Дело № 2-498/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Златоуст 29 февраля 2012 года Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Подымовой Н.В., при секретаре Стерляжниковой А.А., с участием помощника прокурора города Златоуста Челябинской области Казаковой Т.Б., представителя МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области Пальчикова Е.А., заинтересованного лица Игумнова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области гражданское дело по заявлению Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области об установлении административного надзора в отношении Игумнова С.П., у с т а н о в и л : Межмуниципальный отдел МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области (далее МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области) обратился в суд с заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Игумнова С.П. В обоснование заявления указано, что 26 июля 2011 года Игумнов С.П. освободился условно-досрочно по постановлению Новотроицкого городского суда Челябинской области от 15 июля 2011 года на 3 года 3 месяца 6 дней из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Оренбургской области, где отбывал наказание по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, в виде лишения свободы сроком 10 лет. Кроме того, Игумнов С.П. был осужден приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 января 1994 года по ч. 2 ст. 108 УК РФ к 7 годам лишения свободы, освобожден 08 мая 2000 года по отбытии наказания. Таким образом, Игумнов С.П., имея непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, вновь совершил особо тяжкое преступление, судимость за которое не погашена, то есть при особо опасном рецидиве. На основании ч. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении Игумнова С.П. должен быть установлен административный надзор, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 настоящего закона. Просит установить административный надзор в отношении Игумнова С.П. на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, установив административные ограничения в виде: запрещения выезда за пределы г. Златоуста Челябинской области; запрещения пребывания вне жилого помещения в период времени с 23-00 часов до 06-00 часов, за исключением случаев работы в ночное время при трудоустройстве; обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц. В судебном заседании представитель МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области Пальчиков Е.А. настаивал на удовлетворении заявления по основаниям, в нем изложенным, дополнений не имел. В судебном заседании заинтересованное лицо Игумнов С.П. с заявлением МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области согласился, не возражал против установления в отношении него административного надзора и временного ограничения его прав и свобод путем установления указанных в заявлении административных ограничений. В судебном заседании помощник прокурора города Златоуста Челябинской области Казакова Т.Б. поддержала заявление МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области, находит его обоснованным. Однако полагает, что основанием для установления в отношении Игумнова С.П. административного надзора является совершение преступления при опасном рецидиве, а не особо опасном, как указывает заявитель. Так же просит при установлении административных ограничений в отношении Игумнова запретить ему выезд за пределы ЗГО, при этом не обязывая Игумнова получать разрешение на выезд за пределы ЗГО в ОВД; запретить пребывание вне жилого помещения с 22 часов, а не с 23 часов, без применения каких-либо исключений. Заслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд находит требования МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего. Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г.), вступившим в силу 01 июля 2011 года, предусмотрена возможность установления в отношении определенной категории лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и перечисленных в тексте указанного Федерального закона, административного надзора, который заключается в наблюдении органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод (административных ограничений), а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 1). В соответствии со ст. 2 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте настоящего Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Статьей 6 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. Согласно положениям ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи. То есть по смыслу закона в отношении указанной категории лиц административный надзор устанавливается судом по заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел в обязательном порядке независимо от каких-либо условий. Как следует из представленных суду материалов, приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года Игумнов С.П. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу (л.д. 8-9). Приговором Златоустовского городского суда Челябинской области от 20 января 1994 года Игумнов С.П. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 108 УК РСФСР к 7 годам лишения свободы (л.д. 7). Из мест лишения свободы освободился 08 мая 2000 года по отбытии срока наказания (л.д. 5,8). Игумнов С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом, указанные преступления по двум приговорам им были совершены также в совершеннолетнем возрасте. В силу ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, совершенное Игумновым С.П. по приговору от 23 декабря 2004 года, относится к категории особо тяжкого. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 108 УК РСФСР, за которое Игумнов С.П. осужден по приговору от 20 января 1994 года, в соответствии с положениями ст. 7.1 УК РСФСР являлось тяжким. В действующей редакции УК РФ указанное деяние является особо тяжким преступлением. Поскольку уголовный закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, определяя категорию совершенного Игумновым С.П. преступления по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области, суд согласно положениям ч. 1 ст. 9 УК РФ исходит из норм УК РСФСР, действовавшим во время совершения деяния, который не содержал понятия особо тяжкого преступления. Согласно справке о результатах проверки в ОСК и справке об освобождении, Игумнов С.П. из мест лишения свободы был освобожден 26 июля 2011 года на основании постановления Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 июля 2011 года об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года на 3 года 3 месяца 6 дней (л.д. 4, 10, 15). В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (ч. 3). Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4). Поскольку от отбывания наказания по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года Игумнов С.П. был освобожден 26 июля 2011 года условно-досрочно, следовательно, срок погашения судимости Игумнова С.П. по данному приговору истекает 26 июля 2019 года. В силу п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. Согласно абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 20 от 29 октября 2009 года «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» по смыслу ст.18 УК РФ, совершение особо тяжкого преступления лицом, имеющим судимость за тяжкое преступление, за которое он отбывал лишение свободы, образует опасный рецидив преступлений (часть 2 статьи 18 УК РФ). Таким образом, учитывая изложенное, в действиях Игумнова С.П. при совершении особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ имелся опасный рецидив преступлений, а не особо опасный рецидив преступлений, как указывает об этом заявитель. На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона №64-ФЗ от 06.04.2011г., учитывая, что судимость по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года, которым Игумнов С.П. был осужден за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве, на настоящий момент в установленном законом порядке не снята и не погашена, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении Игумнова С.П. административного надзора для предупреждения совершения последним повторных преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. В соответствии с ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. При этом суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. Часть 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. содержит закрытый перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре: запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещений мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается в соответствии с задачами административного надзора. При этом исходя из смысла закона при установлении административного надзора суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, перечисленных в ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г., так и отдельную их комбинацию с учетом обстоятельств и характера совершенных преступлений, личности поднадзорного лица. Вместе с тем, в любом случае в соответствии с ч. 2 ст. 4 указанного Закона установление судом поднадзорному лицу административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Игумнов С.П. имеет постоянное место жительство, по которому согласно представленным характеристикам от соседей и участкового уполномоченного характеризуется с положительной стороны, в настоящее время работает без официального трудоустройства на мебельной фабрике (л.д. 18, 19). Административные ограничения, которые предлагает установить МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области в отношении Игумнова С.П., соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, закрепленному ст. 4 Закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 г. и, по мнению суда, являются разумными с учетом обстоятельств и характера преступления, за которое осужден Игумнов С.П., а так же данных о его личности. Указанные меры являются временным ограничением прав и свобод Игумнова С.П. как лица, освобожденного из мест лишения свободы, и полностью соответствуют задачам административного надзора - предупреждение совершения Игумновым С.П. новых преступлений и оказание на него индивидуального профилактического воздействия. При этом устанавливаемые в отношении Игумнова С.П. административные ограничения не могут расцениваться как противоречащие положениям ст. 55 Конституции РФ и международным договорам о правах человека, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов. При определении применяемых к Игумнову административных ограничений суд, соглашаясь с мнением помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., полагает необходимым установить в отношении Игумнова запрет на выезд за пределы ЗГО и запрет на пребывание вне жилого помещения в ночное время. Однако, суд не может согласиться с мнением помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б. об установлении такого запрета на период с 22-00 часов, а не с 23-00 часов, поскольку законом предусмотрено установление такого ограничения не в конкретный период времени, а в определенное время суток. При этом, учитывая характеризующие данные на Игумнова, суд полагает достаточным установление такого ограничения в период с 23-00 часов вечера до 06-00 часов утра. Как уже указывалось выше, судимость Игумнова С.П. по приговору Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 декабря 2004 года погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, то есть 26 июля 2019 года. Следовательно, административный надзор в отношении Игумнова С.П. должен быть установлен на срок до 26 июля 2019 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 261.8 ГПК РФ, ст.ст. 1-5 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», суд р е ш и л : Заявление Межмуниципального отдела МВД Российской Федерации «Златоустовский» Челябинской области удовлетворить. Установить административный надзор в отношении Игумнова С.П., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на срок до 26 июля 2019 года. Установить в отношении Игумнова С.П. на срок административного надзора административные ограничения: - запрещение выезда за пределы Златоустовского городского округа Челябинской области; - запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания Игумнова С.П., с 23-00 часов вечера до 06-00 часов утра, - обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Н.В. Подымова