: <адрес> для размещения индивидуального гаража (л.д.36).

Заявление Рябинина В.С., представленное в орган местного самоуправления, не соответствует требованиям ст.34 ЗК РФ, поскольку в нем не указано испрашиваемое право на земельный участок.

Согласно протоколу комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ, (пункт 16), утвержденному распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, Рябинину В.С. было отказано в отводе земельного участка для размещения индивидуального гаража с формулировкой – «ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке». Указанное распоряжение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).

Согласно кадастровому паспорту на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Златоустовским филиалом ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по адресу: <адрес> находится гараж, общей площадью 16,9 кв.м. (л.д.37-38).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав на гараж, расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 13).

По сведениям ЗО ЧФ ФГУП «Ростехинвентариазция - Федеральное БТИ» на государственном техническом учете в Златоустовском отделении Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» какие-либо объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес> не состоят (л.д.58).

Сведения о земельном участке, расположенном по указанному адресу, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д.51).

В подтверждение доводов, изложенных в исковом заявлении, истцом представлена расписка, в которой указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продал гараж по <адрес> Рябинину С.А. и получил деньги в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. 8). Истцом также представлены ордер на право пользования индивидуальным гаражом по <адрес>, выданный ДД.ММ.ГГГГ начальником производственной группы отдела по делам строительства и архитектуры <адрес> на имя ФИО6, и ордер на право пользования индивидуальным гаражом по <адрес>, выданный начальником управления архитектуры и градостроительства администрации г.Златоуста на имя Рябинина В.С. в 1999 г. (л.д.20). Свидетели ФИО7 и ФИО8 (соседи) в судебном заседании подтвердили, что отец истца, а затем и сам истец длительное время пользовались данным гаражом ( л.д.74-76).

Из материалов дела следует, что ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, Рябинин С.А. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.11,28). После смерти Рябинина С.А. в нотариальной конторе заведено наследственное дело за 1999 год. Наследство по закону принял сын наследодателя – Рябинина В.С. (справка нотариуса- л.д. 12 ).

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

По смыслу приведенной статьи возможность приобрести права на земельные участки закон предоставляет не любому владельцу недвижимости, а только лицам, которым принадлежат права на здания, строения, сооружения. Фактическое использование земельного участка на протяжении длительного времени основанием для возникновения права на такой участок не является.

Рябининым В.С. не представлено доказательств наличия прав на объект недвижимого имущества, находящийся на испрашиваемом земельном участке.

Согласно ответу из Муниципального бюджетного учреждения «Архив Златоустовского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивных фондов «Исполнительный комитет Златоустовского городского Совета» и «Златоустовский металлургический завод» сведений об отводе земельного участка под строительство гаража по адресу: <адрес> у дома за ДД.ММ.ГГГГ. не обнаружено (л.д.50).

Согласно ответу начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ информация, касающаяся оснований выдачи ордеров на право пользования гаражом, расположенным в районе жилого дома по <адрес>, в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа отсутствует за давностью лет (л.д.72).

Представленное Рябининым В.С. заявление от ФИО6, проживавшего по адресу: <адрес>, на имя помощника директора завода по быту т. ФИО10 с просьбой разрешить произвести во дворе <адрес> капитальный ремонт существующего гаража с заменой стен из земли и камня на шлакоблочные (л.д.7), доказательством возведения гаража в установленном порядке быть не может.

Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" было запрещено государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета народных депутатов (п.2).

Таким образом, суд приходит к выводу, что гараж, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, является самовольной постройкой. Ни ФИО6, ни Рябинин С.А. при жизни не оформили документы на выстроенный гараж в установленном законом порядке, доказательства того, что гараж был построен на отведенном для этих целей земельном участке с разрешения уполномоченных органов, в материалах дела отсутствуют. Выдача ордеров не является достаточным основанием для вывода о законности размещения гаража на указанном земельном участке, данное обстоятельство не порождает право собственности на указанный объект недвижимого имущества.

Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок, испрашиваемый истцом, находится в жилой зоне «В.2 – зона многоквартирных домов в 4 этажа и выше» (л.д.67-68).

Согласно п. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории г.Златоуста, утвержденными Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 02 марта 2007 г., жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками. Жилые зоны устанавливаются с целью обеспечения комфортных и здоровых условий для проживания. В них допускается размещение различных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых сооружений, парковок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду.

Условно разрешенные виды использования для зоны В.2:

. для реконструируемых, строящихся, а также проектируемых многоквартирных жилых домов – встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи, для сохраняемых многоквартирных жилых домов – боксовые гаражи из расчета 1 место парковки для каждых 4 жилых единиц на земельных участках многоквартирных домов и открытые стоянки, но не более чем 1 место парковки на 1 квартиру.

. для блокированных жилых домов: встроенные или отдельно стоящие гаражи, а также открытые стоянки, но не более чем на 1 транспортное средство на 1 земельный участок

Испрашиваемый земельный участок необходим Рябинину В.С. для размещения индивидуального гаража, что относится к условно разрешенному виду использования.

В соответствии с п.6 ст.37 Градостроительного кодекса РФ на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (п.1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п.2).

Порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Рябининым В.С. соблюден не был.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований Рябинина В.С., оспариваемое решение соответствует требованиям закона и не нарушает законных прав и интересов истца.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать Рябинина В.С. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжения администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ » в части отказа ему в отводе земельного участка площадью 24 кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> для размещения индивидуального гаража, и отводе ему указанного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий Т.Д. Рунова

Решение в законную силу не вступило