о признании незаконным разрешения на строительство



Дело № 2-396/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 г.                             г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи              Руновой Т.Д.,

при секретаре                      Аненковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., представителя ответчика Администрации ЗГО Мезенова Е.В., представителя ответчика КУИ ЗГО Оховой О.В., представителя ответчика ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» Гаджикурбановой В.А., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Златоустовского городского округа, ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» о признании незаконными разрешения на строительство, распоряжения о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора аренды, применении последствий недействительности сделки,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Златоуста в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к указанным ответчикам, в котором просит признать недействительными распоряжение администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду», разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, применить последствия недействительности сделки, обязав ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» возвратить Комитету по управлению имуществом ЗГО земельный участок кадастровый номер площадью 660 кв.м.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в нарушение требований законодательства без реализации процедуры публичных слушаний и выдачи разрешения на условно-разрешенный вид использования, земельный участок с кадастровым номером площадью 660 кв.м., расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» для строительства стационарной АЗС. На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом заключен оспариваемый договор аренды земельного участка с ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт». ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы округа по строительству ФИО2 ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» было выдано разрешение на строительство АЗС. Предоставление земельного участка в аренду для осуществления деятельности, относящейся к условно-разрешенному виду использования, выдача разрешения на строительство указанного объекта, не соответствует требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства, нарушает права граждан на обеспечение благоприятных условий проживания и на участие в решении вопросов в сфере градостроительства (л.д.2-5).

В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что на момент издания распоряжения, выдачи разрешения на строительство и заключения договора процедура предоставления земельного участка не была соблюдена.

Представитель ответчика администрации ЗГО Мезенов Е.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. В письменном отзыве (л.д.33-34) указал, что с заявленными требованиями не согласен, так как прокурор в иске не указал, в чем конкретно заключаются интересы неопределенного круга лиц, какое право нарушено, не привел закон или иной нормативный акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Считает, что прокурором пропущен срок для обжалования ненормативных актов органов местного самоуправления. ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство имело все необходимые документы для его получения. По вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка проводились публичные слушания, по результатам которых администрацией ЗГО выдано соответствующее разрешение.

Представитель ответчика ОМС «КУИ» Охова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению в связи с пропуском 3-х месячного срока обращения в суд, публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка проведены, права и законные интересы граждан не нарушены (л.д.101-103).

Представитель ответчика ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» Гаджикурбанова В.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.75-78), в котором указала, что в настоящее время условно-разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в зоне Г.2, полностью соответствует целям его использования – строительство АЗС, выдано разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка по итогам проведения публичных слушаний. Принятый администрацией ЗГО ненормативный акт не имеет оснований для его отмены, так как отсутствуют нарушение прав и свобод граждан. Прокурором пропущен срок для обжалования ненормативных актов органов местного самоуправления, прокурор не вправе обращаться с заявлением об оспаривании ненормативного акта в интересах неопределенного круга лиц. Разрешение на строительство получено ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» с соблюдением требований законодательства после предоставления всех необходимых документов.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора г. Златоуста не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Статья 31 ЗК РФ определяет, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п. 1).

В соответствии с Решением Златоустовского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе Златоусте" (с изменениями и дополнениями), предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.

    Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) Заявитель обращается в комиссию по землеотводам с заявлением о предоставлении земельного участка; к заявлению могут прилагаться необходимые технико-экономические обоснования и расчеты;

3-1) Решение комиссии по землеотводам утверждается распоряжением Главы округа. В случае недостаточной обоснованности принятого решения Глава округа направляет соответствующую заявку в комиссию по землеотводам на повторное рассмотрение с мотивированным заключением. Срок действия распоряжения Главы округа один год с момента официальной публикации решения комиссии по землеотводам;

7) В случае, если в процессе проведения процедуры согласования согласующими органами и должностными лицами выдвинуты условия, повлекшие изменения границ земельного участка по сравнению с утвержденными в проекте границ, Глава города после установления границ на местности (изготовления межевого (землеустроительного дела) своим распоряжением утверждает новый проект границ (материалы инвентаризации земельного участка);

8) Распоряжение Главы города о предоставлении земельного участка в аренду (в постоянное (бессрочное) пользование) для строительства принимается в двухнедельный срок со дня обращения гражданина или юридического лица; к заявлению, подаваемому на имя Главы города в МУ "Комитет по управлению имуществом г.Златоуста", должна быть приложена кадастровая карта (план) земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» обратилось к главе Златоустовского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства АЗС (л.д.84).

На основании решения комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), утвержденного распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Систама-ЗлатнефтеПродукт» в управлении архитектуры и градостроительства администрации ЗГО получен акт предварительного согласования места размещения объекта пр. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-38). Указанный акт предварительного согласования места для строительства стационарной АЗС на земельном участке, расположенном на землях населенных пунктах по адресному ориентиру: <адрес> утвержден распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» поручено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка (л.д.40-41).

ДД.ММ.ГГГГ выдан кадастровый паспорт, из которого следует, что земельному участку, расположенному по указанному адресному ориентиру, присвоен кадастровый номер , площадь участка 660 кв.м., участок расположен на землях населенных пунктов (л.д.42-43).

Оспариваемым распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером предоставлен в аренду ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» для строительства стационарной АЗС сроком на 11 месяцев (л.д.44).

На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом ЗГО и ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» заключен договор аренды земли для строительства стационарной АЗС сроком на 11 мес. Согласно акту сдачи-приемки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» в аренду с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-52).

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53) администрацией Златоустовского городского округа ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» выдано оспариваемое разрешение на строительство объекта капитального строительства - стационарной АЗС, расположенного по адресу: <адрес> Срок действия разрешения установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55). На основании заявления ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» от ДД.ММ.ГГГГ срок действия разрешения продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54)

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Согласно п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

В соответствии с п. 7 указанной статьи земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Из материалов дела следует, что согласно решению Собрания депутатов ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план города Златоуста и Правила землепользования и застройки города Златоуста, утвержденные решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ » (л.д.94-96), спорный земельный участок отнесен к градостроительной зоне Г.2.- зоны коммунально-складских объектов, где размещение АЗС отнесено к условно разрешенному виду использования (л.д.22).

В соответствии с ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч.1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч.2). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3). Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет (ч.6). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч.8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет (ч. 9).

ДД.ММ.ГГГГ (исх. 48) ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» обратилось в комиссию по землеотводам с заявлением о проведении публичных слушаний для решения вопроса о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка. На основании поданного заявления и решения комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ), утвержденного распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ , согласно распоряжению администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.57) ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 часов по адресу: <адрес>, были проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером (протокол публичных слушаний – л.д.61). Сообщения о проведении публичных слушаний опубликованы в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-59)

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67) ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» большинством голосов принято решение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования указанного земельного участка для строительства стационарной АЗС. Заключение опубликовано в газете «Златоустовский рабочий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68).

Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о предоставлении ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресному ориентиру: <адрес> для строительства АЗС. Распоряжение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п.1). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе (п.2).

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании сделки недействительной, применения последствий ее недействительности, признания недействительным оспариваемых распоряжения и разрешения на строительство, поскольку на сегодняшний день отсутствуют нарушения прав граждан, требующих защиты и подлежащих восстановлению. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка обсуждался на публичных слушаниях, ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка для строительства АЗС. Само по себе то обстоятельство, что ранее ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» не получило разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, не свидетельствует о наличии основания для признания оспариваемых распоряжения и разрешения на строительство, а также договора аренды земельного участка недействительными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что предоставление земельного участка в аренду для осуществления деятельности, относящейся к условно-разрешенному виду использования, выдача разрешения на строительство объекта, который по своему функциональному назначению относится к условно разрешенному виду использования в данной территориальной зоне, соответствует требованиям действующего градостроительного и земельного законодательства и не нарушает права граждан на обеспечение благоприятных условий проживания и на участие в решении вопросов в сфере градостроительства.

Относительно доводов ответчиков по поводу отсутствия у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском, а также истечения срока исковой давности, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Согласно ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора выступают общественные отношения, связанные с исполнением требований законов.

Таким образом, прокурор обратился в суд с иском в соответствии с действующим законодательством, указав на нарушения, по его мнению, требований земельного и градостроительного законодательства, затрагивающие права граждан на обеспечение благоприятных условий проживания и на участие в решении вопросов в сфере градостроительства.

Истечение установленного частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления само по себе не является основанием для признания такого решения законным и не лишает заинтересованных лиц и     прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в исковом производстве требовать восстановления нарушенных прав.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Прокурору г. Златоуста в удовлетворении исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, Комитету по управлению имуществом Златоустовского городского округа, ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» о признании недействительными распоряжения администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в аренду», разрешения на строительство , договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности сделки, возложении обязанности на ООО «Система-ЗлатНефтеПродукт» возвратить Комитету по управлению имуществом ЗГО земельный участок с кадастровым номером площадью 660 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий             Т.Д. Рунова

Решение в законную силу не вступило