Дело № 2-168/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2012г. г.Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.В. Васильева С.В.
при секретаре Т.О. Курчатовой
с участием представителя ответчика Н.К. Сидоровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Билалова Ф.Р. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы, назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л :
Билалова Ф.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» (далее – ГУ УПФ), в котором просит включить в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – до достижения ребенком возраста 1,5 лет; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просит также назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ.
В обоснование своих требований истец сослалась на то, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости она обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ Однако, решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием 30-летнего специального трудового стажа. К зачету в специальный трудовой стаж не приняты вышеуказанные периоды, данное решение истица считает незаконным., поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 25 от 20.12.2005г. подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку период имеет место до 06.10.1992г. Период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж ее работы, поскольку указанный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работник обязан производить отчисление страховых взносов в ГУ УПФ РФ. В то время, как она в указанный период занималась медицинской деятельностью в стоматологической поликлинике. В период прохождения курсов повышения квалификации за ней сохранялось ее рабочее место на основном месте ее работы.
Истец Билалова Ф.Р. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Златоусте Сидорова Н.К., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что в соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения досрочные трудовые пенсии по старости назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения обще установленного пенсионного возраста, по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, т.е. по отношению к трудовой пенсии по старости, досрочные пенсии, назначаемые в связи с медицинской деятельностью, носят льготный характер. Так же пенсионное обеспечение в России основано на страховых принципах. При этом все категории работающих, в том числе медицинские работники, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на общих основаниях по единому тарифу. Объем этих взносов не обеспечивает обязательств по финансированию назначенных им досрочно пенсий. Таким образом, выводя пенсионное обеспечение отдельных граждан из-под действия общих правил без достаточных для этого оснований, нарушаются конституционно гарантированные права других граждан (престарелых, инвалидов, лиц, потерявших кормильцев, и других малообеспеченных категорий граждан) в области социального обеспечения, установленные ст. 19 Конституции РФ. Конституция РФ обуславливает и гарантирует право каждому на пенсию в связи с обстоятельствами, вызывающими необходимость в социальной защите — болезнью, старостью, инвалидностью. Конституцией РФ не закреплен порядок назначения пенсий в связи с особыми условиями труда, а акцент сделан на то, что государственные пенсии устанавливаются Законом (ч. 2 ст. 39). Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. В данном случае, периоды стажа рассмотрены согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, Списка должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, что не нарушает конституционного права истца. Кроме того, начиная с 02.11.1999г. необходимо условие выполнения нормальной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки по должности. То основание, что за истцом был сохранен среднемесячный заработок и место работы, не является основанием для включения этих периодов в специальный стаж в любом исчислении.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Билаловой Ф.Р. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Билалова Ф.Р. обратилась в ГУ УПФ <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, как выработавшая необходимый для её назначения 30-летний специальный стаж (л.д. 2-26).
Решением ГУ УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Билаловой Ф.Р. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 30-летнего трудового стажа на соответствующих видах работ (л.д. 6).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан следует, что ответчик исключил из специального трудового стажа истца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в должности зубного врача стоматологической поликлиники Медико-санитарной части металлургического завода МЛПУЗ «ГБ № №2»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период работы в должности зубного врача стоматологической поликлиники МЛПУЗ «Городская больница № 2»). Кроме того, не включен период нахождения в отпуске за ребенком в возрасте до 1,5 лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование отказа ответчик в решении указал, что согласно п. 5 абзаца 4 разъяснения Министерства труда от 22.05.1996г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включаются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Согласно абзаца 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.06.2007г. № 381, в стаж включаются периоды работы получения пособия по государственному специальному страхованию в период в ременной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Суд находит незаконным не включение в специальный стаж спорных периодов работы.
Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, следует из протокола заседания комиссии ГУ УПФ РФ, с ДД.ММ.ГГГГ истец Билалова Ф.Р. работает в должности, связанной с лечебной деятельностью. В том числе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Билалова Ф.Р. работала в должности зубного врача стоматологической поликлиники Медико-санитарной части металлургического завода МЛПУЗ «ГБ № №2», а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности зубного врача стоматологической поликлиники МЛПУЗ «Городская больница № 2».
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии в силу п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (с изменениями от 27 августа 1992 г., 23 июля, 22 сентября 1993 г.) предусматривалось право на пенсию по выслуге лет врачей и среднего медицинского персонала ( в том числе медицинских сестер) независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464. С 01 ноября 1999 года применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, что предусмотрено п. 3 названного Постановления Правительства РФ № 1066.
Названные Списки утверждены в развитие ранее действующего Закона РФ «О Государственных пенсиях в РФ». В частности, ст. 83 названного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. По Закону «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии за выслугу лет, в частности работникам, занимающимся лечебной деятельности, трансформированы в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. Условия назначения данных пенсий по закону «О трудовых пенсиях» по сравнению с ранее действующим законодательством не изменились.
Как следует из материалов дела, Билалова Ф.Р. имеет детей: ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО11. (л.д.10), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Билалова Ф.Р. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (справка, л.д. 29).
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 (далее – Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Информационным письмом от 4 ноября 2002 г. N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 Минтруд РФ и ПФР разъяснили положения данного пункта Правил, указав, что по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1884 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ранее действовавшим законодательством были предусмотрены аналогичные положения.
Так, в п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29) (с изменениями от 1 октября 1999 г.) содержится указание на то, что периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступившего в силу с 01 апреля 1972 года, женщинам, имеющим детей, помимо оплачиваемого отпуска по беременности и родам предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработка до достижения ребенком возраста одного года.
В последующем положения данной нормы закона менялись в части увеличения срока дополнительного отпуска, а также условий его оплаты.
Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года срок дополнительного неоплачиваемого отпуска продлен до достижения ребенком возраста 1,5 лет, а постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. При этом законом гарантировалось включение периода нахождения в указанном отпуске во все виды стажа: в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях. Дополнительный отпуск мог быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста полутора лет.
В части включения периода отпуска в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений ст. 167 КЗоТ РСФСР действовала до 06 октября 1992 года, до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым установлено, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Суд полагает, что придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, неправомерно, так как противоречит Конституции РФ, имеющей непосредственное действие на всей территории РФ.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования (п. 6). В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (п.7).
По смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 54, 57), Указа Президента № 763 от 23 мая 1996 года, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, нормативный акт, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеют.
Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего граждане не могли предвидеть в дальнейшем исключение из их специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком возраста до полутора лет.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлениях Конституционного Cуда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», согласно которых «периоды нахождения граждан до 1992 года в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет подлежат зачету в трудовой и специальный стаж в соответствии с ранее действовавшим законодательством».
Изменения в КЗоТ РСФСР были внесены Законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, вступившем в действие с 06 октября 1992 года, обратная сила этим изменениям законом не предавалась. Поэтому, данные изменения, как ухудшающие положения граждан, не могут иметь обратную силу. Таким образом, ГУ УПФР в г. Златоусте незаконно применило нормативный акт, ухудшающий положение истца при реализации права на получение от государства пенсионного обеспечения, на период работы до вступления данного акта в силу.
Также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Следовательно, период нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет, т.е. период работы в зубного врача стоматологической поликлиники Медико-санитарной части металлургического завода МЛПУЗ «ГБ № №2» подлежит включению в специальный стаж истца.
Суд также считает незаконным исключение из специального трудового стажа работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ на основании следующего.
Для медицинского работника, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения им своей работы.
Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности; сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Из п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22 января 2007 года следует, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Статьей 196 Трудового кодекса РФ, устанавливается, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Как следует из таблицы трудовой деятельности (л.д. 27), справки МЛПУЗ «Городская детская больница № 2» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), Билалова Ф.Р. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.
Согласно копии Сертификата от ДД.ММ.ГГГГ №, Билалова Ф.Р. получала первую категорию зубного врача в ГУЗ «Комиссии по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений и лиц на территории <адрес>» (л.д. 112), выдано удостоверение № (л.д. 11). Из представленного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) и выданного по результатам прохождения курсов удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) следует, что Билаловой Ф.Р. присвоена специальность «Стоматология» первой категории. За получение высшей категории по специальности «стоматология» истцу выданы свидетельство № (л.д. 14) и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), а также свидетельство № (л.д. 16), удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), свидетельство о повышении квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), сертификат о сдаче квалификационного экзамена (л.д. 20).
Согласно пункту 2 утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.
Как следует из п. 4 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со статьей 112 КЗОТ РФ, статьей 187 вступившего в действие с 01 февраля 2002 года ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Тематика курсов повышения квалификации соответствует специфике работы истца в соответствующие периоды работы.
Таким образом, указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, являются периодами работы по фактической должности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Кроме того, в пункте 21 Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав, на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Как следует из оспариваемого решения Комиссии ГУ УПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), специальный трудовой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ без учета спорных периодов, составил ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с учетом спорных периодов, льготный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составит ДД.ММ.ГГГГ), что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах, решение руководителя территориального органа ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Билаловой Ф.Р. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Билалова Ф.Р. удовлетворить.
Признать незаконными решение ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Билалова Ф.Р. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ;
Возложить на ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>» включить Билалова Ф.Р. в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, назначить ей пенсию по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, его вынесший.
Председательствующий С.В.Васильев
Решение не вступило в законную силу